«чтобы получить завершенный архитектурный ансамбль контрактовой площади, предстоит воссоздать еще здание магистрата с башней, богоявленский собор и колокольню братского монастыря»
«Архитектор Ружко создал проект Гостиного двора по типу тех, что существовали в Санкт-Петербурге и Москве»
- После пожара на Подоле в 1812 году встала задача перепланировать историческое ядро Подола по новой на то время системе, по которой строились все крупные города императорской России, — рассказывает начальник главного управления охраны культурного наследия столицы Руслан Кухаренко. — Тогда архитектор Уильям Гесте поделил Подол ортогональными улицами, которые сохранились и поныне. Это были авеню (Константиновская, Межигорская, Братская и другие) и стриты (Ильинская, Игоревская и другие).
Затем главный архитектор Киева Андрей Меленский немного это планирование «перекроил» с привязкой к уже сформированным улицам. Конечно же, на Подоле спроектировали и главную — магистратную — площадь, ныне Контрактовую. Для нее архитектор Ружко создал проект Гостиного двора по типу тех, что существовали в Санкт-Петербурге и Москве. А Уильям Гесте запроектировал комплекс, включивший в себя Контрактовый дом с концертным залом на верхнем этаже. Его построили в 20-е годы ХIХ века. Там, кстати, выступал венгерский композитор Ференц Лист, а многие концерты посещал французский писатель Оноре де Бальзак.
Посреди площади собирались заново отстроить уничтоженное пожаром здание Магистрата с войтовой башней (именно оттуда оглашались решения Магистрата). Здание это, построенное в 1712-1714 годах, до пожара 1812 года стояло на том месте, где ныне установлен памятник Григорию Сковороде. После пожара Магистрат переехал в дом на углу улицы Покровской и Контрактовой площади.
Все строения ансамбля на главной площади Подола не должны были превышать 13,65 метра до верхнего карниза каждого здания. Жители Киева приступили к воплощению проекта Гесте. Но денег у общины хватило лишь на то, чтобы восстановить Гостиный двор до подоконника второго этажа. Император разрешил прекратить строительство и осуществление проекта до «лучших времен» и покрыть недостроенное здание крышей.
«Свайный фундамент при достройке Контрактового дома поможет «обойти» тоннель метро»
- «Лучшие времена» наступили лишь в конце 70-х годов ХХ века, когда Укрреставрация за деньги Госстроя УССР полностью перестроила низ и возвела-таки второй этаж Гостиного двора в формах, в которых он ныне существует, — продолжает Руслан Кухаренко. — Тогда, в советское время, за воплощение проекта Гесте в очень красивый классицистический ансамбль Контрактовой площади взялись известный архитектор-реставратор Валентина Шевченко и ее ученики.
Им удалось воссоздать Гостиный двор, фонтан «Самсон». Затем возродили церковь Богородицы Пирогощей и часть Контрактового дома, колокольню Екатерининского женского монастыря Нынче ученик Валентины Шевченко Юрий Лосицкий продолжит ее дело. По его проекту инвесторы и строители будут работать дальше. Они завершат строительство Контрактового дома, ведь, в принципе, комплекс должен быть продолжен почти до улицы Константиновской и займет все то пространство, где ныне разместились убогие торговые киоски.
Фасады его на все три стороны будут соответствовать старинному проекту Гесте. А высота — все те же 13,65 метра. Для качественного строительства будут использованы современные материалы: штукатурка, самоочищающаяся фасадная краска, хорошая медь на крыше
А вот свайный фундамент при достройке Контрактового дома поможет «обойти» тоннель метро и устранить вибрации будущего строения. Жаль, что в советское время Гостиный двор не был построен на свайном фундаменте, и здание «ощущает» присутствие метро.
Работы на объекте начнутся, когда инвестор получит недостающие разрешения для строительства и будут проведены здесь археологические исследования. Ведь могут обнаружиться древние — IХ-Х веков — деревянные срубы изб.
Кстати, Контрактовый дом должен быть украшен башенкой со скульптурой Архангела Михаила.
Разворот трамваев в этом районе без всяких затруднений будет перенесен на Нижний и Верхний Валы, улицы Межигорскую и Щекавицкую.
И чтобы получить, наконец, абсолютно завершенный, красивый, классицистический ансамбль Контрактовой площади, который задумывали Гесте и Меленский, предстоит еще воссоздать здание Магистрата с башней, Богоявленский собор и колокольню Братского монастыря
356Читайте нас в Facebook