В работе над фресками Сикстинской капеллы Микеланджело использовал пепел вулкана Везувий
5 августа 1941 г. В ходе Великой Отечественной войны началась героическая оборона Одессы, продолжавшаяся 73 дня.
6 августа 1881 г. Родился британский бактериолог Александр Флеминг, впервые выделивший пенициллин.
7 августа 1971 г. Астронавты «Аполлона-15» (четвертая экспедиция землян на Луну) возвратились на Землю.
8 августа 1966 г. В Китае началась Культурная революция, в ходе которой были репрессированы около 5 миллионов человек.
Сикстинская капелла была сооружена в Ватикане на месте, где стояла «Капелла Маджоре» («Большая капелла»), в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор, состоявший из кардиналов, представителей различных религиозных орденов и знатных семейств. Папа Римский Сикст IV решил укрепить эту постройку. Проект создал архитектор Баччо Понтелли, а работы велись под руководством Джордже де Дольчи. Капеллу назвали в честь Сикста IV. В 1483 году состоялось ее открытие. Это была личная часовня Папы, и она выполняет эту функцию по сей день. Это также место, где Коллегия кардиналов избирает нового Папу.
Сикстинская капелла представляет собой прямоугольное в плане здание длиной 40,5 метра, шириной 14 и высотой 20 метров. Стены разделены на три горизонтальных уровня, в верхнем ряду с каждой стороны располагается шесть окон. Художник Пьерматтео д’Эмилия декорировал потолок под ночное небо, усыпанное звездами, а стены были расписаны известнейшими живописцами конца XV века, в том числе Боттичелли, Гирландайо и Перуджино. Левая сторона была отведена для изображения историй из жизни Моисея, правая — для сцен из жизни Христа, нижний уровень был украшен фресками. В мае 1504 года на своде капеллы появилась трещина, часовня была закрыта на шесть месяцев для реконструкции. Треснувший потолок заделали кирпичами на известковом растворе. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод был декорирован заново.
Самым известным мастером, работавшим над росписями капеллы, был Микеланджело Буонарроти. На момент когда его позвали расписывать капеллу, он считался гениальным архитектором, но никогда не имел дело с фресками — самой сложной из всех живописных техник. Суть фрески заключается в том, что мастер должен все время работать по сырой штукатурке, которая называется интонако — смесь извести и песка. В работе над плафоном Сикстинской капеллы Микеланджело вместо песка использовал пепел из вулкана Везувий. Он знал, что с этим материалом работали архитекторы античности.
Для работы Буонарроти решил построить подвесные леса, крепившиеся веревками к стене и потолку — на то время это был прогрессивный подход. Художник расписывал потолок Сикстинской капеллы с 1508 по 1512 год. Вернулся к работе лишь в 1536-м, когда начал трудиться над одной из своих величайших работ — фреской «Страшный суд». Мастер работал над ней четыре года. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой ее стало второе пришествие Христа и апокалипсис. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения. Всего Микеланджело расписал около 1000 квадратных метров площади Сикстинской капеллы. На протяжении веков считалось, что художник использовал темные приглушенные тона. Однако во время реставрации, начавшейся в 1990 году, выяснилось, что такие цвета появились из-за скопления копоти и грязи. На самом деле Микеланджело расписал стены яркими зелеными, пурпурными и красными красками.
Теперь команда реставраторов очищает фрески Сикстинской капеллы каждый год. Работники появляются в часовне в 17:30, после того, как уходят туристы, и работают до полуночи. При этом строительные леса приходится ежедневно возводить, а затем разбирать — они не должны опираться на стены, иначе есть риск повредить фрески.
Одна из самых больших проблем Сикстинской капеллы — влага и соль с человеческих тел, оседающие на росписях
Для измерения температуры, циркуляции воздуха и количества посетителей в Сикстинской капелле размещены 30 скрытых датчиков. Температура в зале должна составлять 22—24 градуса Цельсия, а влажность — 55—60 процентов. Чтобы убедиться, что цвета не теряют яркость, фрески снимают с помощью многоволновой камеры, а затем проводят компьютерный анализ изображений с точностью до пикселя. Процедура повторяется каждые полгода и позволяет специалистам обнаружить любые изменения еще до того, как они будут видны человеческому глазу.
Напомним, ученые также озабочены спасением гобеленов Рафаэля, которые оказались под угрозой из-за голубей.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали историю создания другого шедевра эпохи Возрождения — «Джоконды», которую Леонардо да Винчи написал более 500 лет назад.
1112Читайте также: Находка века: впервые за много лет в Киеве демонстрируют оригинал знаменитой скифской пекторали
Читайте нас в Facebook