ПОИСК
Украина

«Родители не имеют права делать ремонты в школах», — сопредседатель ОО «Родители SOS»

17:59 23 августа 2021
ремонт

С приближением 1 сентября все чаще родителям приходится задумываться не только о том, как после каникул морально подготовить ребенка к учебе: в соцсетях появляются сообщения о требованиях школ и детсадов к родителям сдать деньги на срочные ремонты, закупку оборудования, оплату работы уборщиц, охрану и тому подобное. Особенно активна в этом плане фейсбук-страница «РОДИТЕЛИ SOS», объединяющая более двухсот тысяч пользователей сети.

«Одесса, 64-я школа. Ребенок идет в первый класс. Сообщили, что срочно собираем 3000 грн на ремонт, шкафы, пособия, зоны настроения и все, что нужно для обучения по НУШ, +500 грн ежемесячные сборы. Разве школы не финансируются?» — сообщила одесситка Марина Романюк. На что другая одесситка Юля Кипер заметила: «Это с вас еще мало попросили. Мы на ремонт класса сдали по 3500, благотворительный фонд школы — 3000, тетради — 800 «. А на счетах основателей школ, по данным МОН, еще остаются неиспользованными 7 млрд грн образовательной субвенции, которые должны были идти на ремонт и закупки.

О том, за что должны платить родители, кто должен делать ремонт и убирать, могут ли школы обязывать учеников ходить в форме, «ФАКТАМ» рассказала сопредседатель Общественного объединения «РОДИТЕЛИ SOS» Елена Бондаренко.

«Мы не можем всех детей заставить носить очки, чтобы над кем-то одним не издевались»

— Накануне 1 сентября все больше сообщений о том, что от родителей требуют купить форму, сдать деньги… Хотя форму на законодательном уровне давно отменили, в некоторых школах отмечают, что она обязательна, одинакова для всех, потому что это прописано в уставе школы…

РЕКЛАМА

— Мы приложили немало усилий, чтобы школьная форма была отменена в коммунальных учебных заведениях. У нас среднее образование является обязательным и бесплатным (платными могут быть только частные школы). И этим правом не должны пренебрегать или ставиться его под сомнение из-за каких-то условий. Например, отсутствие школьной формы. Указ президента, на который ссылались педагоги, требуя школьную форму, уже отменен, поэтому оснований ее требовать у учебных заведений нет. А уставы школ, где они часто прописывают требование школьной формы, не могут противоречить действующему законодательству, сужать права граждан.

— Это касается как коммунальных школ, так и частных?

РЕКЛАМА

— В частных школах несколько иначе, потому что там родители подписывают договор, где соглашаются на какие-то особые условия: дополнительные занятия, основания исключения из учебного заведения, ношение формы и т. д. Но коммунальные учреждения не могут требовать больше, чем указано в законодательстве.

— А что по поводу упреков вроде: «Когда школьная форма у всех одинаковая, то нет никакого буллинга, а если дети одеваются, кто как хочет, то тот, у кого дорогая одежда, издевается над тем, у кого ее нет»?

РЕКЛАМА

— Если в классе атмосфера в целом способствующая буллингу, то поводом может стать что угодно. Например, отдых с родителями в другой стране, ношение очков, модель телефона. То есть если с учениками не проводится соответствующая работа и царит благоприятная для буллинга среда, то не имеет значения, что является поводом.

— О печатных тетрадях. Одни (и родители, и педагоги) считают, что эти тетради не нужны, другие — что нужны абсолютно все, ко всем учебникам. Некоторые учителя проводят отбор и дают родителям рекомендации, какие тетради, по их мнению, нужны, а какие нет.

— У нас внедрена педагогическая автономия. То есть учитель выбирает те методы, способы и средства для обучения, которые он считает эффективными, целесообразными именно в своей деятельности. По выбору тетрадей. Учителю это удобнее, так как в тетради дети записывают задания.

В старших классах обычно тетрадей меньше. Если учитель действительно выбирает лучшие средства, методы, материалы для обучения, то он предлагает для домашней работы задачи, например, на каком-то сайте. То есть хороший учитель находит везде материалы, которые считает лучшими, а не пользуется исключительно тетрадью.

— Я немножко о другом. О том, что в некоторых школах учителя не только дают родителями список тетрадей, чтобы те купили самостоятельно, но и могут еще собирать деньги на их приобретение. Мол, только наш специальный проверенный человек знает, какая именно тетрадь потребуется.

— Если учитель считает, что без этих тетрадей обучение неэффективно, то он не родителям дает список тетрадей, а директору школы. Потому что у нас согласно законодательству необходимыми для обучения учебниками и материалами должно обеспечить государство. Если их в школе нет, но без них никак, тогда директор делает запрос в управление образования или местным властям о приобретении крайне необходимых пособий.

Необходимыми для обучения учебниками и материалами детей должно обеспечить государство (фото Pixabay)

Если же «специальный человек» знает все и может собирать деньги, значит, на него возложены какие-то специальные обязанности. Хотелось бы знать тогда, на каком основании действует этот человек, где зафиксировано, что он предоставляет услуги по закупке, доставке определенных пособий, есть ли в полномочиях классного руководителя, который собирает эти деньги, право собирать деньги, почему он в принципе этим занимается. Я думаю, что если эти вопросы изложить в письменном виде директору школы, то они сразу отпадут.

— Еще одна «больная» тема — родительские комитеты по сбору денег.

— В СМИ распространяются слухи о том, что родительские комитеты запрещены. Это неправда. Их запретить невозможно. Потому что законодательством в учебных заведениях предусмотрено самоуправление всех участников учебного процесса: и учителей (педагогический совет, собрание трудового коллектива), и родителей (которые могут объединяться для защиты прав детей, улучшения качества образования и т. д.), и самих учащихся.

Другое дело — цель и полномочия органа родительского самоуправления. Они не имеют полномочий собирать деньги с других родителей, принимать решения, которые будут обязательными для всех участников образовательного процесса. Например, родительский комитет решил, что все будут ходить в форме. Нет, они могут принимать такое решение исключительно для своих собственных детей и заставить их ходить в униформе, но не для других детей.

Родители могут предлагать какие-то идеи, но все их предложения или решения вступают в законную силу только после соответствующего приказа директора учебного заведения. В законе прямо написано, что решения родительских комитетов не являются обязательными к исполнению другими участниками образовательного процесса. А если они противоречат нормам законодательства, то и директор их не примет.

— Сейчас складывается впечатление, что главная задача родительских комитетов — наполнить фонды школы и класса. Организация благотворительных фондов законодательно урегулирована. Но обычно родители просто сдают по 100−500 гривен ежемесячно кому-то из активных. И хорошо, если это человек честный и ответственный, отчитывается: на деньги мы закупили вот это для детей, оплатили работу «технички» за уборку класса, потому что родители не хотят сами убирать…

— А они должны хотеть?

— Во многих школах так принято, что уборщицы — только в коридорах, а в классах убирают уже сами дети или родители, а иногда и учителя это должны делать.

— Мне жаль, что уровень знаний родителей позволяет им поверить в такую ерунду. Есть норматив — на каждые 500 метров площади помещений (в том числе коридоров и классов) должна быть одна уборщица в штате учебного заведения. Если где-то родителям говорят, что в школе не хватает уборщиц, то в большинстве случаев, самое смешное, они есть, только там «мертвые души», за которых кто-то получает зарплату.

Если же местные власти решили сэкономить на штатных единицах и при этом родители почему-то считают, что они имеют право и даже обязанность убирать в учебном заведении или кому-то платить, то поинтересовались бы тогда, каковы законные механизмы оплаты. Но такого нет, квитанции никто не выдает, почему-то деньги всегда наличными. И, я думаю, это незаконно.

По поводу фондов. Учебное заведение имеет единственный законный способ получать благотворительную помощь, если речь идет о деньгах, а не о товаре — на расчетный счет. Если родители очень хотят помочь школе, они могут спросить в Управлении образования номер счета и перевести туда деньги с целевым назначением. Например, на ремонт пола кабинета номер 35, от такого-то такая-то сумма. И эти средства ни на что другое не будут потрачены.

Если родители сдают наличные каким-то людям в мифические фонды, которых на бумаге нет, если эти люди не имеют полномочий для получения денег, если нельзя эти деньги перевести безналичными, то спрашивать о том, где они, кто и на что их потратил, нет смысла. Потому что вы отдали деньги, во-первых, добровольно (если у вас не потребовали их насильно), а во-вторых, без каких-либо доказательств, без всякого целевого назначения, непонятно кому и зачем.

В первую очередь заведение должно финансироваться на средства местной власти. Это ее обязанность — содержать заведение так, чтобы оно и санитарным нормам отвечало, и строительным, и могло проводить обучение на должном уровне, определенном законодательством. И они должны выделять достаточно средств для этого… А из-за того, что это делают родители, по-моему, становится только немножко хуже. Потому что они таким образом говорят местной власти: «Если вы ничего не делаете, мы это сделаем за вас».

Если школа просит денег на что-то крайне необходимое, проверьте, делал ли ее руководитель запрос на это «крайне необходимое» к городской власти

— Родители периодически жалуются на то, что школы просят у них помочь с ремонтом классов, закупкой мебели и другого оборудования: «Потому что у нас вводят НУШ, а денег на это нет».

— «Новая украинская школа» — это не материальное обеспечение, как мы привыкли все идентифицировать: типа одноместные парты есть — есть НУШ; нет парт — нету НУШ. НУШ — это изменение отношения к образовательному процессу и к детям. Потому что можно обеспечить совершенно всеми принадлежностями в соответствии с НУШ, но не изменить отношение к детям, не изменить методики проведения уроков, и НУШ там даже пахнуть не будет.

«Новая украинская школа» - это прежде всего изменение отношения к образовательному процессу и к детям ", - говорит Бондаренко (фото Pixabay)

Теперь о ремонте. Для него нужны основания, акт, что вот здесь, например, участок пола испорчен. Акт могут составить родители, приобщить фото, обосновать, что нужно отремонтировать, что не соответствует санитарным нормам. Написать об этом директору, попросить принять меры, поскольку это угрожает безопасности детей. Родители не обязаны делать ремонты в учебных заведениях. Более того, они не имеют на это права. Потому что к ремонтам в публичных местах, где есть скопление людей, существуют определенные требования — к материалам, к качеству проведения работ, к их исполнителям. Если папа-доброволец повесит лампу, а она завтра упадет чужому ребенку на голову, то кто будет нести ответственность? Этот папа — нет, потому что он в принципе не имел права выполнять такую работу.

Коммунальными являются не только школы, но и больницы, кинотеатры, мэрии. Если вы придете туда с краской и начнете красить стену, то вас быстро выведут. Еще могут какую-то статью припаять за хулиганство. Почему же мы такое позволяем себе в школе, где наши дети должны быть в безопасности? Да, мы понимаем, что обычно это согласовано с руководством учебного заведения, так как именно руководитель будет отвечать за все последствия того, что там произойдет. Но, кроме его ответственности, должна быть и родительская.

— Если родительский комитет, обычно в вайбер-группах, или учителя предлагают родителям что-то сделать, сдать, закупить для школы, одеть детей в форму или еще что-то, не предусмотренное законодательством, — что вы им посоветуете?

— Родители могут в любой момент сказать, что они школе ничего не должны, отказаться и не вникать дальше в какие-то нюансы, сложности. Их полное право — выйти из этой группы вообще, даже не общаться с другими родителями одноклассников своих детей. В принципе все, что необходимо родителям знать, должно быть донесено непосредственно учителем.

Многое зависит от готовности родителей вникать в проблемы школы. Потому что если появляются предложения что-то купить для класса, для обучения, «крайне необходимое», сперва родителям стоит проверить, подавал ли на это «крайне необходимое» запрос к городским властям руководитель учебного заведения. Если он таких запросов не делал, значит, это никому не надо, и директору в том числе.

Если родители располагают средствами и хотят помочь школе, они могут перечислить деньги, например, целевым назначением на приобретение линолеума для такого-то класса. Перечислить на спецсчет заведения, и тогда эти средства будут потрачены исключительно на указанную ими потребность, а не на то, что кто-то себе пожелал. Они могут также приобрести товары и передать их на баланс учебного заведения. Составляется акт приема-передачи — не нужно чеки передавать, просто указать стоимость. Школа принимает на баланс, ставит инвентарный номер, и тогда эти вещи учитываются в школе. Она не имеет права держать в заведении то, что не поставлено на баланс, не принадлежит школе.

— Года два назад был громкий скандал, когда родители девочки не сдали деньги в школу и там ребенку не дали кусочек торта

— Есть главное правило: дети в учебном заведении должны быть в равных условиях и ответственные за это — учитель, руководитель учебного заведения. То есть никаких нюансов, что «я заплатил, поэтому мой ребенок будет сидеть за дубовым столом в кожаной кресле»… Дома — что угодно, но в учебном заведении дети должны быть в абсолютно равных условиях.

Мы недавно начали делать «Путеводитель по школе». Уже готовы ответы на 30 вопросов, которые родители чаще всего задают школе. Сейчас «Путеводитель по школе» уже здесь.

Читайте в «ФАКТАХ»: «О вакцинации учеников и учителей, как учиться в школах, для кого медсправки обязательны: объясняет МОН»

Фото Pixabay

5987

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров