В старину на пасхальный стол зажиточные люди подавали 48 разных блюд — за каждый день прошедшего поста
Вместе с пасхами выпекали булки, пироги с мясом, печенкой и сыром, а также особую просфору с отпечатком нательного крестика
Поскольку к Пасхе полагалось готовиться основательно, то последние семь дней перед праздником наши предки проводили в хлопотах по хозяйству: белили хаты и деревья в саду, убирали в доме, перестирывали белье, купали и стригли детей (чтобы у малышей не болела голова и хорошо росли волосы), готовили разносолы для семьи, гостей и нищих, красили яйца и пекли пасхи. Наверное, поэтому Страстную неделю часто называли Белой и Чистой.
Основной «хозяйственный» день этой недели — Великий четверг (Чистый, Живный). До восхода солнца полагалось всюду навести порядок, сжечь прошлогодние листья в саду и таким образом очистить землю от зимы и всякой нечисти, пересчитать все деньги в доме и помыться. Наши предки особенно верили в магию четверговой воды — она должна избавить от болезней, сглаза и дурных мыслей.
В Чистый четверг полагалось очищаться и духовно. Обязательно шли в церковь, чтобы отстоять утреннюю службу, на которой вспоминается Тайная Вечеря. Отправлялись в храм и на особую вечернюю, которая бывает раз в году. На ней читают 12 отрывков из Евангелия, в которых описываются страдания Христа. Люди слушали Писание, стоя на коленях и держа зажженную свечу, на которую по прочтении каждого отрывка приклеивали шарик из воска. После службы страстную свечу не гасили, а старались донести огонек домой. Ею зажигали лампадку, которая должна была гореть всю Светлую неделю. Свечой следовало накоптить крест на воротах, над дверями дома и хлева. Сберегали ее до следующего Чистого четверга. Считалось, что страстная свеча помогает при лихорадке. Чтобы вылечиться, нужно померить ее ниткой три раза в длину, затем сжечь эту нитку, а золу смешать со святой водой и в четверг выпить натощак.
Еще в Живный четверг обжигали в печи соль. Ее заворачивали в холстинку и оставляли до Светлого праздника, чтобы освятить в церкви и подать к столу. Эту соль также добавляли в корм коровам и овцам, чтобы скот ведьма не сглазила.
Кстати, в Страстной четверг кололи свинью, «щоб сало бiлим було». Ведь по старинной традиции вместе с пасхами и крашенками в церкви освящали печеного поросенка, колбасы и вино — словом, все, чем хотели разговляться.
С этого же дня хозяйки начинали печь пасхи (паски, бабы). Надев чистую сорочку и перекрестившись со словами: «Господи, благослови! Бог святий з нами», приступали к таинству. В старину обязательно выпекали белые, желтые и черные паски. Белые предназначались для умерших предков, желтые — для солнца и неба, черные — для людей и плодородной земли.
Печь паски нужно с молитвой на устах и в тишине. От грохота и суеты они могут просесть, внутри образуются полости, а это сулит болезни или даже смерть кого-нибудь из родных. Разложив тесто по формам, хозяйка ставила пасхи подходить на пол, но не на доски или землю, а на подушку, застеленную чистой простыней. Перед тем как помещать паски в печь, хозяйка трижды крестила ее лопатой и приговаривала: «Паски в пiч, а ви, дiвчата, не сидiть, а замiж iдiть». Вместе с пасхами выпекали калачи, булки, пироги с мясом, печенкой и сыром, а также особую просфору с отпечатком крестика, который хозяйка носит на шее. Готовые бабки ставили в корзинки, выстеленные рушниками. Их оставалось только освятить в церкви. Самую большую паску хранили до поминальных выходных, «щоб добре родила пшениця».
Страстная пятница — день самого строгого поста. Около трех часов дня в церквах выносят плащаницу — ткань с изображением тела Иисуса Христа. До этого момента постящиеся не едят, а в старину некоторые благочестивые люди отказывались от пищи вплоть до заката солнца. Видимо, чтобы верующие всецело посвятили себя молитве, в «Страшну п`ятницю» не полагалось шить, прясть и колоть дрова.
Вернувшись из церкви, некоторые хозяйки пропитывали паски сладким сиропом. А еще в этот день делали сырные пасхи. Для этого брали лучший творог, сливки, масло, сахар, изюм и цукаты. И, смешав все, помещали массу под пресс в специальную деревянную форму в виде пирамиды с усеченным верхом.
Великая суббота посвящалась приготовлению мясных блюд и окрашиванию яиц. В каждом регионе Украины пасхальные яйца красили по-разному. От техники росписи и зависит название: писанки, скробанки, дряпанки, малеванки. Писанки — яйца, расписанные с помощью воска. Скробанки и дряпанки — однотонные, с выцарапанными иголкой узорами. Малеванки — с нарисованными кисточкой картинками библейского содержания. По старинной традиции крашенки выкладывали на «пророслину» — проросшую зелень овса или пшеницы, а иногда на листья салата.
В нынешнем году Великая суббота совпадает с Благовещением, поэтому стоит вспомнить несколько традиций, связанных с этим праздником. Так, в этот день не разрешалось ничего делать, а крестьяне возвели запреты в культ и придумали множество «забобонiв». Например, нельзя: сажать наседку на яйца — цыплята не вылупятся; рубить дрова — руки отнимутся; одалживать молочные продукты — сдохнут коровы А еще считалось: какая погода на Благовещение, такая и на Пасху.
Теперь семье оставалось собраться ко всенощной. Из сундуков доставали лучшие наряды: девчата выбирали красные ленты, а замужние женщины алые «хустки». Детишкам к Пасхе полагалось сшить новую сорочку.
Пропустить пасхальную службу считалось большим грехом — дома оставались только старики и больные. Говорили: «Хто засне святковощ ночi, той проспить свох щастя». К церкви шли с корзинами или же ехали на телегах, заполненных снедью.
Правда, встречались и такие люди, которые утверждали, что Пасха не имеет никакого отношения к Воскресению Христа. Мол, это просто самый длинный день в году (Великдень) и этим нужно воспользоваться, чтобы успеть переделать всю накопившуюся работу. В доказательство своей правоты они отправлялись не в церковь, а в поле пахать. Между тем в народе говорили, что таких грешников ждала страшная участь — пропадут вместе с волами, будто сквозь землю провалятся.
По народным поверьям, в пасхальную ночь Бог показывает людям, где спрятаны клады. Только вот увидеть сокровища могут лишь чистые сердцем малые дети. Однако много и вполне зрелых смельчаков в эту ночь пытались отыскать клад: парубки бегали за село и смотрели, не сверкают ли там огнями драгоценности.
«Якщо на Великдень ясно свiтить сонце, то через три днi падатиме дощ»
С пасхальной службой у наших предков тоже были связаны особые верования. Так, считалось, что именно в эту ночь умершие предки воскресают. Когда под звон колоколов совершается крестный ход вокруг храма (двери церкви в это время запирают), вот тогда, согласно легенде, мертвые и собираются внутри. Но как только запоют «Христос воскрес!» и откроют двери, умершие выходят на улицу. После службы они невидимо следуют за родственниками и остаются с ними аж до Проводного (поминального) понедельника.
Вернувшись из церкви утром Светлого воскресенья, семья садилась разговляться. Хозяин брал в руки тарелку с освященной пасхой и яйцами и трижды обходил стол. Затем, повернувшись к иконам, разрезал на тарелке несколько крашенок и пасху и раздавал всем по кусочку со словами: «Дай, Боже, ще й на той рiк дочекатися свiтлого празника Воскреciння Христового в щастi i здоров'щ». К слову, пасхальный стол отличался особой пышностью: зажиточные люди подавали 48 разных блюд — по числу дней прошедшего поста. Были на столе и спиртные напитки, однако все знали меру, ведь «перебрать» в Пасху считалось большим грехом.
После трапезы взрослые и дети спешили на улицу, где их ожидали пасхальные забавы: игры, песни и танцы. Люди обменивались традиционными приветствиями: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!», дарили друг другу писанки и крашенки.
Во что играли? Например, в «битки» (»цокання», «товкання»): нужно было стукаться носиками яиц — чье разбилось, тот проиграл и отдает свою крашенку победителю. Кстати, некоторые хитрецы для достижения успеха подменивали настоящую писанку деревянной, называемой «мармулком». Дети играли в «битки», соревнуясь чей отец сильнее. А старые люди говорили: чья писанка разобьется первой, тот раньше умрет. Кстати, того, кто умирал на Пасху, считали очень счастливым, ведь именно в этот день ворота рая открыты, и душа попадает прямо туда.
Была еще одна забава — «хованка». Крашенку прятали в одежде. Кто сразу угадывал, где она, тот забирал трофей себе. Ну а если показывал на пустой карман, отдавал свою писанку.
На Пасху дети ходили поздравлять крестных родителей. Малыши трижды говорили «Христос Воскрес!» — и за это получали крашенку. Тому, кто рассказывал еще и стихи о празднике, давали сладости и мелкие деньги.
В Светлое воскресенье принято было навещать больных и заключенных, а также щедро одаривать нищих.
Взрослые примечали, какой была погода на праздник: «Якщо на Великдень ясно свiтить сонце, то через три днi падатиме дощ».
Всю неделю после Пасхи называют Светлой. В понедельник молодежь выходила на улицу с ведрами и обливала друг друга водой, поэтому и называли этот день «поливальным». Позже появился обычай обрызгивать девушек духами. Девчата могли откупиться от обливания определенным количеством крашенок или писанок. Девчатам разрешалось обливать парубков во вторник, и те не должны были обижаться.
А люди семейные во вторник и среду ходили поздравлять священника и матушку. В подарок несли крашенки, калачи, рушники и корзины.
Следующая неделя после пасхальной в народе называется Гробки, Могилки, Проводы. Полагается помянуть умерших, привести в порядок могилы. Причем в старину люди, придя на кладбище, обращали внимание не только на могилы родственников, но и на чужие. Молодые люди обходили погост и смотрели, чтобы нигде не осталось заброшенных и неухоженных могил, чтобы ни о ком не забыли.
В Поминальное воскресенье на кладбище шли всей семьей. С собой несли яйца, пасхи. После панихиды люди обедали, щедро одаривали нищих — «на помин души». В некоторых областях сохранился обычай повязывать на кресты рушники.
С культом предков связывают и «рахманскую» Пасху, которая когда-то отмечалась в первые среду и четверг после Пасхи. По народным поверьям, рахмане — народ, который живет в подземном царстве, поэтому не знает счет времени. Чтобы сообщить им о приходе Светлого Воскресения, бросали в речку скорлупу пасхальных яиц.
ПАСХА ПРАЗДНИЧНАЯ
Для приготовления потребуется: 1 кг муки, 2 стакана молока, 10 желтков, 100 г дрожжей, 200 г сливочного масла, 200 г сахара, 100 г изюма, 1/2 ч. ложки соли, цедра 1/2 лимона.
Дрожжи развести в теплом молоке с 1 столовой ложкой сахара и 3 столовыми ложками муки, поставить в теплое место. Как только начнет бродить, вылить смесь в миску с мукой, добавить растертые с сахаром желтки, посолить и замесить тесто. Затем влить растопленный жир, снова месить, пока тесто не вберет весь жир. Потом всыпать промытый изюм, вымесить, накрыть чистым полотенцем и оставить, чтобы подходило. Когда тесто увеличится в объеме вдвое, часть его выложить в форму, дно которой застелено промасленной бумагой. Форму заполнить на треть, не больше, и снова подождать, пока подойдет. Как только форма заполнится, смазать тесто яйцом и печь в горячей духовке 45-50 минут.
ОКОРОК МЕДОВЫЙ
Вам понадобятся: свинина (окорок или лопатка) — 3-4 килограмма, морковь — 1 штука, чеснок — 2 головки, мед — 1/2 стакана, горчица — 1/2 банки, лавровый лист, каменная соль, черный перец.
С окорока срезать шкурку, оставив на мясе тонкий слой сала. Острым ножом сделать в окороке надрезы и положить в каждый ломтик моркови, зубок чеснока и кусочек лаврового листа. Натереть мясо солью и перцем. Горчицу смешать с медом и намазать этой смесью окорок, после чего оставить его в эмалированной посуде в прохладном месте (не в холодильнике!) на четыре-пять часов.
Разогреть духовку сначала до 250 градусов, а затем уменьшить температуру до 200-180 градусов. Окорок завернуть в фольгу и положить на противень в духовку. Выпекать в течение полутора часов.
1362Читайте нас в Facebook