Наталья бондарчук: «до трех лет я вообще не разговаривала. Думали, что вырасту немой»
Известная актриса (»Солярис», «Звезда пленительного счастья», «Красное и черное») и режиссер Наталья Бондарчук свою суперпопулярность приобрела в конце 1980-х, когда вышли ее фильмы «Детство Бэмби» и «Юность Бэмби» о приключениях олененка. В первый же месяц проката их посмотрели более девяти миллионов детей!
Воодушевленная столь громким успехом, Наталья Сергеевна создала детский театр «Бэмби», маленькие служители которого называют свою руководительницу «атамамшей». Как призналась сама Бондарчук, это ее неизменно забавляет. «Печально то, что мы еле-еле сводим концы с концами», — сетует режиссер.
А сейчас забот у нее прибавилось. После девятилетней работы над художественным фильмом о Пушкине, который недавно прошел в российском кинопрокате, Наталья Сергеевна взялась за кинокартину о Лермонтове. Пока из-за отсутствия денег процесс движется со скоростью сонной улитки. Но дочь знаменитого режиссера не унывает. Она надеется на помощь добрых и состоятельных людей, а также на свои экзотические амулеты: индийский перстень со знаком вечности, тибетское кольцо и символический непальский кулон на цепочке, дающие силу и положительную энергию.
«По ночам не сплю: думаю, где денег раздобыть»
- Наталья Сергеевна, после девяти лет работы и поиска средств на съемки не страшно снова браться за большой проект, требующий огромных финансовых вливаний?
- Очень страшно! У меня сейчас аховое положение. Я — на полном нуле. Сто человек съемочной группы, актеры уже репетируют, а денег — нет! Меня вытряс «Кредитбанк», отдала все, что имела. По ночам не сплю: думаю, где денег раздобыть на фильм. Может, мне банк ограбить? А потом отдать Даже если меня посадят (смеется), принесите пирожков.
- Обязательно. Актеры без гонорара играть соглашаются?
- Главные герои — Женя Стычкин (»Чарли Ча», «Апрель», «Бесы»), исполняющий роль Михаила Лермонтова, и Катя Гусева (»Бригада», «Охота на Изюбря», «Есенин»), которая играет его возлюбленную Вареньку, — уже полным ходом репетируют у меня на даче. Первое время они жутко стеснялись друг друга! Пристраивались, притирались и, пока во всем до ниточки не разобрались, не успокоились! «Ой, легче стало, Наталья Сергеевна. Давайте еще встречаться, давайте еще репетировать», — говорила мне Катенька. А Женька какой молодец! Он так хотел играть Лермонтова. Перелопатил всю литературу о нем, худеет, учится верховой езде, ведь по сценарию должен с тяжелой шашкой наперевес скакать верхом на лошади, как настоящий офицер. Могу похвастаться: мы сняли уже пять сцен.
- Слышала, параллельно вы работаете еще и над фильмом о Николае Гоголе?
- Для этой картины мы только выбрали натуру. Чувствую, что на нее нужны гораздо большие затраты. Ведь Гоголь был одним из самых путешествующих людей в мире. С оператором Машей Соловьевой мы осматривали венецианские пейзажи, были в Берлине, Дрездене, ездили по городам Австрии и Италии. Конечной точкой был Рим — любимый город Гоголя. Снимать нужно в основном за границей. Возможно, совместно с иностранными компаниями. Очень хочу, чтобы фильм увидели не только в России и Украине, но и в мире.
- Вот и покажите.
- Дай Бог, чтобы удалось Ничего, прорвемся! Главное — денег раздобыть. Ради этого проекта я готова на что угодно. Даже под поезд лягу!
- Ну и кто же тогда снимать будет?
- Вот именно! Пускай промчится надо мной, и все. Я не Анна Каренина. Кстати, знаете, поезд, который ее задавил, «мчался» со скоростью 20 километров в час! (Смеясь. ) Бедная Анна Каренина
- А кто Гоголя будет играть?
- Вот это еще очень большой вопрос! Ведь Николай Васильевич был непредсказуемой, интригующей и очень необычной личностью Но это будет однозначно славянский актер.
Для сцены смерти Пушкина Сергей Безруков похудел на 17 килограммов
- Невзирая на серию критических статей в прессе о фильме «Пушкин. Последняя дуэль», вы упорно продолжаете снимать исторические картины. Да еще и выдвигаете свои, довольно смелые версии событий
- И абсолютно в них уверена. Я нашла три чемодана переписки убийцы Пушкина Жоржа Дантеса с приемным отцом бароном Геккереном (голландский посланник в Петербурге). Судя по письмам, у них были любовные отношения. По этому поводу у меня нет НИКАКИХ сомнений
- Но больше всего вам досталось за «кудрявые бакенбарды» Пушкина-Безрукова и за то, что «бригадир» играет поэта.
- Вот как раз это меня волнует меньше всего. Что бы там критика ни писала о бакенбардах Безрукова и о том, что у Пушкина глаза черные, а не голубые, — пусть на их совести остается. Они просто об этом не знают, книжек, видимо, не читали. А в роли Пушкина я начала снимать Сережу еще до выхода нашумевшей «Бригады». Просто наш съемочный процесс слишком затянулся: было много трудностей, прежде всего финансовых. Но играл Безруков великолепно! Для сцены смерти Пушкина он похудел на
17 килограммов!
- Еще до премьеры фильма, говорят, у вас случился конфликт с Сергеем? Что это с ним было — звездная болезнь?
- Опасность заразиться этим вирусом есть у каждого популярного актера, тем более если его окружают люди, постоянно потакающие слабостям. Но Сережа может себе позволить поболеть, только не на съемочной площадке. Он великий актер! Таких больше нет. А разошлись мы потому, что я не могу удерживать талантливого человека, выплачивая ему мизерные гонорары, в то время как за другие роли ему предлагают огромные суммы. Несмотря ни на что, Сережа выложился по полной.
Никогда не забуду, что с нами со всеми творилось на площадке, особенно когда в Питере, на Мойке, снимали смерть поэта. Он лежал на смертном одре — бледный, изможденный, нос совершенно обострился, глаза мутные Было полное ощущение, будто мы действительно прощаемся с поэтом. Люди из массовки, около тысячи человек, все были зареванные. Я очень переживала за сцену проводов. Снимали ведь зимой, при температуре минус 26 градусов. Работали шесть часов без перерыва, но ни один человек не ушел.
- Однако Сергей Безруков таки покинул проект в разгар съемок?
- Тогда он был просто в зените славы. Режиссеры рвали его на части, у него было много предложений. Через своего агента Сережа стал отказываться от съемок в «Пушкине», мотивируя это тем, что занят в «Есенине». А в это время шел спектакль «Пушкин» по сценарию его отца. Мне показалось, что Безруковы просто задумали свой проект о поэте. Для меня это было сильнейшим ударом. Что делать, кого искать для роли Пушкина, да и зачем? Нельзя, чтобы в художественном фильме одного героя играли разные люди А через некоторое время Сережа вдруг как ни в чем не бывало появился у меня на юбилее. Мы поговорили, и он принял участие в продолжении съемок.
- Как отогревались после тех «морозных» часов на площадке?
- Отпаивал чаем режиссер Александр Сокуров. Он пришел на площадку поддержать меня. Понимал: пока не сделаю все как надо, не остановлюсь, даже если насмерть замерзну.
- С детства готовились к таким серьезным испытаниям? Слышала, вы уже в пятилетнем возрасте ездили в Сибирь.
- Меня бабушка по маме, сибирская писательница и исследовательница горного Алтая Анна Герман, туда возила. А кем стану — тогда этого никто не знал. Я ведь до трех лет вообще не разговаривала. Меня кто-то напугал — и речь будто отняло. Думали, что вырасту немой. А бабушка постоянно читала мне книжки. Очень много читала Пушкина. И вот мы с ней в катерочке едем по реке, и я, увидев свой дом, вместо «папа, мама» выдаю: «И родимая страна вот уж издали видна». Это была моя первая в жизни фраза (смеясь). Причем «р» даже выговаривала.
В четыре годика я действительно уже бывала в Сибири, с бабушкой мы гуляли целыми днями по лесу, ходили за грибами. А в 13 лет я с тетей отправилась в Горный Алтай, и мы колесили по Чуйскому тракту. Но и тогда о будущей профессии еще не задумывалась. Отец и мать (известная актриса Инна Макарова) были постоянно заняты на съемках, а я даже ни разу не была у них на съемочных площадках.
«Кто с кем живет — не важно, важно оставаться вместе в больших делах»
- Отец не предлагал вам хоть небольшие роли в своих картинах?
- Никогда! Даже малюсеньких эпизодов!
- Тем не менее вы тоже связали свою жизнь с кинематографом.
- Иначе и быть не могло. Сначала я участвовала в детской самодеятельности, потом увлеклась театром, а после школы решила поступать во ВГИК.
- Надеялись на авторитет отца?
- Ни в коем случае! Он даже не знал, куда я поступаю. К тому времени родители уже развелись, и несколько лет мы с отцом не общались. Но его слава не давала мне покоя: «добрые» люди писали «куда надо» письма, негодуя, что меня взяли по блату. Приходилось все время доказывать, что это не так.
- С первой же роли вы стали звездой?
- Не с первой. Дебют у меня был на первом курсе ВГИКа. Моя героиня ехала в поезде. Причесочка смешная, и парень-попутчик что-то спрашивает, а она гордо отвечает: «Ты ешь, ешь, парень». И все. Это мой первый эпизод. Он был снят в вагоне-ресторане, который был сооружен Сергеем Герасимовым на киностудии имени Горького.
- Как сейчас складываются ваши отношения с братом-режиссером Федором Бондарчуком?
- Нормально складываются. Мы смотрим фильмы друг друга, поздравляем с праздниками
- Вы разные и чужие люди?
- Нет, мы не разные люди и даже очень близки по духу. Здесь совсем другое. У нас просто разные семьи. И один отец. Раньше мы мало общались. Теперь же воспринимаем все по-другому. К брату Федору и сестре Алене (дети Сергея Бондарчука от второго брака — с актрисой Ириной Скобцевой) отношусь очень тепло. Рада, что у них все удачно в жизни складывается.
- А с семьей бывшего мужа Николая Бурляева поддерживаете отношения?
- Конечно. Мы же прожили вместе 17 лет. Родили сына Ванечку и дочь Машеньку. С Николаем Петровичем у нас была и есть очень большая совместная жизнь. Мы и сейчас часто общаемся. Хорошо хоть актриса Инга Шатова, его жена, родившая ему двоих детей, это терпит. Мы с ней даже дружим, встречаемся, вместе отмечаем Новый год, ездим на фестивали. Более того, в фильме «Федор Иванович Тютчев» я сняла своего бывшего мужа, который девять лет до этого не снимался, в главной роли. Роль первой супруги Тютчева исполнила его нынешняя жена, а второй — я. Дочку сыграла Аня Михалкова.
- А нынешнего мужа своего почему не сняли?
- А потому что в это время он снимался в фильме «Одна любовь души моей» — в роли Пушкина и просто физически не мог находиться в двух местах одновременно. Нашим семьям повезло: у нас есть несколько больше, чем кухонные интересы. К тому же Николай очень хороший отец, он сейчас помогает Маше и Ване. Они всегда вместе! А недавно крестил нашего с ним внука — Никиту. Так что мы уже дедушка и бабушка.
Кто с кем живет — не важно, важно оставаться вместе в больших делах. А в этом плане мы друг друга очень хорошо понимаем. После развода наши отношения только улучшились. И дети относятся с пониманием, уважают наш выбор. Ваня с 11 лет увлекается музыкой, мечтал стать композитором, и сейчас во всех моих фильмах звучит его музыка: и в «Пушкине», и в «Лермонтове». У Вани уже своя семья. Он женился на оперной актрисе Юлечке. А дочь Маша поет. Так что все мы — продолжатели семейной профессии.
554Читайте нас в Facebook