«я почувствовал сильный удар в спину, будто железным прутом, и тут же отключился. Как добрался домой — не знаю»
Все лето в селе Гранив (Винницкая область) ждали дождей. Из-за нестерпимого зноя выгорели пастбища, погиб урожай на огородах, а сады стали увядать. Сельчане были в отчаянии. Как наказание Господне расценивали то, что дожди минуют их край.
И вот долгожданные дожди пролились над селом. Но вместе с дождями пришло горе
«Я пошел сети посмотреть. Именно в это время и шарахнуло — сильным ударом меня куда-то отбросило»
- В 9. 30 утра 9 августа дежурный Гайсинского райотдела милиции сообщил нам, что в селе Гранив произошел несчастный случай, — вспоминает исполняющий обязанности начальника Гайсинского райотдела ГУ МЧС Украины в Винницкой области майор внутренней службы Николай Мудрак. — Прибыв на место происшествия, мы выяснили, что 14-летний Виталий Олийнык и 15-летний Александр Гуляренко погибли от мощного разряда молнии.
Вместе со своими приятелями — 17-летним Яном Подчосом и 19-летним Сергеем Стасюком — ребята пошли на пруд ловить рыбу. По словам Стасюка, забросили в водоем две сети, а когда пошел дождь, вся компания укрылась под ветвями дуба на берегу пруда. Вдруг Стасюк почувствовал сильный удар сзади. Когда очнулся, было темно. Попытался встать на ноги, но тут же потерял равновесие и упал. По его словам, увидел спящих Олийныка и Гуляренко и принялся их будить. Ребята будто крепко спали, и он подумал, что вставать не хотят. Сергей, по его словам, очень долго шел домой, путь ведь неблизок — около трех километров. Матери объяснил, что их, мол, избили. Кто именно и кого именно — не сказал. А уже утром от соседей узнал, что Саши и Виталия нет в живых. Люди говорили, что их убило молнией.
Сергей и Ян на следующий день после случившегося обратились за медицинской помощью в Гайсинскую центральную районную больницу. У Сергея врачи диагностировали термические ожоги второй степени на ногах выше колен. Похожий ожог на правой ноге получил и Ян, кроме того, у него была еще обнаружена травма грудной клетки.
В реанимационном отделении Яна Подчоса подключили к аппарату искусственного дыхания, чтобы предупредить внезапную остановку сердца, которая случается у людей, пораженных сильным электрическим разрядом. Сейчас Яна перевели в травматологическое отделение, где лечится и Сергей
- В тот день мы договорились, что вечером пойдем на рыбалку, — Сергей Стасюк напряженно чеканит каждое слово. — А ближе к вечеру, созвонившись по мобильным телефонам, собрались у дома Саши. Когда подходили к пруду, начался дождик — мелкий такой, вроде ненастоящий. Мы укрылись под дубом, чтобы не промокнуть. Никого вокруг не было. Внезапно я почувствовал сильный удар в спину, как будто железным прутом, и тут же отключился. Сколько времени прошло — не помню, как домой добрался — не знаю
- И я все эти дни пытаюсь вспомнить, что произошло на самом деле, но, увы, не могу, — присоединяется к нашему разговору Ян Подчос. — Вспоминаю лишь, как мы шли на рыбалку. Обратил внимание, что где-то далеко слышны раскаты грома, а вот там, где мы сидели, ни молнии не сверкали, ни гром не гремел. Помню, как вскоре я пошел сети посмотреть. Именно в это время и шарахнуло — сильным ударом меня куда-то отбросило. Говорят, нам с Серегой еще повезло, нас только немного обожгло, а вот Сашу и Виталика убило молнией.
А моя мама рассказала, что слышала, как среди ночи у нашего двора остановилась какая-то машина, и буквально через несколько минут я появился на пороге. Наверное, кто-то подвез меня домой. Мама сетовала, что меня словно вываляли в грязи, а еще меня сильно тошнило и рвало, я бредил и жаловался, будто руки и ноги отнимаются. Мама дала мне анальгин, а под утро вызвала «скорую».
По мнению врача-реаниматолога Валерия Боровика, телесные повреждения у Сергея и Яна совершенно не такие, как у пораженных разрядом молнии пациентов, которых ему пришлось спасать. У парней отсутствуют характерные для поражения молнией отметины — входные и выходные, а ведь мощный электрический разряд в сотни тысяч вольт обычно оставляет на теле воронкообразные следы в начале и конце своего пути Несколько лет назад Валерию Боровику пришлось спасать «помеченных» молнией двух маленьких ребятишек: у одного произошла остановка дыхания и развился отек легких, другой оказался оглушен, ожогов же у них не было А вот Сергея и Яна молния обожгла
«За несколько дней до трагедии просто места себе не находила»
Виталика и Сашу хоронили всем селом. Односельчане искренне сочувствовали родителям, потерявшим сыновей. А некоторые говорили: «Ведь сам Господь позвал мальчиков к себе, потому убитых молниями следует хоронить с особыми почестями»
- Это как будто какой-то кошмарный сон! — сокрушается мама Виталика Екатерина Олийнык. — Только рассвело, я тут же поехала на велосипеде искать сына. А он рядом с Сашей под тем дубом лежит! Да что ж это такое, думаю, холодина адская, сырость, а дети спят на земле. Позвала Виталика, за руку взяла, а он такой холоднющий! Футболка и курточка задрались, и я увидела на спине, в области почек, синий след — как будто кто кнутом ударил И шея была такая же синяя, словно его удушили. Под глазом ушиб, пальцы на руке сбиты, лицо покрылось сеткой мелких красных точек, видимо, это знаки от лопнувших капилляров. Разве молния может так поиздеваться над ребенком?
Я так кричала Нет, не верю, что молния сына убила. Все это из-за рыбы, будь она неладна. Мальчишки ловили рыбу сетью в арендованном пруду — может, попались на глаза сторожей? Сколько в селе таких случаев было, когда рыбаков прогоняли, в реку бросали К тому же в кармане у Виталика был мобильный телефон. Так вот: он в рабочем состоянии, а ведь при ударе молнии должен был оплавиться или деформироваться.
Я сама сына растила, он у меня один-одинешенек. Целое лето Виталик трудился — пас колхозный скот. Говорил, что уже взрослый и должен зарабатывать сам, что за эти деньги купит себе костюм, еще кое-что для школы. Еле уговорила его отдохнуть немного, тем более что скоро надо картошку копать. Заработал на собственные похороны
- А я своего Сашу просто умоляла, чтобы на пруд не шел, но он все отшучивался, мол, через часок прибежит домой, — утирает слезы мама Саши Татьяна Гуляренко. — Еще говорил, что сторожа не прогонят их от пруда, ведь мальчишки помогали им рыбу ловить! Сын любил посидеть с удочкой на том бережку. Каким сын был добрым, послушным ребенком! С тех пор как муж уехал на заработки, Саша помогал мне справляться со всей домашней работой. Ухаживал за младшим братом, инвалидом детства, он у нас лежачий.
Тревожные предчувствия меня одолевали: помню, за несколько дней до трагедии просто места себе не находила. По нескольку раз в день звонила мужу, просила быть осторожным на стройке, сильно переживала из-за того, что болеет младший сын, вызывала к нему доктора. Но даже и в мыслях не допускала, что самое страшное случится с Сашей! Теперь вспоминаю: почему он все так быстро делал, а на мопеде своем не ездил — летал?.. Спрашивала, куда так торопится, а сын только улыбался.
Еще Саша рассказывал: когда обнаружили разобранной греблю михайловского пруда и из него вытекла вода, а рыба погибла, сторожа спрашивали, не они ли с Виталиком причастны к этому? Саша удивился: зачем им ломать греблю? Не верю, что взрослые могли отомстить нашим детям столь жестоко
«Стихия — вещь непредсказуемая »
Корреспондент «ФАКТОВ» попыталась встретиться со сторожами, но, увы, в селе их не оказалось. В заключении, выданном судмедэкспертом Ладыжинского межрайонного отделения судебно-медицинской экспертизы Винницкого областного бюро судмедэкспертизы Дмитрием Юрченко, указано: смерть Виталика и Саши наступила в результате поражения молнией. Судмедэксперт объяснил «ФАКТАМ»: поражение мощным электрическим разрядом — разновидность тяжелой электротравмы, в результате которой у погибших произошла остановка сердечной деятельности и дыхания. И не всегда молния оставляет на теле характерные следы. Что касается ушибов и кровоподтеков, которые на теле погибших сыновей заметили их родители, то при электротравмах это характерно. А вот двое ребят, которым посчастливилось выжить, скорее всего, из зоны поражения молнии были отброшены воздушной взрывной волной
Как сообщили в Гайсинском райотделе милиции, по факту смерти подростков проводится расследование, и в 10-дневный срок будет принято решение, есть ли основания для возбуждения уголовного дела.
На месте трагедии возвышается старый дуб — именно под ним обнаружили мертвых мальчишек. На его стволе свежий след отлетевшей коры длиной около трех метров — как будто ее сняли узкой стамеской. Причем со стороны, противоположной той, где сидели мальчишки. Еще один обрыв коры, только значительно меньше, замечен прямо над головами мальчишек. Сельчане недоумевают: такую незначительную царапину на дубе оставил сильнейший разряд молнии? Очевидцы рассказывают: когда молния ударяет в дерево, его или полностью расщепляет, или на стволе образовывается глубокий рубец с обуглившимся желобом и обгоревшими ветвями. В данном случае, получается, молния пощадила дерево, зато чудовищным электрическим разрядом прошила сидевших под ним ребят?..
- В этой трагедии много таинственного, непонятного, — размышляет сельский голова Гранива Николай Бень. — Надеюсь, после проведенного правоохранителями расследования мы получим ответы на многие интересующие нас вопросы. А что некоторые обстоятельства происшедшего не укладываются в наши привычные представления о молнии, силе ее воздействия и, может, необычного ее направления, так ведь стихия — вещь непредсказуемая.
Жаль погибших парней, они были лучшими, самыми достойными из нашей сельской молодежи. Так случилось, что ужасная трагедия произошла как раз накануне тысячелетнего юбилея села, который мы собирались отметить 19 августа
655Читайте нас в Facebook