Чрезвычайный и полномочный посол венгрии в украине андраш баршонь: «моя спортивная карьера сложилась даже лучше, чем политическая: я дважды был чемпионом своей страны по спортивному ориентированию и с очень хорошим результатом
Чрезвычайный и Полномочный посол Венгрии в Украине Андраш Баршонь приехал в Киев немногим больше месяца назад. Мою просьбу об интервью под условной рубрикой «без галстука» воспринял буквально: столь традиционного для любого государственного чиновника мужского аксессуара на нем не было. Одет господин Баршонь был в серый костюм и темно-серую рубашку.
«Футбольная команда «Пушкаш» сделала мое поколение заядлыми болельщиками»
- Какую годовщину Дня национальной независимости Венгрии вы празднуете за рубежом в качестве дипломата?
- Первую! Моя карьера в качестве профессионального дипломата только началась: послом я стал в 2006 году. Раньше я был членом Социалистической партии Венгрии. Правда, сейчас активно не занимаюсь этой деятельностью — положение дипломата обязывает. С 1994 года работал в парламенте, занимался внешней политикой, а с 2002 года, когда наша партия выиграла выборы, работал госсекретарем в МИДе (первым заместителем министра иностранных дел. — Авт. ). Украина — мое первое назначение в качестве дипломата.
- С какими чувствами вы впервые сели за стол главы диппредставительства?
- Ощутил важность момента. Бывший посол Венгрии в Украине раньше работал заместителем госсекретаря, я — госсекретарем. Это значит, что Украина для нас — одна из самых важных стран, и не только потому, что мы соседи. Для меня быть послом в вашей стране — высокая честь. Я рад тому, что приехал в Киев. Мне доводилось бывать здесь и раньше, но гостить пару дней и жить постоянно — совершенно разные вещи. Я уже хорошо знаю несколько мест в столице.
- Какие именно?
- Много раз бывал в Киево-Печерской лавре. И, конечно же, на стадионе.
- Вы страстный болельщик?
- Очень! В середине пятидесятых — а мне в то время было лет шесть — в Венгрии играла так называемая золотая команда — «Пушкаш». В 1954 году она заняла второе место на чемпионате мира. Но все равно, эта команда была самая лучшая! Благодаря «Пушкашу» мое поколение стало заядлыми болельщиками. К сожалению, из того состава сейчас в живых остались только двое — вратарь Грошич и еще один игрок.
- А вы сами со спортом дружили? В футбол играли?
- Моя спортивная карьера была, пожалуй, даже лучше, чем политическая. Я бегал на длинные дистанции и занимался спортивным ориентированием. В шестидесятых годах я пробежал марафонскую дистанцию за два часа 29 минут. Правда, сейчас ее бегают быстрее, но тогда это был очень хороший результат. А в спортивном ориентировании я дважды становился чемпионом Венгрии. Кстати, в августе нынешнего года Украина будет принимать участников первенства в этом виде спорта.
- Поучаствовать не хотите?
- Принимать участие не буду, но нашим ребятам помогу. А вот в футбол я играть продолжаю. В нашем посольстве есть команда, которая играет каждый понедельник. Более того, они не единожды получали призы на соревнованиях команд различных посольств. Вот минует первый месяц моего пребывания на посту, и я присоединюсь к ним. А пока что свободного времени не было.
- Что предпочитаете: защиту или нападение?
- Раньше я был вратарем, а кем буду теперь — пока не знаю. У нас есть два хороших вратаря. Возможно, пойду в нападение.
- Вратарь — одна из ключевых фигур в команде. Надежная, обеспечивающая последнюю линию обороны. А вне спорта вы твердый человек?
- Я себя таким не считаю. Хотя мои друзья и коллеги говорят, что иногда я могу быть очень жестким.
«Среди дипломатов существует негласное соревнование: у кого больше фотографий с известными людьми»
- Многие ваши коллеги-послы говорили, что, начиная свою дипломатическую карьеру, мечтали побывать в экзотических странах. А вы?
- В качестве политика мне довелось объездить много стран, в том числе экзотические. Поэтому когда наш премьер поинтересовался моими планами, я ответил, что мне нужна задача, а не отдых. Тогда он сказал: «Украина — наша огромная задача». В данном направлении очень много работы, и я рад этому. Вот когда стану пенсионером, можно будет помечтать и об экзотических странах.
- Поскольку вы посетили многие страны мира, то наверняка сувенирами запаслись?
- Не очень. У меня «сувениры» вот здесь (показывает на голову). Ведь самые важные сувениры — это наши воспоминания о той или иной стране.
- А что-нибудь памятное из дома в Киев привезли?
- На моем рабочем столе стоит фотография — мы с супругой в баре. Есть еще пару снимков в резиденции. Знаете, среди дипломатов существует своеобразное состязание: у кого больше фотографий с главами государств, ведущими политиками или известными людьми. Такая коллекция есть и у меня: фотографии с Папой Иоанном-Павлом II, королевами Испании, Швеции, Норвегии. Когда я был политиком, то часто встречался с известными людьми.
- Подружились с кем-то?
- У меня много друзей и среди политиков, и среди госчиновников. Один из моих друзей — президент Австрии Хейнц Фишер. У нас с ним даже хобби одинаковое — мы возглавляли туристические федерации своих стран. И хотя он сейчас президент, а я работаю послом в Украине, отношения сохранились. Знаете, Евросоюз, членом которого является Венгрия, — это не только международная организация. Там очень сильны личные отношения.
- Случались ли в вашей практике какие-то курьезы, связанные с профессиональной деятельностью?
- Бывало и такое. Помню, собирался я с визитом в Австралию по приглашению одного из министров. Но получилось так, что министр мог встретиться со мной в столице лишь в четверг, в 10 часов утра, поскольку позже он собирался ехать в другой регион. Поэтому вылетать мне нужно было во вторник. В последний момент перед поездкой мне сообщают, что в Венгрию приезжает мой коллега из Норвегии. И тоже во вторник. Утром провели встречу, потом пообедали, и я улетел в Лондон, а оттуда уже в Австралию. В пути провел тридцать часов! Самолет прилетел в 9. 30, а ровно в 10 я уже был на встрече. Можете себе только представить: официальный визит после такой дороги! Встретились, а министр мне говорит: «Очень рад вашему приезду. Я так перестроил свою программу, что вы можете быть с нами целый уик-энд». Оказалось, что измененную программу он отправил мне все в тот же вторник.
«Долгожительство в нашей семье — традиция»
- Господин посол, кто ваши родители?
- Мои родители, слава Богу, еще живы. Папе будет 96 лет, маме — 86. В нашей семье долгожительство — это традиция. Моему дяде, когда он умер, было 97 лет. Так что, думаю, у меня тоже неплохие перспективы. Родители живут в Будапеште, они пенсионеры, а раньше работали экономистами.
- Вы родились в Будапеште?
- Да. И жил там до 1996 года. А потом я с семьей переехал в небольшой городок Сент-Эндре, что около Дуная. Несмотря на то что население там составляет лишь около 25 тысяч человек, город чрезвычайно разнообразен в плане культур. В нем живут болгары, сербы, хорваты, евреи, словаки
- А где вы познакомились с женой?
- В типографии. Я там работал наборщиком. А моя супруга по образованию юрист. Еще я работал в старейшем венгерском профильном профсоюзе, организованном еще в 1848 году. Потом я стал президентом этого профсоюза.
- Кто командует в вашей семье?
- Дома? Конечно же, супруга.
- Она работает?
- Жена возглавляет фирму, которая занимается вопросами охраны труда в промышленности. В апреле она с нашим семнадцатилетним сыном приедет в Украину. В следующем году он заканчивает среднюю школу. Мы пока еще не решили, где он будет доучиваться: в Будапеште или здесь. А потом нужно будет выбрать вуз. Думаю, это будет университет Шевченко.
- Вы строгий отец?
- Не очень. Мне трудно командовать сыном — он уже выше меня ростом. Тоже занимается спортом.
- Хватает ли времени у вашей супруги, занятой женщины, баловать вас любимыми блюдами? Что из еды вы любите?
- Национальный венгерский гуляш. У нашей и украинской кухни много общего, поэтому мне достаточно просто найти в Киеве места, где вкусно кормят. Нравятся ваши супы — солянка, борщ. Вот разве что рыбу я не люблю.
- А спиртные напитки?
- Я ведь активно занимался спортом, поэтому спиртным не увлекался. Правда, иногда позволял себе выпить. Что было тогда популярным? Водка и вино. Пиво появилось и стало популярным уже значительно позже, в восьмидесятых годах. Сейчас могу выпить, но особо не увлекаюсь.
- Одежду каких дизайнеров вы предпочитаете?
- Я не думаю об этом. Просто иду в магазин и покупаю одежду. Наверное, я не достаточно современный.
- А столь любимые мужскому сердцу «безделушки» — часы и машины?
- Любимая марка часов — «Тиссо». А что касается машины, то мое сердце принадлежит «Саабу».
- Любите быструю езду?
- Нормальную. Хотя «Сааб» очень трудно водить медленно.
238Читайте нас в Facebook