«руку архангела михаила мы приклеили: не вбивать же в нее гвозди! »
Справка «ФАКТОВ»
Первая научная реставрация и исследования Софийского собора были предприняты по приказу императора Николая I в течение 10 лет — с 1843 по 1853 год. Этими работами руководил петербургский художник и архитектор Федор Солнцев. Но он открыл не все древние мозаики храма, под главным куполом они так и ос-тались замазанными слоем выкрашенной в голубой цвет штукатурки. Ее удалили в 1884 году во время реставрации под руководст-вом профессора Прахова, в которой участвовал один из лучших художников империи Михаил Врубель. В советские годы мозаики собора реставрировали трижды.
Игорь ОСИПЧУК «ФАКТЫ»
Лишь три шедевра старинного зодчества, находящиеся в Украине, внесены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. В их числе — расположенный в центре Киева Софийский собор с его великолепными мозаиками. Византийские мастера создавали их почти тысячу лет назад из мельчайших — размером с горошину, а то и гречишное зерно — камешков и смальты (сплава стекла и разных солей). Площадь мозаик колоссальная — 640 квадратных метров! К сожалению, часть из них утрачена, а те, что сохранились, во многих местах отслаиваются. Последний раз их исследовали и реставрировали в 1990 году. И вот сейчас специалисты вновь установили в храме и у его стен строительные леса. Мозаичные полотна моют, чистят, отслоившиеся участки укрепляют. На минувшей неделе завершилась реставрация мозаик центрального купола, длившаяся десять месяцев. Корреспонденты «ФАКТОВ» поднялись туда, чтобы вблизи увидеть, в каком состоянии находятся уникальные мозаичные полотна.
Мы взобрались на крышу собора и проникли под купол через окно
С главным художником-реставратором Национального заповедника «София Киевская» Анатолием Остапчуком мы встретились у входа в Софийский собор.
- Реставрационные работы под центральным куполом мы начали летом минувшего года, — сказал Анатолий Николаевич. — Нужно было проверить состояние мозаик и укрепить отслоившиеся участки. Идемте, покажу, что получилось.
Анатолий Николаевич подвел нас к строительным лесам у внешней стены собора. На правах опытного верхолаза взялся нести мой рюкзак. «Главное, не смотрите вниз и не разжимайте обе руки сразу», — напутствовал он меня и фотокорреспондента. И вот мы начали взбираться по слегка пошатывающимся стремянкам. Вниз я глянул только раз, и стало подташнивать. Затем смотрел только вверх или перед собой. Через несколько минут мы добрались до устланной зеленой жестью крыши храма. Золотом поблескивали на солнце купола. «В старину они были покрыты свинцом, — сообщил реставратор, — а было их тогда 13. Теперь больше, ведь фасад собора перестроили в XVIII веке».
По уложенным на крыше дощатым трапам мы добрались до центрального купола. Под ним расположены окна. Через одно из них мы и проникли внутрь. Оказалось, там несколько ярусов строительных лесов. Двое рабочих клеили на стекла прозрачную пленку. «Она задерживает около 90 процентов ультрафиолетовых лучей, тем самым будет защищать краски от выгорания», — объяснили они.
Беседуя с рабочими, я вспомнил, как киевский художник-реставратор Михаил Кортиков рассказывал мне об удивительных вещах, происходивших с его наручными часами, когда в 1990 году ему довелось работать здесь, под куполом Софийского собора.
- У меня были механические часы «Чайка», шли безукоризненно, но стоило подняться под купол, как они останавливались: столь сильная там энергетика, — вспоминал Михаил. — Спускался вниз — часы вновь шли. Энергетику сводов церквей чувствуешь явственно: появляются прилив духовных сил, особая ясность мыслей, уверенность в себе.
Переживают ли подобное другие люди, находясь под куполом храма? Я спросил об этом у рабочих. Они в один голос стали уверять: «Место здесь особое, потому что чувствуем себя замечательно». Признаться, минут через 15 прилив сил ощутил и я.
«В мозаике около 250 гвоздей»
Рассматривая нижнюю часть купольного пространства, где изображены 12 апостолов, ловлю себя на мысли о том, что они нарисованы. «Но мы же взобрались сюда смотреть мозаику», — обращаюсь к Анатолию Остапчуку.
- В соборе сохранилось меньше половины площади, некогда занятой ею, а здесь уцелела только мозаика апостола Павла, а также мозаичная надпись «Петр», — объясняет Анатолий Николаевич. — Остальные мозаичные изображения апостолов разрушились. Их дорисовали масляными красками в XVIII веке. То же самое пришлось сделать с архангелами. Чтобы хорошо их рассмотреть, поднимемся на верхние ярусы.
Как оказалось, сохранилась лишь мозаика одного из четырех архангелов — Михаила, покровителя Киева. Да и то не полностью — только голова и верхняя часть туловища. Остальные архангелы нарисованы по-особому — мельчайшими квадратиками неправильной формы, напоминающими мозаику.
- Тонкая работа, не правда ли? Ее выполнил в 1884 году знаменитый художник Михаил Врубель, — рассказал Анатолий Остапчук.
Вдруг, к своему огромному удивлению, я увидел несколько крупных, размером с советский рубль, шляпок гвоздей, вбитых в мозаику. Сразу их не замечаешь, потому что шляпки замаскированы — на них нарисованы камешки. Осмотревшись, я обнаружил: гвоздей в мозаике полным-полно.
- Здесь их около 250, — предвосхитил мой вопрос Анатолий Николаевич. — Когда в мозаику впервые вбили гвозди, неизвестно. Возможно, в XIX, а может, в XVIII веке или даже раньше. Этот дедовский способ укрепления отслаивающихся участков используем и мы. С той разницей, что берем
15-сантиметровые шурупы, ведь при необходимости их можно подтянуть или вывинтить. А в 1990 году поступали так: сверлили узкие отверстия, заполняли их смолой
и с помощью пружинного приспособления вбивали особые гвозди — с заусеницами.
Только один участок мозаики — руку архангела Михаила — мы решили приклеить. Не вгонять же гвоздь в ладонь! Поэтому аккуратно вынули один камешек мозаики, в образовавшееся отверстие залили смолу и поставили камешек на место. Наши предшественники тоже не вколачивали гвоздей в лица или руки.
Осталось подняться к самой «макушке» купола. Там, на высоте 28,6 метра (примерно как девятиэтажный дом), находится мозаика Христа Пантократора. «Пантократор» с греческого переводится как «Вседержитель». Эта мозаика хорошо сохранилась, кроме места, где изображена борода. То ли в XVII, то ли в XVIII веке там пробили отверстие и установили крюк, на который вешали большой светильник — паникадило. В XIX веке отверстие заделали, а Михаил Врубель дорисовал бороду. Но эта часть изображения разрушилась, в 1954 году ее пришлось рисовать вновь.
Мозаика оказалась сантиметрах в десяти от моих глаз. «Можете дотронуться!» — предложил Анатолий Николаевич. «Но это же Христос», — подумал я и все же слегка коснулся тысячелетнего изображения. Мой собеседник смело постучал по мозаике: «Слышите? Под ней пустота. Значит, изображение и штукатурка под ним отслоились. Но гвозди удерживают мозаичный слой».
«Во времена Киевской Руси надписи на стенах церквей царапали даже князья»
- Обратите внимание на небольшие штыри, они проходят через всю 40-сантиметровую толщу купола и выведены снаружи, — продолжает наш собеседник. — Это датчики. Они будут фиксировать и передавать по проводам на пульт показания влажности и температуры (она должна составлять 18-20 градусов), что позволит вовремя регулировать подачу тепла. Кстати, котлы, в которых нагревается воздух, расположены под полом собора. Они установлены в XIX веке.
Работы под куполом мы практически завершили. Теперь займемся апсидой (верхняя часть внутренней стены храма), где находится знаменитая Богоматерь Оранта. Пройдемте туда.
Мы спустились с крыши и зашли в собор. Впечатляющую своим великолепием и внушительными размерами мозаику Оранты (в переводе с греческого — «молящаяся») посетители сейчас увидеть не могут. Она спрятана за огромным занавесом, на котором фотография Оранты почти в натуральную величину. Мы проходим за занавес и оказываемся перед строительными лесами, поднимающимися к уникальной мозаике.
- Прежде чем полезем на леса, обратите внимание на стены: видите, на уровне человеческого роста они испещрены надписями, попадаются и рисунки, — говорит Анатолий Николаевич. — Это так называемые граффити, их нацарапали прихожане во времена Киевской Руси. Большинство граффити — обращения типа «Боже, помоги рабу твоему Никанору». Но есть записи о важных событиях, коммерческих сделках. В ту эпоху писать на стенах было модно, даже князья оставляли граффити.
Поднявшись на первый ярус лесов, мы увидели написанные художником свастики. В отличие от фашистской, их концы направлены против часовой стрелки. «Это древний знак Солнца», — объяснил Анатолий Остапчук. И вот наконец мы приблизились к Оранте: сияющий золотом фон и Богоматерь с поднятыми вверх руками
- Что-то не видно в этой мозаике гвоздей.
- Их действительно не заметишь, но они есть, — говорит наш собеседник. — Находятся под мозаикой. Оказывается, раньше реставраторы отдирали по нескольку камешков, прибивали штукатурку к стене, а затем приклеивали камешки на место. В 1983 году мы обнаруживали спрятанные таким образом гвозди с помощью миноискателя. Теперь проведем дополнительное укрепление мозаичного слоя, ведь в некоторых местах он отстал от стены на целых семь сантиметров!
409Читайте нас в Facebook