«Газпром» хочет переломить газовый рынок Европы под себя, — Михаил Гончар
Грядущая зима обещает стать тяжелой не только для Украины, но и для Европы. А все из-за цен на газ, которые в этом году бьют рекорды. Предпосылок к кризису много: постпандемический рост спроса на азиатском рынке, аварии на газодобывающих предприятиях, спекуляции. Однако главным дирижером этого кризиса эксперты называют Россию. Она проводит гибридную спецоперацию на газовом рынке, чтобы заставить Европу запустить «Северный поток-2». Также Кремль под свои прихоти хочет переформатировать европейский рынок.
В Украине же продолжается активное политическое противостояние между властью и олигархами. Как следствие, собственной электроэнергии нам не хватает, поэтому мы вынуждены ее импортировать из Беларуси. И это на фоне миграционного кризиса, соавтором которого является Лукашенко, а он в любой момент может прекратить поставки.
Президент Центра глобалистики «Стратегия XXI», эксперт по вопросам энергетической безопасности Михаил Гончар объяснил «ФАКТАМ», критическая ли у нас ситуация с газом, почему следует с осторожностью относиться к импорту электроэнергии из Беларуси, при каких условиях Европа может уступить России относительно «Северного потока-2» и при чем здесь миграционный кризис.
«Россия причастна к газовому кризису в Европе — это факт!»
— Господин Михаил, кто сыграл главную роль в создании мирового энергетического кризиса?
— В глобальном измерении здесь сработал ряд факторов. Начиная с повышенного спроса на энергоресурсы, вызванного выходом стран Восточной Азии из карантинных ограничений, и ускорением экономического роста. Заканчивая непредсказуемостью дальнейшего развития мировой экономики с учетом факторов, в том числе и пандемического характера. Речь идет о мутации вируса и возможных новых ограничениях.
Неопределенность всегда провоцирует рост цен. Форсированный переход на зеленую энергетику тоже дает о себе знать. Ведь каждая страна, являющаяся крупным потребителем или поставщиком ископаемых энергоресурсов, пытается замедлить свой переход. Стремление добиться быстрого уменьшения выбросов СО2 за счет увеличения доли нестабильной энергетики из возобновляемых источников приводит к разбалансированию энергосистем и рынков.
Читайте также: Почему уменьшают количество и размер субсидий, насколько уже подорожал газ для населения: посчитал Павел Розенко
— С глобальными причинами кризиса понятно, а если говорить о Европе?
— Здесь есть доминирующий игрок, действующий скрыто. Собственно говоря, он и провел гибридную спецоперацию на европейском газовом рынке. Имя ему «Газпром». Он красиво встроил в рыночные тренды свои деструктивные действия. Назову несколько штрихов, подтверждающих это.
Первое: вместо того, чтобы летом закачивать газ в свои подземные газохранилища на территории Евросоюза, «Газпром» наоборот оттуда его выкачивал и продавал на европейском рынке.
Второе: уменьшение транзита через Украину и газопровод «Ямал-Европа» (через Беларусь и Польшу в Германию). Транзит — не какой-то отдельный вид газа, а законтрактованный европейскими потребителями российский газ. Если транзит через Украину и Польшу уменьшается, значит, его меньше поступает на рынок ЕС. Чтобы не нарушить контрактные объемы, оговоренные с европейскими клиентами, «Газпром» через свои многочисленные дочерние и аффилированные компании докупал необходимые объемы газа прямо на рынке ЕС, чтобы компенсировать физическое недоснабжение с таможенной территории РФ.
Третье: «Газпром» «внезапно» в конце августа прекратил фьючерсные продажи газа на своей электронной бирже на весь 2022 год, начиная с 1 января.
Конечно, это создало на рынке дополнительные турбулентности и привело к ценовой эскалации. Что и нужно было «Газпрому», чтобы показать, кто в ЕС имеет самую большую рыночную силу.
Читайте также: Об импорте российской и белорусской электроэнергии, как изменится порядок назначения субсидий: экс-министр ЖКХ
— Так что, проблемы с дефицитом газа в Европе спровоцировала Россия?
— Объективно там были некоторые предпосылки, связанные со снижением добычи в Северном море вследствие истощения месторождений. Закрывается легендарное месторождение Гронинген в Нидерландах. Были проблемы у норвежцев на газодобывающих платформах в Северном море, они снизили поставки. Еще уменьшился объем поступления сжиженного газа на европейский рынок, поскольку он пошел на более премиальный азиатский. Однако все эти факторы сами по себе не дали бы такого эффекта роста цены на спотовом рынке в Европе до отметки почти 2 тыс. долларов за тысячу кубов. Поэтому «Газпром» «вписал» в действие объективных факторов свои манипуляции, что увеличило дефицит газа на рынке ЕС. Причем этот дефицит относительно небольшой, но чувствительный, потому что приходится на осенне-зимний пик спроса.
Можно провести параллель с событиями нефтяного кризиса в 1973 году. Когда впоследствии все подсчитали, оказалось следующее: 4-кратный скачок цен был вызван дефицитом нефти на рынке — всего на 9%. Теперь имеем подобную ситуацию. Отличие только в том, что нефтяное эмбарго было объявлено ОПЕК открыто, а Россия сушит газовый рынок ЕС скрыто, да еще и опровергает свою причастность по известной формуле «ихтамнет». В этом контексте (со)авторство России в газовом кризисе в Европе — это факт!
«Оценивая события на европейском газовом рынке, нужно оперировать военно-стратегическими подходами»
— Оправдываясь, в «Газпроме» говорят, мол, сначала заполняли свои хранилища на территории России, потому что, прежде всего, должны позаботиться об отечественных клиентах, а теперь уже пойдет газ в европейские страны.
— Это абсолютный нонсенс! Почему-то раньше все это делалось одновременно и никаких проблем не было. Собственно, не возникало даже необходимости, чтобы Путин давал какие-то указания Миллеру позаботиться о европейцах, да еще с заботой о потребителях Германии и Австрии. Этим они себя выдают. Сейчас такие действия и высказывания указывают на следующее: это не просто коммерческая поставка газа, а гибридная спецоперация.
Оценивая события на европейском газовом рынке и то, что делает «Газпром», следует оперировать не рыночными подходами, а военно-стратегическими. Он действует по военной логике. Применяется известная российская доктрина — эскалация для деэскалации. То есть сначала идет сценарий эскалации: провоцируется высокая цена на газ, от которой все игроки рынка в шоке, впоследствии предлагается «решение проблемы» по переходу на долгосрочные контракты с «низкими ценами», то есть делается деэскалация. Деэскалация — это уже не 2 тыс. долл. США на 1000 кубов газа, а около 800−1000, но это, однако, высокая цена. Таким образом, фиксируется новый уровень цен, который коммерчески выгоден «Газпрому», ведь дает возможность увеличить поставки «дешевого газа» и расширить дополнительно свою рыночную нишу.
Деэскалационный сценарий преследует цель переформатировать европейский рынок под поставщика, как это было в 90-е.
— Какие последствия будет иметь реализация такого сценария Кремля?
— «Газпром» может получить еще большую долю европейского рынка. Впоследствии он еще больше на него будет влиять, поскольку уже сейчас является доминирующим игроком — его доля приближается к половине. В этом контексте такие действия следует рассматривать не только как шантаж Европейской комиссии и Германии по снятию всех ограничений в отношении «Северного потока-2», но и с более общей позиции, когда, создав предпосылки, «Газпром» переформатирует рынок под себя и еще больше укрепит свои позиции. И политически это выгодно Кремлю, поскольку усиливает зависимость стран ЕС от РФ, отрывает их от США.
Читайте также: В Украине ввели новые «штрафы» за долги по коммуналке: нужно ли платить, какие последствия за игнорирование платежек
— Но ведь европейцы видят, насколько важную роль в газовом кризисе играет Россия?
— К сожалению, нет! Они только сейчас начинают не столько понимать, сколько чувствовать: произошло что-то не то. Там этого не видели по одной простой причине — они смотрят на все это как на определенный рыночный процесс. Как я уже отметил, здесь нужно на ситуацию смотреть иначе. Конечно, со временем разберутся, но тогда реагировать будет поздно. Здесь нужны скорые действия. Буквально на днях в итальянской прессе появилась пафосная публикация, мол, «Газпром» оказывает помощь Европе, нарастив объем транзита через Украину, закачивает газ в европейские подземные хранилища… Такие материалы рассчитаны на рядового обывателя, не знающего технических и коммерческих нюансов.
Вторую часть интервью читайте здесь: Кто спровоцировал угольный кризис в Украине, почему он похож на саботаж и как это повлияет на отопительный сезон: объясняет эксперт
Фото предоставлены Михаилом Гончаром
1007Читайте нас в Facebook