«я же хочу получить остаток гонорара — 20 тысяч евро, поэтому твой муж точно не останется живым! »
К словосочетанию «заказное убийство» наш слух привык еще с середины 90-х годов. Донецкий бизнесмен и нардеп Евгений Щербань, экс-глава Нацбанка Вадим Гетьман, директор львовского рынка «Южный» Владимир Семенюк Фамилии жертв, уничтоженных профессиональными киллерами из-за денег и власти, можно перечислять долго. Неделю назад в их список попал и известный московский бизнесмен Максим Курочкин.
На российских сайтах можно найти горы информации о том, что нужно знать начинающему «наемнику», как определить, что вас «заказали», и даже где найти исполнителя заказного убийства. Однако безбоязненность украинцев в этом отношении переплюнула даже наших соседей. Недавно журна-листка программы «ЧК» телеканала «Интер» Елена Пастушенко, просматривая в Интернете сайты работодателей, наткнулась на резюме наемного убийцы. Информация гласила: «Услуги киллера. Предлагаю устранить Ваши жизненные проблемы за короткий срок!!! Обращайтесь, рассмотрю Ваши предложения. З/п. 15 000 у. е. » — и была помещена между объявлениями фокусника-иллюзиониста и звукорежиссера, также ищущих работу. Никаких контактов, кроме электронного адреса, на сайте не значилось.
«Увидев объявление «Услуги киллера», я была на 80 процентов уверена, что это розыгрыш»
Сначала Лена не поверила, что настоящий наемный убийца может открыто заявлять о своей деятельности. Однако журналистский интерес взял верх, и девушка откликнулась на объявление, выдав себя за потенциальную заказчицу. Она написала владельцу электронного адреса коротенькое письмо следующего содержания: «Муж, 35 лет. Меня устроит автокатастрофа».
- На сайты поиска работы я захожу часто, — рассказывает «ФАКТАМ» Елена Пастушенко. — Ведь нередко за анкетами посудомойки или няни скрываются проститутки, а объявления о женитьбе или работе за рубежом дают мошенники или торговцы людьми. Увидев слова «Услуги киллера», я была на 80 процентов уверена, что это розыгрыш. Либо подростки балуются, либо правоохранители ловят потенциальных убийц. На всякий случай решила проверить: а вдруг и правда киллер?
Лена не рассчитывала получить ответ на свое письмо. Однако автор объявления откликнулся, написав, что его заинтересовало «задание» и нужно обсудить детали. Когда журналистка предложила пообщаться по телефону, аноним (до решения суда будем называть его так) согласился, но предупредил, что его мобильный будет работать только в определенные дни и часы. И действительно, Лена несколько раз пробовала связаться с мужчиной по телефону в «неурочное» время и наталкивалась на безразличный женский голос, твердивший, что «абонент вне зоны досягаемости». Однако, стоило ей набрать номер в указанный час, как невидимый собеседник тут же поднял трубку.
- Как только я услышала его голос, поняла, что это не подросток, не наркоман и не шутник, — вспоминает Елена. — Он говорил очень тихо, но уверенно. Речь безукоризненная: грамотная, без акцента. Было понятно, что он не деревенщина и не выходец из тюремной зоны. Я предложила встретиться, но получила отказ. Аноним сказал, что если мы серьезные взрослые люди, то не должны знать друг друга в лицо.
Чтобы настоять на своем, девушка пошла на рискованный шаг. Сказала, что она журналистка. Мол, ей по долгу службы часто приходится работать с правоохранителями, которые с помощью подобных объявлений выявляют потенциальных убийц и заказчиков. Лена заявила, что хочет увидеть своего собеседника, чтобы убедиться, что он не из милиции. Через два дня аноним согласился.
- Он назначил глухое местечко — троещинские трущобы, — говорит Елена. — Но мне страшно не было: в нашей машине с затемненными стеклами сидел оператор с видеокамерой Я приехала чуть раньше, но никого не увидела. Через десять минут мне велели дви-гаться в сторону улицы Закревского. Только
потом я поняла, что он оттягивал время, чтобы установить за нами слежку. А тогда как ни в чем не бывало мы притормозили возле остановки, и я вышла из машины.
«Мой шеф принял меры безопасности: у меня в кармане была радиопетля, на груди — бронежилет»
- Если вы занялись этим делом, значит предполагали, что объявление может оказаться правдивым! И что собирались делать, если бы новый знакомый оказался наемным убийцей?
- У меня есть опыт общения с киллерами, — спокойно заметила Лена. — И в данном случае я собиралась прежде всего ориентироваться по первым движениям и словам этого человека. Профессиональные убийцы не похожи на персонажей бандитских фильмов — грубых, неотесанных, бритоголовых мужланов. Это тихие незаметные люди. Интеллигентно говорят, никогда не повышают голоса, не смотрят в глаза и постоянно находятся в движении.
- Новый знакомый вел себя так же?
- Именно так: проходя мимо меня, тихо спросил: «Лена?» Я кивнула, и он, не останавливаясь, пошел дальше, сделав знак, чтобы следовала за ним в ближайший темный переулок.
- Неужели не было страшно?
- В тот момент стало, конечно. Константин Петрович (Стогний, шеф Елены и одновременно начальник Департамента по связям с общественностью МВД Украины. — Авт. ) принял меры безопасности. У меня в кармане была радиопетля, на груди — бронежилет. И все же охватил страх. Бежать оттуда я не думала, хотелось просто разрулить ситуацию. Только, как это сделать, понятия не имела
- Сможете описать этого человека?
- На вид 20-25 лет, высокий, с короткими светлыми волосами, спортивного телосложения, одет в джинсы и черную куртку, — почти по-протокольному ответила Лена. — Смотрел не в глаза, а сквозь меня, отсутствующим холодным взглядом. Сразу же стал говорить о деле. Уточнял время предполагаемой автокатастрофы, марку машины мужа, объем двигателя, трассу, наличие попутчиков.
- Надеюсь, говорили не о своем настоящем муже.
- Конечно, фигурировал вымышленный супруг — работник турфирмы. У «наемника» попросила одного: чтобы муж не мучился. А в качестве доказательства успешно завершенного дела потребовала привезти мне записную книжку убитого. Мне объяснили: «Это будет стоить дороже». Ведь киллеру придется возвращаться на место преступления, есть риск засветиться. Мы стали торговаться. Сначала он хотел 45 тысяч евро, но сошлись на 35. Потом провел меня до трассы и посадил на такси. Я ведь сделала вид, что приехала на общественном транспорте, а редакционную машину «шифровала». Из-за этого и получился ляпсус.
Стоило Лене немного отъехать и пересесть в свой автомобиль, как на мобильный поступил звонок анонима: «Я же просил без шуточек». Сразу после этого шофер обнаружил «хвост»: сзади ехала машина с затемненными стеклами. Чтобы окончательно убедиться, что это слежка, оператор вышел покурить. Задний автомобиль включил «аварийку» и тоже припарковался в десяти метрах. Тогда водитель «Интера» тихонько сказал: «Знаете, у меня дома дети. Они хотят увидеть папу живым!» — и рванул вперед. Машина мчалась на красный свет, обгоняла по встречной, ехала под «кирпич». Оторваться от «хвоста» удалось в районе метро «Левобережная».
На следующий день Лена высказала своему новому знакомому все, что думает по поводу слежки. Но тот сделал вид, что не знает, о чем идет речь, и потребовал переслать ему аванс в размере 15 тысяч евро, а также фотографию «клиента» — в профиль и анфас. Тогда у девушки началась настоящая паника, и она сразу обратилась в столичное управление по борьбе с организованной преступностью.
Александр работал компьютерщиком в одной из фирм, где получал небольшую зарплату
- Слава Богу, ребята не подвели, — с облегчением вздыхает Лена. — Все время держали меня на связи, звонили, контролировали. По их настоянию я уговорила анонима получить деньги от меня лично. Тем более что была суббота и банки не работали. После долгого молчания он согласился. А фотографию «мужа» послала по почте
Встреча с предполагаемым киллером была назначена на шесть часов вечера у входа в центральный автовокзал. Правоохранители снабдили Елену чемоданчиком, в котором лежал диктофон и конверт с 15 тысячами евро. Точнее, это была «кукла»: настоящие купюры лежали сверху и снизу, а остальное — нарезанная бумага. «Заказчица» пришла на место встречи вовремя, но никого не увидела.
Лена чувствовала себя в безопасности, так как ее охраняли четверо сотрудников УБОП, которые рассредоточились в разных точках автовокзала. Они видели каждое движение девушки и могли быстро среагировать. Аноним объявился чуть позже и, проходя мимо Лены, приказал ей следовать за ним.
- Но я сказала: «Нет! Я не знаю, что ты можешь со мной сделать. Хочешь получить деньги — идем в людное место», — рассказывает журналистка. — Потом стала требовать гарантий того, что «заказ» пройдет успешно и муж не останется живым. На что молодой человек мне ответил: «Я же хочу получить остаток гонорара -
20 тысяч евро, поэтому твой муж точно не останется живым!» Тем временем диктофончик писал, писал Мы прошли несколько шагов, я вручила ему «куклу» и переложила чемоданчик из правой руки в левую. Это был условный сигнал для «убоповцев». Потом тихонько сказала: «Ну все. Теперь разбегаемся» — и быстро ушла.
- Во время встречи с Леной этот гражданин вел себя нервно, постоянно перемещался с места на место, — рассказывает инициатор спецоперации, оперуполномоченный по особо важным делам УБОП города Киева Юрий Клименко. — Однако поведение и суть беседы были более-менее профессиональными. Он задавал Лене нужные вопросы, уточнял детали, оговаривал подробности дела. Мы, конечно, приняли необходимые конспиративные меры. На вокзале, в людном месте, это было несложно: мы рассматривали рейсы автобусов, одновременно проверяя, не скрываются ли неподалеку сообщники анонима. Когда обнаружили, что их нет и Лена передала подозреваемому конверт, он быстро пошел к остановке. Здесь в присутствии понятых его и задержали. Такого поворота событий парень не ожидал. Отталкивал нас, возмущался, размахивал руками. Когда мы изъяли у него из-за пояса пакет с «куклой», он сочинил неправдоподобную версию: мол, деньги ему отдала незнакомая девушка. Она же велела переправить их неизвестному адресату по почте. Уже в УБОП задержанный немного успокоился, понял, что деваться ему некуда, и написал объяснение ситуации. Сейчас его официальная версия выглядит так: хотел забрать деньги, чтобы потом скрыться, но никого убивать не собирался.
Следствию удалось установить личность задержанного. 21-летний Саша родом из города Сквира Киевской области. Юноша жил в Киеве вместе с девушкой и ее родителями. Раньше Александр работал компьютерщиком в одной из фирм, где получал небольшую зарплату. Ни девушка парня, ни ее родители ни сном ни духом не знали о его преступной деятельности. Как и родственники Александра, приехавшие к нему на свидание в киевское СИЗО.
Домашний компьютер, с которого несостоявшийся киллер отсылал письма, изъят на экспертизу. На данном этапе следствие отсеяло версию о соучастниках задержанного, которые якобы преследовали «заказчицу». Хозяева указанной машины и Александр не имели никаких связей.
Все материалы дела переданы в следственный отдел Голосеевского районного управления милиции. Из-за отсутствия жертвы — как потенциальной, так и реальной, — статья о попытке убийства не рассматривается. Александру инкриминируют мошенничество в особо крупных размерах. Если его признают виновным, юноше грозит от 5 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
- Не боитесь выходить на улицу? Ведь, если у этого человека есть сообщники, они могут пытаться мстить, — спрашиваю Лену.
- Не думаю, — качает головой журналистка. — Если они попытаются что-то предпринять, все подозрения сразу падут на него. Кроме того, в зависимости от хода следствия мне могут предоставить охрану. Страха сейчас не испытываю. Чувствую, что мы сделали доброе дело, сохранив чью-то жизнь.
До сегодняшнего дня администрация сайта «Работа плюс» не посчитала нужным удалить с сервера объявление об услугах киллера. За месяц своего существования злополучное сообщение было прочитано 12 234 раза.
Подробности дела смотрите в ближайших выпусках программы «ЧК» на телеканале «Интер».
286Читайте нас в Facebook