Евгений марчук: «если бы в сбу была структура, подотчетная президенту, глава государства уже через двадцать минут знал бы ответ на вопрос, кто прослушивал спикера парламента»
В Украине, пожалуй, одним из наиболее употребляемых слов является «реформирование». В течение последнего десятилетия процессу реформирования у нас подвергалось практически все: от жилищно-коммунального хозяйства до политической системы. Где-то процессы шли более успешно, где-то — менее. А до определенных сфер реформы добираются с большим трудом. Особенно если речь идет о такой закрытой структуре, как Служба безопасности Украины. Хотя проблем хватает и здесь. Начнем с того, что за последние годы на посту главы СБУ, сменяя друг друга в достаточно быстром темпе, побывали трое: Владимир Радченко, Игорь Смешко и Игорь Дрижчаный. Нынче Служба безопасности уже несколько месяцев, так сказать, обезглавлена.
А ведь для нормальной деятельности таких весьма специфических структур, как спецслужбы, условия работы должны быть, как в крупном бизнесе — спокойствие, стабильность, понятные пути дальнейшего развития. В качестве примера можно привести американские спецслужбы. Эдгар Гувер, в частности, возглавлял Центральное разведывательное управление в течение сорока лет. И независимо от того, какая политическая сила приходила к власти в Белом доме.
«Спецслужбы развитых стран борьбой с обычной преступностью не занимаются»
Разобраться с проблемами украинских силовиков и выработать предложения по реформе Службы безопасности на круглом столе «Реформирование СБУ: для власти или для граждан?» собрались известные эксперты в этой области: экс-председатели СБУ Евгений Марчук и Игорь Смешко, глава «Украинского форума» Владимир Семиноженко, исполнительный секретарь «Украинского форума» Георгий Крючков, председатель Общественного совета при СБУ и член Совета «Украинского форума» Виктор Мусияка, политики, политологи, силовики Общались в режиме офф-рекордз — прессу не звали, чтобы в спокойной обстановке поговорить о своем, спецслужебном. А с результатами дебатов общественность ознакомили позже — на пресс-конференции.
Владимир Семиноженко, говоря о процессах реформирования СБУ, отметил, что они чрезвычайно закрыты. Как для среднестатистического украинца, так и для специалиста. «Цель нашего круглого стола — формулировка рекомендаций по реформированию спецслужбы. Причем это должно идти не от какой-то из ветвей власти или политической силы, а с учетом потребностей общества», — подчеркнул глава «Украинского форума».
А бывший глава Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, ныне исполнительный секретарь «Украинского форума» Георгий Крючков выразил обеспокоенность чрезвычайной текучкой кадров в СБУ — как на высшем уровне, так и среди специалистов. По его словам, вопрос о необходимости реформирования Службы безопасности муссируется уже давно, однако до сих пор у власть имущих нет единого видения будущего этой структуры.
Участники круглого стола пришли к выводу, что одним из основных направлений реформирования должно стать уточнение заданий и полномочий СБУ. То есть реформаторам следует определиться: либо СБУ остается правоохранительным органом, либо становится гражданской специальной (контрразведывательной) службой. «Как правило, спецслужбы развитых стран не борются с обычной преступностью. Они занимаются преступлениями против государства, организованной международной преступностью, преступлениями, угрожающими безопасности человечества и мира: наркоторговлей, торговлей людьми, оружием», — подчеркнул экс-глава СБУ Евгений Марчук.
Именно поэтому участники круглого стола рекомендуют внести изменения в закон об СБУ. Кроме этого, по словам г-на Марчука, для Службы безопасности чрезвычайно важна преемственность: «Три бывших главы СБУ совершенно по-разному видели реформирование. Пока не понятно, чего будет хотеть четвертый. Поэтому мы поддерживаем Президента Украины, распорядившегося создать соответствующую комиссию, которая будет заниматься разработкой концепции преобразований в СБУ».
«СБУ следует реформировать после того, как будет завершена политическая реформа»
Участники круглого стола остановились и на таком важном аспекте, как общественный контроль над СБУ. Периодически разные политические силы обвиняют силовиков в преследованиях. А многоуровневого контроля за действиями СБУ как не было, так и нет. Эксперты считают, что в парламенте необходимо создать отдельный комитет по проблемам безопасности, в структуре которого должен функционировать подкомитет, занимавшийся бы не только правовым обеспечением деятельности Службы безопасности, но и организацией контроля за ее работой.
Аналогичная служба должна быть и в Секретариате Президента. Причем не один представитель, как сейчас, а структура с контрольными полномочиями, которая была бы интегрирована в СБУ, но подотчетна непосредственно главе государства. «И тогда, в случае возникновения ситуации, аналогичной случившемуся со спикером Александром Морозом (Председатель Верховной Рады заявлял о том, что СБУ прослушивает его телефон. — Авт. ), уже через двадцать минут Президент мог бы с полной уверенностью сказать: была прослушка или нет, кого прослушивали — главу парламента или его собеседника», — уверен Евгений Марчук.
Кстати, в Украине создана общественная контрольная структура — общественный совет при СБУ, который возглавляет народный депутат прошлых созывов юрист Виктор Мусияка. Говоря о процессе реформирования, он, в частности, высказал обеспокоенность методами его реализации: «Возможно, будет создан исключительный проект реформирования, совершенная концепция. Но я боюсь, что эта концепция может превратиться в своеобразную ширму. А за ней, с использованием всех имеющихся в наличии инструментов, будет вестись политическая борьба. Ведь и сейчас СБУ не остается вне ее».
Ситуация сложилась весьма неоднозначной и вследствие того, что в стране так и не закончена политическая реформа: «высокие стороны» последнее время заняты преимущественно определением границ своих полномочий. На данном этапе СБУ подотчетна главе государства, а что будет дальше? Виктор Мусияка подчеркнул: начатые в стране реформы должны быть доведены до конца, а реформирование СБУ — проходить уже в рамках новой парламентско-президентской формы правления.
438
Читайте нас в Facebook