ПОИСК
Политика

Глава транспортного комитета Кисель монополизирует доступ рынка к карьерам «Укрзалізниці» — СМИ

14:59 7 июля 2021
Укрзалізниця

Глава Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Юрий Кисель монополизировал доступ к карьерам «Укрзалізниці», закупка продукции осуществляется только через компании-посредники, связанные с ним, пишет издание «Зеркало Недели».

Издание напоминает, что карьеры по добыче песка, гранита, щебня и прочих стройматериалов в структуре «Укрзалізниці» относятся к филиалу «Центр управления промышленностью». Около 40−50% всего сырья идет на потребности УЗ, еще часть поступает на рынок без коммерческих наценок — например, для нужд строительства дорог «Укравтодором».

На сегодняшний день «УЗ» располагает спецразрешениями на разработку 16 месторождений гранита, монцонита, андезита, диорита в Полтавской, Житомирской, Винницкой, Кировоградской, Черкасской, Закарпатской, Донецкой, Ривненской, Запорожской, Львовской и Днепропетровской областях. Также у компании есть еще шесть карьеров, действие спецразрешений на которые либо закончилось, либо не продлевалось.

«Монопольный доступ к карьерам УЗ или к их приватизации дает не только гарантированный сбыт продукции железнодорожникам, которые постоянно нуждаются в стройматериалах, но и перспективы неплохого заработка на „Большом строительстве“, которое также стало крупным потребителем щебня, гравия и песка. Именно поэтому „теневая“ борьба за влияние на ЦУП более чем ожесточенная», — говорится в материале.

РЕКЛАМА

Большинство карьеров стабильно показывают убытки. Так, по последним доступным в СМИ данным, за 2020 год карьеры «УЗ» показали убыток в 255 млн грн, и еще 50 млн — за первые полгода 2021 года. Примерно с 2016—2017 годов чиновники регулярно говорили о необходимости «избавиться от непрофильных активов», среди которых называли и карьеры. От такой распродажи рассчитывали получить в бюджет не менее 5−7 млрд грн, которые планировалось реинвестировать в развитие «УЗ».

Карьеры регулярно становятся объектом внимания правоохранительных органов. Например, в августе 2019 года НАБУ сообщило о подозрении бывшему директору Трудовского карьера в растрате 1,2 млн гривен при экспорте щебня в Россию. В феврале 2020 года СБУ выявила незаконный частный карьер, организованный чиновниками «УЗ» на 60 га земли на Житомирщине на территории государственного карьера, принадлежащего предприятию. Убытки от ущерба окружающей среде в СБУ оценили в 1,3 млрд грн. В апреле 2021 года Офис Генпрокурора предъявил подозрение экс-главе Центра управления промышленностью в халатности: она «не уследила» за незаконными взрывами на одном из карьеров, что позволило злоумышленникам добыть на объекте сырья на полмиллиарда гривен.

В 2019 году СМИ сообщали, что доступ к карьерам «УЗ» через приближенные компании монополизировало окружение народного депутата Юрия Корявченкова («Юзика»). Однако как минимум с середины 2020 года это уже неактуальная информация. По данным источников, во времена министра инфраструктуры Владислава Криклия, вопросы щебневых карьеров «УЗ» курировал Онисе Данелия, его советник и сын бизнес-партнера Юрия Киселя по Кривому Рогу Георгия Данелия (баллотировался от партии Саакашвили «Рух нових сил» в парламент 2019 года).

РЕКЛАМА

Несмотря на то, что семья Данелия занимается торговлей и ресторанным бизнесом, по факту они помогают Киселю контролировать рынок «излишков» стройматериалов, которые «УЗ» продает по вполне рыночным ценам. «Таким образом, кроме схемы заработка на аттестации моряков, схем с дорожно-строительными подрядами, участия в скандалах по типу „Криворожгейта“, Кисель решил „подмять“ под себя еще и промышленное направление железной дороги. Участники рынка утверждают, что это стало следствием неудавшейся попытки провести теневую приватизацию карьеров со стороны Криклия: как только стало понятно, что распродажи в ближайшее время ждать не стоит, Кисель тут же решил „застолбить“ за собой место монопольного „смотрящего“ над отраслью», — говорится в материале.

«Появление «эксклюзивных» посредников на щебневых и гранитных карьерах УЗ способствует существенному повышению цен на продукцию, а значит, удорожает строительство объектов в рамках «Большого строительства», — резюмируют журналисты.

РЕКЛАМА

273

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров