Андрей макаревич: «если пить с хорошими людьми и по светлому поводу, то никаких неприятностей не случится»
«Судно спасло то, что оно не просто находилось под водой, но было покрыто толстым слоем песка»
- Я видел бригантину под водой, был свидетелем, когда ее вытаскивали, — рассказал «ФАКТАМ» Андрей Макаревич. — В сборе вижу впервые. Оказалось, это огромный корабль (длина судна 20 метров, ширина — 4,5 метра. — Авт. ). Такие масштабные деревянные изделия, как правило, не сохраняются на протяжении 300 лет. Судно спасло то, что почти все время оно находилось не просто под водой, но еще и было покрыто слоем песка — то есть частично законсервировано. На открытом течении или в земле от корабля бы ничего не осталось уже через 100 лет. Подобные подарки история преподносит не так уж часто, поэтому бросаться ими нельзя. Естественно, чтобы поднять судно с речного дна, нужны огромные средства. Я рад, что Запорожский институт подводных исследований и торговая марка «Хортица» нашли друг друга.
- Вы эту водку уже попробовали?
- Да, и был приятно поражен. Могу как профессионал сказать, что это высшего качества продукт.
- В России ваше участие в проекте «Запорожская бригантина» получило резонанс?
- Два года назад, когда корабль собирались поднимать, моей задачей было привлечь к этой истории внимание и деньги. Разговаривал в Москве с богатыми людьми. К сожалению, узнав, что работы будут вестись на Хортице, они теряли к этому делу интерес, поскольку деньги останутся в Украине. Я пытался объяснить, что совсем не имеет значения, где останутся деньги, но напрасно. В общем, в Москве мне удалось достать ничтожную сумму. В России сейчас много интересного нашли на Ладоге и в Неве. Эти исследования требуют больших денег. Я стараюсь участвовать, когда есть возможность. Хотя вообще это не основная моя профессия.
- В феврале на VI международном фестивале дайвинга в Москве «Золотой дельфин» ваш фильм «Багамские хроники» занял, кажется, первое место среди ТВ-программ о подводном мире?
- Я показывал фильм о багамских акулах. То, что дали награду, очень приятно. Ведь конкурс был серьезный, в нем участвовало более 70 стран. Сегодня в мире есть четыре подобных фестиваля, и московский уверенно становится самым крупным и представительным. Сюжет о вашей бригантине в прошлом году был отмечен бронзой (40-минутный фильм запорожского журналиста Вячеслава Сарычева «Бригантины у Хортицы» получил диплом, войдя в тройку лучших. — Авт. ).
- Вопрос о музыке. Вы ведь только что записали диск «Время Машины»?
- Он выйдет совсем скоро. Но я выступаю не с «Машиной времени», а с «Оркестром креольского танго». Это совсем другие музыка и песни. Мы записывали диск на знаменитой лондонской студии Abbey Road. Для меня это очень важная, почти религиозная ступень. На студию мы собираемся поехать еще и в ноябре. Потому что у нее есть один-единственный «недостаток»: однажды там записавшись, в другие студии уже не хочется.
«Я пел в тот же микрофон, что и Джон Леннон. И голос у меня не дрожал»
- В чем же религиозность события?
- В том, что на этой студии записывались участники группы «Битлз». А если бы их не было, я бы не стал сочинять песни. Вообще, занялся другим делом. Попасть туда, где сочинялась и записывалась музыка, которая определила всю твою жизнь, и не просто оказаться, а поработать в этих же условиях, это как чекисту пострелять из пистолета, принадлежавшего Дзержинскому.
- Вы пели в тот же микрофон, что и Джон Леннон?
- Именно так.
- Голос не дрожал?
- А вот послушаете. Он не дрожит.
- Существующее в России аудиопиратство разрушает ваш бизнес?
- Через две недели после выхода нового диска пираты начнут его продавать. Столько времени нужно, чтобы купить в магазине диск и нашлепать тряпичных копий. Когда начинаешь это объяснять иностранцам, они просто не понимают, как такое вообще может быть? Говорят, почему же государство не прекратит подобное в один день? Оно же у вас сильное, это же совсем не сложно. Им очень трудно объяснить, что происходит на самом деле и кто заинтересован в том, чтобы это не прекращалось. Музыка, к сожалению, далеко не основное мое средство к существованию.
- Что же основное?
- Телевизионные компании «Смак» и «Наш взгляд», президентом которых я являюсь. Мы производим около десятка программ, включая кулинарные, документальные фильмы. К примеру, «Исторические хроники» Николая Сванидзе — большой сериал об истории освоения российского космоса — делали мы.
- Андрей, на вопросы о личной жизни вы отвечаете? Скажем, о детях?
- У меня все в порядке с личной жизнью. Дети живы-здоровы, велели и вам кланяться.
- Петр Подгородецкий, изгнанный года три назад из «Машины времени», написал книгу «Машина с евреями». Уже читали ее?
- Нет. И не собираюсь. Меня это совершенно не интересует. На свете столько хороших книжек!
- Вы всегда элегантно выглядите. Каковы ваши предпочтения в одежде?
- Совершенно нет никаких предпочтений. Вот сегодня я порвал штаны. Что же делать? Заехал в Днепропетровске в магазин и купил новые.
- Интересно, при каких обстоятельствах порвали?
- Вы будете смеяться. Упал. Поскользнулся утром на ровном месте. Но не из-за водки «Хортица». Просто скользко было очень.
- Вы любите выпить и умеете это делать. Дайте совет, как нужно пить, чтобы оставаться в здравом рассудке?
- Не надо пить с людьми, которые вам не близки, не интересны и не приятны. И нельзя брать в руки рюмку, когда ты один, это пахнет алкоголизмом. А если застолье происходит с хорошими людьми и товарищами, в разумных пределах и по светлому поводу, то все будет тип-топ.
В отдельных местах корабль уходил в грунт на пять метров
Финансировать завершающий этап проекта «Запорожская бригантина» — поднятие кормы старинного судна — обещает торговая марка «Хортица» — известный в Украине производитель водки. По словам владельца компании Евгения Черняка, необходимую сумму для восстановления корабля фирма предоставит по первому требованию исследователей. Подняв корму на поверхность, можно будет придать завершенный вид корпусу старинного судна.
Первое погружение экспедиции состоялось 26 февраля этого года. Два аквалангиста, водолаз и оператор с видеокамерой погрузились в воду, чтобы осмотреть, в каком состоянии находится корма бригантины. Все оказалось в норме.
Обнаружили старинное судно еще в 1999-м. Запорожские исследователи-подводники Валерий Нефедов и Максим Остапенко в русле Старого Днепра на десятиметровой глубине под слоем песка нашли остов бригантины. Корабль, пролежавший на дне более 250 лет, требовал скорейшего подъема и реставрации, но операция эта стоила больших денег. В 2003-м о находке узнал любитель дайвинга Андрей Макаревич. Летом он приехал в Запорожье со съемочной группой, сам спустился под воду и осмотрел судно. По российскому Первому телеканалу дважды показали получасовой фильм. Кроме того, на подъем и сохранение бригантины нашлись несколько тысяч долларов.
В ноябре того же года была создана общественная организация «Запорожская бригантина», президентом которой избрали Андрея Макаревича. Музыкант дал в Днепропетровске благотворительный концерт, перечислив заработанные 5 тысяч долларов на спасение корабля. Подводных археологов поддержали тогдашний народный депутат Украины, известный меценат Виктор Пинчук, корпорация «Интерпайп», ряд крупных предприятий Запорожья. Общая смета проекта составила почти 200 тысяч долларов.
Активные работы на бригантине начались в феврале 2004-го. Зима — лучшее время для исследований, поскольку видимость под водой достигает 10-15 метров. Два десятка аквалангистов в течение месяца группами по 4-10 человек ежедневно погружались в Днепр и гидроэжектором отсасывали песок. В отдельных местах судно уходило в грунт на 5 метров. Попутно в толще песка нашли много предметов вооружения и быта казаков: ядра, шпаги, палаш, штыки. 6 ноября 2004 года бригантину подняли с речного дня. Чтобы при подъеме остов не рассыпался как карточный домик, изготовили специальный стапель, удерживавший корабль над водой. Позже на этом стапеле бригантину доставили на берег и поместили в специальный ангар на Хортице.
Такой масштабной подводной экспедиции по исследованию и подъему судна в истории Украины еще не было. «Бригантина стала символом единения России и Украины», — сказал тогда присутствовавший на поднятии директор Института археологии Академии наук Украины академик Петр Толочко. При этих работах присутствовал и Андрей Макаревич.
Следующим этапом операции стала реставрация судна и его консервация. Эта работа ведется до сего дня. Одновременно продолжались поиски недостающих фрагментов поднятой бригантины. В свое время у берегов Хортицы стояла казацкая флотилия, работала верфь, так что периодически подводники находили различные корабельные предметы, куски обшивок. В прошлом году в нескольких километрах от места поднятия судна обнаружили четырехметровый фрагмент его кормы, отделившийся от основы и унесенный паводками вниз по течению.
540Читайте нас в Facebook