Если в результате реформирования предприятия жилищно-коммунального хозяйства, оказывающие услуги, будут устанавливать тарифы с учетом прежде всего своей прибыли, цены окажутся слишком высокими
Частный капитал однозначно захочет получать от предоставления услуг прибыль
Организацией обслуживания населения в Харькове теперь занимается коммунальное предприятие «Жилкомсервис», собирающее заявки горожан и распределяющее заказы по специализированным предприятиям на выполнение в жилых домах тех или иных работ.
Аргументируя необходимость подобных преобразований, мэр Харькова отмечает, что результатом реформы «стало полное устранение бесхозности». В городском хозяйстве попросту не осталось участков работ, за которые никто не отвечает.
Но оказалось, что инициатива харьковской мэрии вызвала неоднозначную реакцию в городе — среди депутатов горсовета, работников коммунальных служб, представителей общественных организаций и простых горожан.
Оппоненты местных властей говорят о возможных рисках реформы, ведь в самом ее начале жэки были уничтожены «под корень», причем немало специалистов оказались безработными. Сформировать же штат новосозданного предприятия не так просто: требуется как минимум полгода. Из-за этого обрабатывается лишь треть заявок, поступающих в городскую диспетчерскую службу 062. Беспокоит харьковчан и другой вопрос: если жилищно-коммунальную сферу отдать бизнесу, а профильные предприятия — в концессию, сможет ли тогда власть влиять на тарифную политику? Ведь частный капитал однозначно захочет получать от предоставления услуг прибыль. Значит, будет периодически повышать тарифы Да и как проконтролировать, какие инвестиции вкладывает концессионер в коммуналку города?
- Концессионер работает с единственной целью — получить прибыль, — уверен Михаил Гаевский, член исполкома общественной организации «Трудовая Харьковщина», член рабочей группы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) при Харьковском горисполкоме. — Иначе зачем ему сюда идти? Тарифы, само собой, повысятся. К тому же есть риск, что он может начать эксплуатировать предприятие на износ, не обновляя основные фонды. Затем лет через 15 уйдет и оставит тут руины — тогда будет катастрофа!
Эксперты, оценивающие перспективы реформирования ЖКХ, уверены: если предприятия, оказывающие услуги, будут устанавливать тарифы с учетом прежде всего своей прибыли, цены окажутся слишком высокими. Тогда даже мелкий ремонт сантехники в квартире окажется многим не по карману.
- Сейчас, например, замена тройника в ванной комнате стоит 40 гривен, — говорит депутат Харьковского горсовета Игорь Выровец. — Получается, что человеку самому выгоднее это сделать или позвать шабашника, заплатив десятку. И опять таки эта система оплачиваемой услуги просто утеряна
Часть работ, которые прежде выполняли жэки, теперь делать некому
Возникла и другая проблема: немало харьковчан по-прежнему приходит с жалобами именно в жэки, но их уже нет или там объясняют, что больше не отвечают за состояние жилого дома. Многие горожане вообще не знают, куда обращаться за помощью. Харьковчанка Евгения Бойко говорит, что в ее квартире зимой было холодно и сыро. Но делать перерасчет за отопление ей не спешат. Женщина вполне резонно замечает: почему она должна платить и мерзнуть? У Таисы Сергеевой иная беда: в подвале дома воды по колено — вот-вот затопит электрощит. Жильцы в растерянности: начальника жэка нет в домоуправлении, по телефону 062 дозвониться не могут
В жилищных организациях признают, что нередко жильцы высказывают свое недовольство по поводу реформ, особенно когда людям приходится обращаться к нескольким организациям, а не к одной — как раньше. И вообще, часть работ, которые прежде выполняли жэки, теперь делать некому.
- Выпала такая сфера, как техники-смотрители, — отмечает Александр Бабийчук, начальник ЖЭП Ь 3 Киевского района Харькова. — Мастера отвечали за эксплуатацию жилого дома, осматривали его, принимали меры по устранению каких-то аварийных ситуаций, ликвидировали опасность для прохожих — из-за обрушающихся, выступающих частей жилого здания.
Критики идеи концессии в жилищно-коммунальной сфере утверждают, что прозрачной процедуры, выписанной на законодательном уровне, реформирования ЖКХ в Украине пока нет. Закон, определяющий особенности передачи коммунального имущества в концессию, прошел лишь первое чтение.
- Без необходимой законодательной базы, без обоснований и контроля со стороны государства недопустимо передавать объекты ЖКХ в концессию, — уверен министр экономики Украины Анатолий Кинах. — Ведь это может создать массу проблем для миллионов украинцев. Поэтому я категорически против массового хаотического метода передачи в концессию до принятия соответствующих законов.
- Мы предлагали временно запретить передачу в концессию предприятия водо- и теплоснабжения — до принятия закона об особенностях этой процедуры, — говорит председатель подкомитета по вопросам ЖКХ Верховной Рады Украины Алексей Кучеренко. — Но такой мораторий большинство не поддержало. Боюсь, что закон примут слишком поздно, когда все коммунальные предприятия раздадут, а обязательства инвесторов выпишут нечетко. И тогда все расходы поставщиков услуг возложат на потребителей. И это приведет к резкому повышению тарифов. Ведь инвесторы будут пытаться окупить свои вложения побыстрее — за полгода-год.
258Читайте нас в Facebook