«перед установкой бронзовые скульптуры хмельницкого и коня долго лежали посреди площади, огражденные забором. Этот укромный уголок приспособили под отхожее место. Горожане шутили: «не успел стать на пьедестал, как уже за
На сегодняшний день в Киеве сохранилось лишь два монумента, установленные до советской власти: князю Владимиру на Владимирской горке и Богдану Хмельницкому на Софийской площади. Интересно, что история обоих одинаково скандальна.
О создании и открытии монумента гетману Богдану Хмельницкому читателям «ФАКТОВ» рассказал известный исследователь истории Киева Анатолий Макаров.
«Несколько лет назад с головного убора гетмана срезали бронзовое перо»
- Правда, что на открытие памятника Богдану Хмельницкому в Киеве забыли пригласить его автора?
- Скульптора Михаила Микешина не забыли, а специально не пригласили на открытие его детища, — рассказывает Анатолий Макаров. — Дело в том, что сбор средств для сооружения памятника начался в 1870 году, еще при царе Александре II, и продолжался почти 20 лет. Пока собирали пожертвования, деньги успели обесцениться — их хватило только на бронзовую скульптуру гетмана. На литье коня не осталось ни средств, ни металла, не говоря уже об одобренных императором Александром II барельефах кобзаря с бандурой, великоросса, белоруса, малоросса и червоноросса (галичанина) на фасаде памятника, которыми скульптор хотел подчеркнуть идею единой неделимой России. От них пришлось отказаться. Скульптора Микешина обвинили в растрате. Ваятель со всеми рассорился. Конечно, денег еще подсобрали, обязали казенное артиллерийское ведомство переплавить пушки, и в конце концов все составляющие скульптурной композиции прибыли в Киев.
Поскольку доставленный груз некуда было ставить, его разместили во дворе Присутственных мест (губернское правление, объединявшее административные учреждения. — Авт. ). Тут же располагался суд и полиция. Горожане шутили: «Богдан Хмельницкий находится под арестом в полиции».
- К какой дате планировалось открытие памятника?
- Идея памятника возникла в университетских кругах еще в 1840-х годах. Предполагалось поставить его в Киеве. Ведь в январе 1654 года на Софийской площади киевляне встречали российских послов, возвращавшихся из Переяслава после подписания договора с Богданом Хмельницким о воссоединении Украины с Россией. Под стенами Святой Софии прозвучала клятва на верность российской державе. Но дело откладывалось. То в связи с Крымской войной, то из-за польского восстания 1863 года. Стали искать другой повод. Им оказалось 900-летие Крещения Руси, которое отмечалось в июле 1888 года.
- Пьедестал, кажется, тоже рождался в муках творчества.
- Для экономии средств монумент решили поставить на высоком земляном кургане. Но архитектор Киева Владимир Николаев предложил установить памятник на глыбы серого гранита, оставшиеся от строительства опор Цепного моста (во времена Николая I все заготавливалось с избытком).
Архитектор Николаев был петербуржцем, но прижился в Киеве, так как в северной столице ему мало что светило. Профессор Алексей Прахов, руководивший строительством Владимирского собора, называл заезжего архитектора бездарностью. Тем не менее Николаев сработал на славу. Он вспомнил постамент «Медного всадника» французского скульптора Фальконе, который и навеял ему решение о пьедестале для Богдана Хмельницкого. Как и царь Петр, гетман на полном скаку останавливает коня на краю скалы.
И вот памятник гетману перед установкой вынесли на Софийскую площадь. До окончания эпопеи с пьедесталом бронзовые скульптуры оградили дощатым забором. А поскольку общественных туалетов в Киеве не было, как, впрочем, и теперь, горожане приспособили укромный уголок под отхожее место. Запах на площади стоял соответствующий. Вот и пошла по Киеву хохма: «Гетман не успел стать на пьедестал, как уже завонялся!»
- Во время открытия памятника тоже не все прошло гладко.
- Это вы очень мягко сказали. Празднества по случаю 900-летия Крещения Руси проходили в Киеве очень пышно. Они совпали с юбилеем митрополита Платона — его 60-летием в священстве. Изо всех губерний прибыли чиновники, высшее духовенство. Приехал даже Константин Победоносцев — обер-прокурор Святейшего Синода, наивысший чин церковной администрации. В городе появились иностранные корреспонденты. Но, как назло, случилось ЧП.
Перед открытием памятника киевский генерал-губернатор Александр Дрентельн, находясь в полном здравии, проводил смотр войск местного гарнизона в районе Владимирской горки. В это время горожане уже собрались на Софийской площади. Киевская легенда гласит, что перед приездом генерала знаменитый юродивый монах Паисий вышел из толпы с горшком каши и со всего маху бросил его на камни. И пока убирали осколки, он во всеуслышание помянул «душу усопшего раба Божия Александра».
Почти в это же время 60-летний Александр Дрентельн наклонился к загривку коня и рухнул на землю. С генерал-губернатором случился апоплексический удар (сегодня сказали бы инсульт). Его тут же занесли в экипаж и повезли домой, на улицу Шелковичную. По дороге Александр Романович умер. Предсказание юродивого Паисия сбылось.
Впоследствии памятник Богдану Хмельницкому облюбовали сумасшедшие. Многие влезали на постамент, выкрикивали какие-то лозунги. Однажды на его булаве повесился молодой человек. Несколько лет назад с головного убора гетмана срезали бронзовое перо.
В годы Первой мировой войны перед отправкой на позиции у памятника Хмельницкому прошел парад чехословацкого корпуса, в котором служил известный писатель Ярослав Гашек. В 1918 году вошедшие в Киев немцы тоже прошли маршем на этой площади. У Богдана Хмельницкого давал клятву гетман Скоропадский, избранный гетманом в цирке Крутикова на Николаевской улице (сегодня Городецкого), на месте нынешнего кинотеатра «Украина». На площади Хмельницкого первый президент Михаил Грушевский провозгласил Украинскую Народную Республику. После освобождения Киева в 1943 году, когда Крещатик стоял в развалинах, несколько лет подряд военные парады 7 ноября проходили на этой же площади.
«Митрополит Филарет отказался освящать памятник князю Владимиру»
- Угрожающий взмах гетманской булавы изначально направлялся в сторону Москвы?
- Это полная ерунда! Богдан Хмельницкий и не собирался никому угрожать! Ведь памятник освящали с надписью «Единая и неделимая Россия». В то время киевлян более всего интересовал хвост лошади. За установкой монумента лично следил глава киевской консистории протоиерей Петр Лебединцев, человек ученый и авторитетный. Он лично контролировал, чтобы лошадь не поставили крупом с поднятым хвостом в сторону Святой Софии. «Иначе, — говорил Лебединцев, — богомольцы будут креститься не на «нерушимую стену» Софийского собора, а на заднюю часть лошади». Пришлось делать специальные измерения, чтобы опровергнуть опасения Лебединцева.
Тут уместно напомнить, что инициатором установки памятника Хмельницкому выступил Михаил Юзефович, помощник попечителя Киевского учебного округа. Но, поскольку сам попечитель Дмитрий Бибиков был еще и киевским губернатором, фактически именно Михаил Владимирович руководил просвещением края. Юзефович был заметной фигурой своего времени. Он был знаком с Пушкиным и Грибоедовым, принимал участие в арестах Михаила Костомарова и самого Тараса Шевченко. Он же был инициатором указа 1876 года, запрещающего украинский язык и литературу.
Михаил Юзефович вошел в историю как борец против польских сепаратистов и украинских националистов. В тот период многие учебные заведения Правобережья принадлежали католической церкви. Преподавание в них велось на польском языке. Хотя поляки составляли лишь несколько процентов населения, им принадлежали три четверти земель края. Поэтому Юзефович активно занимался строительством русских школ и превратил Киевский университет святого Владимира в центр русификации. Какая уж тут угрожающе поднятая в сторону Москвы булава?
Но какая-то двусмысленность действительно всегда витала над этим памятником. Между прочим, в Киеве нет ничего, что бы не обрастало двусмысленностями! Помните, как принимали религию? Сначала слушали хазар — чуть еврейскую веру не приняли, потом католиков — были бы аскетами. Слава Богу, князь Владимир был молод, любил женщин, застолья, и его привлекли мягкость и человечность православия, византийская пышность христианства С тех пор и прижилось у нас золотое слово Владимира: «Питие — веселье Руси есть».
Я к чему это рассказываю? Киев — город вечных противоречий. Одни говорят одно, другие другое. Поэтому здесь что ни поставь, всегда обрастет черт-те чем. И памятники Киева все скандальные!
- Говорят, памятник Владимиру Крестителю так и стоит неосвященный.
- Да, с ним тоже произошла какая-то скандальная история. Ведь на Руси память всех событий и выдающихся личностей отмечали возведением храма или часовни с указанием, в честь чего они установлены. Это делалось по примеру древних христиан, которые скульптуры, изображающие человека, называли «идолами». Они считались пережитком язычества. Первый киевский памятник — колонну Магдебурского права — гениальный киевский архитектор Андрей Миленский поставил в 1802 году по всем правилам веры: колонну завершил шаром с крестом, а ее основанием служит маленькая часовенка у святого источника.
Когда спустя 50 лет на Владимирской горке появился еще не поставленный на свое место памятник князю Владимиру, верующие стали возмущаться. Скульптуру посчитали идольским изображением. Киевский митрополит Филарет так и заявил царю, что это идолопоклонство он освящать не будет! Горожане повторяли слова владыки: «Святой Владимир идолов в Днепр сбрасывал, а теперь из него самого идола сделали!»
Чтобы утихомирить страсти, под князем Владимиром установили пьедестал в виде часовенки. Скульптура оказалась на такой высоте, что рассмотреть снизу лицо князя невозможно.
Во избежание скандала городские власти решили одновременно открывать Цепной мост и памятник князю Владимиру. Посчитали, раз уж митрополит Филарет выедет из монастыря освящать новый мост, мы пошлем за ним экипаж и пригласим приехать на Владимирскую горку. Небось не откажет! Нарочно не замостили колдобины на дороге, чтобы 70-летний митрополит, придя пешком на церемонию открытия Цепного моста, соблазнился проехаться в экипаже. Но Филарет наотрез отказался: «Нет, идолов освящать не буду!» Так и не освятил.
Вот такая история у многих киевских памятников: шума много. Но от этого величие в них не убавляется.
563Читайте нас в Facebook