ПОИСК
Происшествия

«некоторых пассажиров на земле придавило крылом — им уже ничем нельзя было помочь. Одна женщина лежала без головы, другая — без рук… »

0:00 29 марта 2007
27-летний капитан внутренней службы, инспектор подразделения МЧС России по Ямало-Ненецкому округу Виталий Лысак, летевший в отпуск на Полтавщину злополучным Ту-134, который 17 марта потерпел катастрофу при посадке в аэропорту Самары, первым бросился на помощь пострадавшим

Корреспондент «ФАКТОВ» очень признательна за состоявшуюся встречу с Виталием Лысаком сотруднице пресс-службы МЧС России в Салехарде Галине Раюшкиной и помощнику начальника ГУ МЧС Украины в Полтавской области Светлане Наталенко. Без них разыскать смелого молодого человека, о котором рассказали многие российские издания и телеканалы, нам не удалось бы, поскольку и представители государственных органов, и даже наши коллеги-журналисты, услышав о просьбе помочь найти координаты Виталия Лысака, попросту бросали телефонные трубки. Может, не желали «выдавать» героя прессе? Лишь от Галины Раюшкиной по электронной почте пришла подсказка, что отпускник, как военнообязанный, обязательно должен отметиться в одной из пожарных частей по месту временного пребывания. Так оно и случилось: Виталий зашел в областное управление МЧС поставить печать на отпускном удостоверении. 27-летнего капитана доставили в корпункт «ФАКТОВ».

 

Анна ВОЛКОВА
«ФАКТЫ» (Полтава)

«Полет был нормальным до самого приземления: нас накормили, напоили, а детям дали раскраски»

Виталий сразу располагает к себе: симпатичный крепко сбитый парень, немногословный и в меру ироничный.

- Уже завтра уезжаю к другу в Брянск, так что вам повезло, — улыбается Виталий Лысак.  — А шестого апреля должен приступить к работе. Из положенных сорока пяти суток отпуска я использовал лишь часть — за счет положенного отдыха еще полмесяца трудился, чтобы заработать побольше денег. Потом немного погулял дома, а 16 марта выехал ночным поездом в Сургут. В девять часов десять минут следующего дня наш Ту-134, выполнявший рейс под номером 471 по маршруту Сургут-Самара-Белгород, поднялся в воздух.

РЕКЛАМА

… Родители увезли Виталия на Крайний Север, когда ему было годика три. Все летние каникулы он с удовольствием проводил у своих украинских бабушек — то у одной, то у другой. Самолетами в Украину не летал уже лет десять. Обычно добирался поездом или вместе с родителями на машине. А вот в прошлом году ему так и не удалось вырваться к родственникам.

Без проблем купил билет на самолет. Предчувствий тревожных не было. Доставшееся ему место — в четвертом ряду справа по ходу движения самолета — Виталий считает счастливым. Поскольку соседей рядом не оказалось, то почти три часа, которые капитан МЧС летел до Самары (там планировалось дозаправить лайнер), он читал журнал «За рулем».

РЕКЛАМА

- До самого приземления все было отлично, — продолжает Виталий.  — Нас накормили и напоили, а детям (на борту их было четверо) дали раскраски. Но дальше, как в фильме ужасов…

В ту роковую субботу, семнадцатого марта, в Самаре стояла оттепель, город укутал густой туман. Поэтому наблюдать из иллюминатора за приземлением пассажиры не могли. А когда самолет, не дотянув до посадочной полосы, задел землю, никто сразу толком не понял, что произошло.

РЕКЛАМА

- Я был уверен, что мы попали в воздушную яму — самолет вдруг затрясло, — говорит Виталий.  — Потом лайнер сделал небольшой рывок вверх. Второй удар был сильнее предыдущего. Машину потянуло влево и начало крутить. В окно иллюминатора я увидел заснеженное пространство, а не расчищенную посадочную полосу. Стало страшно. На головы пассажирам посыпалась ручная кладь. Кресла от удара сорвались с креплений, стали двигаться, зажимая пассажиров. Салон наполнился криками. Мое кресло почему-то держалось крепко. Я сгруппировался. Меня только раскачивало из стороны в сторону, но прочно держали ремни безопасности. Все это продолжалось секунд пять.

Уже потом, проанализировав ситуацию и сопоставив ее с рассказом стюардессы Татьяны, с которой мы вместе оказались в больнице, я понял: в аварии роковую роль сыграл так называемый человеческий фактор. В тумане штурман не разглядел посадочной полосы, а когда понял, что приземляется раньше (в ходе расследования причин катастрофы выяснилось, что экипаж «промахнулся» метров на… пятьсот), решил пойти на второй круг. Но в это мгновение самолет уже зацепил задним шасси землю. Нас хорошенько тряхнуло. «Опять воздушная яма», — подумал я. Оторваться от земли лайнеру не хватило сил, и «тушка» грохнулась на переднее шасси, чиркнув крылом по земле.

Оказалось, что самолет остановился в 150 метрах от посадочной полосы (но это стало известно уже позже). Виталий огляделся. Всего в метре от него, за спиной, зияла огромная дыра — фюзеляж воздушного судна был словно разрезан надвое: хвостовая часть лежала «на спине», а в носовой части, где он и находился, людей зажало «съехавшими» креслами. Некоторых пассажиров на земле придавило крылом — им уже ничем нельзя было помочь. У одной женщины не было головы, у другой — обеих рук…

«У кого-то не было уха, у кого-то распухло пол-лица, но все благодарили Бога, что остались живы»

- Я сразу оценил ситуацию, — продолжает капитан Лысак.  — За семь лет работы в МЧС не раз приходилось спасать людей. Сначала вытащил двух женщин, которых зажало креслами. «Вы живы?» — спрашиваю. «Да!» — отвечают. Я передал их стюардессе Татьяне. Тех, кто мог идти самостоятельно, она подгоняла: «Быстрее на выход и отходите как можно дальше — горючее может взорваться!» «Хвост» самолета уже начал дымиться. Я увидел огонь. Уцелевшие пассажиры стали забрасывать пламя снегом. До приезда технической службы аэропорта и «скорой помощи» минут пять-семь мы старались собственными силами справиться с огнем.

Потом я помог выбраться двум девушкам. «Помогите еще вот этим мужчинам!» — услышал я голос другой стюардессы, по-моему, ее звали Илона. Она находилась недалеко от кабины пилотов. «А ты чего стоишь?» — спрашиваю. «Так мне ноги зажало, пошевелиться не могу». Стал я к ней пробираться, а тут из-под кресел мужской голос: «Не дави, больно!» Вытащить мужчин мне сразу не удалось. «Давайте сюда «болгарку»!» — крикнул я подоспевшим спасателям. Они срезали искореженные кресла, открыв мне путь к стюардессе. Я освободил ее ноги, и она самостоятельно покинула самолет. Пришел черед вытаскивать мужчин… У одного из пассажиров не было уха, у другого распухло пол-лица, но все благодарили Бога, что остались живы…

Принимая участие в эвакуации пострадавших, капитан МЧС Виталий Лысак покинул место катастрофы лишь после завершения спасательных работ. Вместе с еще одним пассажиром он вынес женщину с поврежденным позвоночником, успел спасти ребенка, помогал собирать разбросанные вещи. Профессионально действовал в той обстановке и стюард-стажер, который помог многим пассажирам выбраться из упавшего лайнера. Стюардесса Татьяна показала людям запасной выход. А вот летчиков и штурмана пришлось вызволять из кабины опять-таки с помощью «болгарки».

Минут через пятнадцать после аварии прибыли городские пожарные машины, но к тому времени очаг возгорания был ликвидирован техслужбой аэропорта.

- Собирал вещи, помогал людям и не терял надежды найти свои вещи — дубленку и туфель, — говорит Виталий.  — Очень холодно было в одном носке.  — Наконец нашел. Правда, на дубленке куски меха выгорели, она вся пропиталась керосином. И стирка не помогла — запах остался. Придется выбросить…

«Хорошо, что назад буду ехать поездом»

Уже сидя в автобусе, в котором увозили с поля пассажиров того злополучного рейса, Виталий заметил, что к расколовшемуся самолету подгоняют кран, чтобы растянуть части авиалайнера и достать тела погибших. А ведь именно капитан МЧС России Лысак распорядился это сделать десять минут назад. И хотя он никому не представлялся, к его профессиональным советам прислушались.

В забрызганном кровью салоне автобуса стонали и кричали люди. Самых тяжелых увезла «скорая».

- Ко мне подошел парень: «Посмотри, что у меня с глазом», — продолжает свой рассказ профессиональный спасатель.  — Глянул, а у него пол-лица распухло, одного глаза не видно, я не уверен, что он там вообще остался. «Дай мобильный, мне нужно позвонить», — попросил он меня. Каким-то чудом мобильник оказался при мне, по нему многим удалось дозвониться родным. Так тот парень смог лишь первые три цифры номера вспомнить. Потом слышу, снова к кому-то обращается: «Посмотри, что с моим глазом. Дай мобильный, мне нужно позвонить»… А некоторые и царапинки не получили, у кого-то даже одежда уцелела. Из пятидесяти пассажиров в живых остались сорок три. На месте катастрофы погибли шесть человек. Один пассажир умер уже в больнице.

У Виталия медики обнаружили сотрясение мозга, множественные ушибы и царапины. Но из больницы он сбежал через пару дней. В Белгород чартерным рейсом отправлялся грузовой Ан-26 с телами двух погибших женщин и их родственниками. Виталий хотел проверить, удастся ли ему побороть страх перед полетом…

- Никогда не буду летать маленькими старыми самолетами, — признается он.  — В момент приземления в Белгороде страха натерпелся! Самолет на большой скорости начал резко снижаться, а посадочной полосы все нет и нет. Ну, думаю, мне «везет». И тут только полоса показалась. Мы ка-а-к жухнем на нее! В общем, хорошо, что назад буду ехать поездом…

- Родные знают, что вы попали в авиакатастрофу?

- Бабушки — нет, не хотел расстраивать. Убрал им подворья к весне, вынес картошку из погребов, чтобы прорастала. Думаю, они и не догадались ни о чем. А отцу позвонил, как только закончились спасательные работы. Сказал: «Мы почти приземлились в Самаре. Со мной все в порядке, а самолет немного потерпел бедствие». Он не сразу понял, шучу я или говорю серьезно. Только потом, когда сюжет о чрезвычайном происшествии показали по телевидению, родные заволновались, хотя и увидели меня живым-здоровым. И они, и жена с маленькими детьми ждут не дождутся моего возвращения домой.

Дома Виталия Лысака ждет награда. По инициативе губернатора Самарской области пассажиров, не растерявшихся в критической ситуации и спасавших людей, должны представить к государственным наградам.

P. S. По сообщениям некоторых изданий, причиной трагедии могла стать ошибка диспетчерской службы. Во время эвакуации пассажиры слышали, как командир экипажа Олег Зубков, держась за голову, повторял: «Они мне про это ничего не сказали»…

424

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров