«Я со сцены рассказывал о нашей настоящей и красивой любви»: потрясающая история любви актеров Михаила Романова и Марии Стрелковой
Как леди Гленарван покорила сердце Джона Манглса
Многие из нас среди самых любимых фильмов детства назовут экранизацию романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта», снятую в 1936 году. Динамичный захватывающий сюжет (пусть не во всем совпадающий с первоисточником), блестящая игра актеров, романтичная музыка Исаака Дунаевского, популярные песенки «Жил отважный капитан…» и «Веселый ветер» до сих пор не дают устареть киноленте режиссера Владимира Вайнштока.
В сценарии этого фильма не так уж много эпизодов досталось на долю Элен Гленарван (жены владельца яхты «Дункан») и Джона Манглса (капитана этого судна). Леди Гленарван на экране вообще была немногословна, однако в памяти зрителей осталось ее прекрасное лицо, смеющееся или опечаленное. А Джон Манглс запомнился искренним, но робким и оттого забавным ухаживанием за юной Мэри Грант: «Мисс Мэри! Ах, мисс Мэри! Неужели вы не видите…»
Между тем за пределами экранного действа происходило нечто иное. Роль Элен Гленарван исполняла Мария Стрелкова — 28-летняя москвичка, уроженка русского Севера, смолоду ставшая кинозвездой благодаря эффектным ролям в фильмах «Праздник святого Иоргена» и «Веселые ребята». А Джона Манглса сыграл 40-летний Михаил Романов, сын петербургского ремесленника, артист Ленинградского драматического театра. Во время съемок они близко познакомились, участвовали в нескольких совместных сценах и без памяти влюбились друг в друга (на фото в заголовке Мария Стрелкова и Михаил Романов в фильме «Дети капитана Гранта»). Как выразился потом близкий друг Романова, известный актер Борис Бабочкин, «это был совершенно испепеляющий роман».
Съемки закончились, но Романов и Стрелкова уже не могли расстаться. Между тем оба они не были свободны. Мария Павловна состояла в браке с видным московским литературным деятелем Александром Тихоновым-Серебровым, который был вдвое старше ее. У Романова в Питере тоже была жена. Пришлось рвать семейные связи, компрометировать себя в широком кругу знакомых… Михаил Романов не видел иного выхода, кроме как расстаться с родным городом. Марии Стрелковой также не улыбалось оставаться в Москве. И они сошлись на том, чтобы вместе продолжать свой путь в Киеве.
С 1936 года Романов служил в киевском Русском драматическом театре. Год спустя в труппу театра поступила и Стрелкова. Город на Днепре стал для них местом непреходящей любви и творческого взлета.
Звездные роли двух Протасовых сделали Михаила Романова премьером киевского театра
Очень скоро Михаил Романов вышел в киевском театре на первый план. На ленинградской сцене его использовали главным образом в амплуа любовников и фатов, причем нередко второстепенных персонажей. Но новый период актерской биографии Михаила Федоровича показал его поистине безграничные возможности.
Уже первый сезон, проведенный актером в Киеве, сопровождался громкой премьерой — спектаклем по пьесе Максима Горького «Дети солнца» в постановке режиссера Бенедикта Норда. Романов сыграл главную роль — Павла Протасова, кабинетного ученого, столкнувшегося с грозными явлениями грубой жизни. Избежав расхожей трактовки этого образа как буржуазного интеллигента, он показал в своем герое доброту и жестокость, талант и беспомощность, трагичное и смешное. Эта работа Михаила Романова стала бесспорной творческой победой.
Так уж совпало, что спустя три года новым блестящим достижением артиста оказалась роль другого Протасова — Федора, героя пьесы Льва Толстого «Живой труп» (постановка Владимира Нелли). Романов настолько искренне и достоверно показал метания Феди Протасова, чистого душой человека, увязшего в трясине лжи и непонимания, что его игра потрясла зрителей, и не только киевских. В 1948 году во время гастролей Театра имени Леси Украинки в столице СССР придирчивая московская публика валом валила на «Живой труп». Мало того, несколько раз Михаила Федоровича приглашали в Москву на мастер-классы, чтобы он показал своего Федю Протасова в спектаклях Малого театра и других звездных коллективов.
Успешно складывались дела и у Марии Стрелковой. Ее вводили на интересные роли, в которых Мария Павловна запомнилась не только яркой внешностью, но и подлинным сценическим талантом. Она выступала в образе Донны Анны из пьесы Леси Украинки «Каменный властелин» (этот спектакль в постановке Константина Хохлова стал визитной карточной театра, носившего с 1941 года имя Леси Украинки). Не раз любимый муж оказывался ее сценическим партнером. К примеру, в «Пигмалионе» Бернарда Шоу Стрелкова играла Элизабет Дулитл, а Романов — профессора Хиггинса, в «Талантах и поклонниках» Александра Островского она была Негиной, он — Мелузовым, в «Хождении по мукам» (инсценировка романа Алексея Толстого) — соответственно Катей и Телегиным. В Киеве у актерской четы родилась дочь. Ее, как и маму, назвали Машей.
Помимо работы в театре Михаил Романов запомнился в нескольких фильмах Киевской киностудии. Для ленты «В дальнем плавании», снятой по мотивам «Морских рассказов» Константина Станюковича, он сыграл роль барона Берга, старшего офицера корвета, бездушного формалиста по прозвищу Зуда. Его персонаж не говорил, а как бы скрипел, вызывая смех и омерзение. Совсем другой характер был создан актером в фильме «Подвиг разведчика» — популярнейшем хите тогдашнего отечественного кино. Сыгранный Романовым генерал фон Руммельсбург, опытный и хитрый контрразведчик, производил не меньший фурор, нежели впоследствии шеф гестапо Мюллер в исполнении Леонида Броневого.
Когда артисту приходилось играть в бездарных пьесах, в финале, кланяясь зрителям, он тихо произносил: «Извините!»
В 1951 году Михаилу Романову присвоили звание народного артиста СССР. На протяжении нескольких лет он являлся худруком и главным режиссером Театра имени Леси Украинки. Но на взлете своей карьеры актер оставался все тем же искренним и добрым лицедеем. Знавшие его потом вспоминали, что эти качества помогали Романову на сцене, однако сильно мешали на административном посту.
Внешне Михаил Федорович казался сдержанным, даже суховатым, но природа щедро наделила его жизнелюбием и чувством юмора. Известная киевская актриса Мальвина Швидлер рассказывала, что он любил смешить ее на сцене в самый неподходящий момент. Из-за этого Мальвина Зиновьевна однажды настолько растерялась, что не могла вымолвить ни слова. Тогда Романов как ни в чем не бывало начал сам себе подавать ее реплики и сам же на них отвечать, а по окончании сцены взял оторопевшую партнершу за плечи и вывел за кулисы. Все это было проделано им настолько естественно, что зрители даже не заметили подвоха.
Чувство юмора помогало Михаилу Романову заглушать досаду и неловкость, если приходилось выходить на сцену в бездарных, но навязанных для постановки по идейным соображениям пьесах. Когда артист, постаравшийся своей игрой преодолеть нелепости текста, выходил на финальные аплодисменты, он, кланяясь зрителям, негромко произносил: «Извините! Извините!»
Мастерство и наблюдательность актера давали ему возможность буквально жить на сцене, находить самые точные детали для воплощения любого образа. Та же Мальвина Швидлер вспоминала, как она смотрела с балкона репетицию нового спектакля, а рядом с ней сидела другая актриса того же театра, вернувшаяся после болезни. Эта актриса долго присматривалась к происходившему на сцене, а потом вдруг спросила: «Маля, а чего ты мне не сказала, что у нас в театре новый артист?» — «Кто? Мне никто не говорил». — «Слева на сцене, высокий такой, в плаще». — «Это же наш Романов!» — «Зачем ты меня разыгрываешь? Я что, не знаю Романова? Кто это?» — «Опомнись, это Михаил Федорович!» — «Ладно, если ты не знаешь фамилию этого артиста, так и скажи». Только после того, как недоверчивая подруга спустилась за кулисы и подошла совсем близко, она убедилась, что перед ней действительно был Романов.
После смерти любимой жены Михаил Федорович не прожил и года
Неожиданное и печальное событие случилось в 1952 году прямо на сцене киевского театра. Мария Стрелкова во время спектакля лишилась чувств и не смогла продолжать выступление. Причиной был инсульт. Врачи поставили ее на ноги, но продолжать карьеру актрисы она уже не могла. Теперь Мария Павловна жила ради мужа и маленькой дочери. Михаил Романов всецело доверял ей, всегда считался с ее мнением о сыгранных им ролях. Потом он вспоминал: «Она была настоящим другом, моим помощником в жизни и самым требовательным и суровым критиком и режиссером. Она ведь знала во мне то, что не знали другие режиссеры, и всегда хотела и требовала, чтобы я еще ярче, шире и углубив эти чувства, со сцены рассказывал о нашей настоящей, чудесной и красивой любви».
Эти строки были написаны Романовым, увы, после того, как Мария Павловна умерла в ноябре 1962 года. Такой удар судьбы был для артиста совершенно непереносимым. Он надолго забросил работу в театре. Михаилу Федоровичу было уже невмоготу оставаться в Киеве, где все напоминало ему об умершей любимой. Он уехал в Москву, жил в гостинице, пытался вернуться на сцену в Театре имени Моссовета. Однако в сентябре 1963 года его не стало.
Может быть, где-то в иных мирах влюбленные снова встретились, но здесь, на Земле, их тела остались разлученными: Мария Стрелкова покоится в Киеве на Байковом кладбище, а Михаила Романова похоронили в Москве на Новодевичьем. Рядом с Театром имени Леси Украинки, на улице Пушкинской, 19, где в старинном флигеле когда-то жила и радушно принимала друзей звездная семья артистов, теперь висит мемориальная доска с бронзовым профилем народного артиста СССР Михаила Федоровича Романова.
Читайте также: Из-за прекрасной дамы: 120 лет назад любимец киевской публики был застрелен ревнивцем
Недавно «ФАКТЫ» сообщали о смерти легендарного создателя и худрука знаменитого Театра на Подоле Виталия Малахова. Знаменитые украинские артисты и деятели культуры поделились воспоминаниями о нем.
1871Читайте нас в Facebook