«экспертиза показала, что старинная картина, подписанная «шевченко т. «, которую нашли два месяца назад на чердаке сельской хаты, — подлинник! »
«Нет сомнений, что картина написана в середине XIX века»
- «Краєвид» сейчас находится у специалистов, занятых поисками места, которое изобразил Тарас Шевченко, — сообщил «ФАКТАМ» эксперт-искусствовед галереи Сергей Матвиенко.
- Вы уверены, что эту работу написал именно он?
- Когда учитель, обнаруживший картину, обратился к нам, мы первым делом занялись проверкой ее подлинности. Обратились к экспертам Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. Вот их заключение, можете ознакомиться.
В заключении отмечено, что акварель подобна картинам, которые Шевченко написал в 1846-1847 годах, когда работал на должности художника в Киевской археографической комиссии. От него требовалась чуть ли не фотографическая точность изображения зданий, людей и окружающей местности. В «Краєвиді» такая тщательность проявлена сполна. Вот еще такая фраза: «В этом произведении много черт, характерных для акварельной живописи, выполненной с натуры именно Шевченко». И далее: «Результаты физико-химических исследований подтверждают: картина создана в середине XIX века. Подпись выполнена в тот же период, когда нанесен живописный слой». Подчеркнуто, что подпись на акварели совпадает с эталонными образцами.
За дополнительными разъяснениями «ФАКТЫ» обратились к реставратору высшей квалификационной категории Татьяне Бычко, делавшей экспертную оценку акварели.
- Что дало основания констатировать: подпись сделал Тарас Шевченко?
- Технические средства для определения этого не использовались, — отвечает Татьяна Бычко. — К выводу о подлинности я пришла, исходя из своего опыта. Мне ведь приходилось видеть десятки различных подписей Шевченко. На одном из его рисунков я нашла такую же, как на этой акварели.
- В вашем заключении сказано о физико-химических анализах картины. Что конкретно проверяли: краски, бумагу?
- Только бумагу. Она изготовлена в середине XIX века.
- Но ведь известно множество случаев, когда на старинных холстах и бумаге писали современные подделки
- Я видела достаточно таких подделок. И, поверьте, научилась отличать их от старых картин.
- Еще одним аргументом в пользу подлинности акварели является то, что во время ее создания Тарас Григорьевич не являлся широко известным художником, поэтому писать картины «под Шевченко» попросту не было смысла, — продолжает Сергей Матвиенко. — Но все же, откуда взялась эта акварель? Где, у кого она хранилась более 150 лет? Не исключено, что открыть тайну или хотя бы указать пути поиска могла бы та часть архива Шевченко, которая была утрачена в годы Второй мировой войны. Мы надеемся, ответы на многие интересующие нас вопросы удастся отыскать экспертам, которых привлекли к исследованию истории этой работы.
- Далеко не все шевченковеды признают, что она написана Кобзарем.
- Это правда, — отвечает Сергей Матвиенко. — Некоторые заявляют, например, что Кобзарь не писал вертикальных картин. Но ведь у него есть такие работы! Скажем, знаменитый автопортрет, «Катерина». Нам говорят, что он подписывался «Т. Шевченко», а не «Шевченко Т. ». Но и это не так: мы нашли несколько его рисунков, где «Т. » стоит после фамилии.
- Скажите хотя бы приблизительно, сколько будет стоить «Краєвид», если окончательно подтвердится, что это работа Шевченко?
- Сложно ответить, поскольку раньше художественные работы Кобзаря на аукционах не продавали. Видимо, поэтому в прессе назывались очень разные суммы — до нескольких миллионов долларов.
«Прежде картины Шевченко не подделывали»
За комментариями по поводу найденной на чердаке акварели «ФАКТЫ» обратились и в Национальный музей Тараса Шевченко.
- К нам акварель не приносили, пока мы видели ее только в телесюжетах и газетах, — заявила директор музея Наталья Клименко. — А раз так, то дать экспертную оценку мы сейчас не можем.
- Но хотя бы предварительную можете. Вы ведь видели картину по телевизору?
- Существует ряд моментов, заставляющих усомниться в том, что акварель «Крахвид» написал Шевченко. Впрочем, окончательный вывод можно будет сделать, только если нам предоставят возможность изучить работу.
- Были ли прецеденты, когда случайно обнаруживали неизвестную картину, а затем выяснялось, что ее автор — Шевченко?
- Одна из наиболее известных его работ — «На пасчцч» — была найдена исследователем Раевским в 1936 году на чердаке Музея русского искусства в Киеве. Сейчас она находится в нашей экспозиции. Идемте, я вам ее покажу.
По дороге Наталья Михайловна продемонстрировала большое количество оригинальных изобразительных работ Шевченко, в том числе автопортрет, использованный в дизайне 100-гривневых купюр нового образца. Совершенной неожиданностью стал выставленный в одном из залов шаржевый портрет Тараса Шевченко, выполненный карандашом в 1840 году знаменитым художником Карлом Брюлловым.
- А вот «На пасчцч», — Наталья Михайловна указывает на картину, написанную маслом. — Четкой подписи на этом полотне нет. Но в альбомах Шевченко исследователи нашли карандашные эскизы картины. Это и позволило определить, кто ее автор. Кстати, есть портрет, найденный аж на Урале.
Это произошло в 1978 году. Художник-любитель с Винничины Владимир Литвин поехал в гости к знакомым в город Тавда Свердловской области. У тамошней жительницы, учительницы-пенсионерки Анны Ильиничны Шевчук, ему показали альбом с рисунками, один из которых, по словам хозяйки, был выполнен Шевченко. Как оказалось, дедушка Анны Ильиничны — Владимир Петрович Воронцов — был ротным командиром Тараса Григорьевича в Новопетровской крепости, где тот отбывал ссылку. Воронцов и Шевченко подружились, их сблизила любовь к искусству и животным. Кстати, сохранился рисунок «На муштрч», выполненный Владимиром Воронцовым. Одно время даже считали, что это — шаржевый автопортрет Шевченко.
Другие сотрудники Национального музея Тараса Шевченко, просившие не называть их имена, рассказали: почти все произведения Кобзаря были собраны друзьями сразу после его смерти. Но существует некоторое количество картин, авторство которых прежде по разным причинам приписывалось Тарасу Шевченко. Есть и работы, относительно которых ученые окончательно так и не определились, написал ли их Кобзарь. Но специально картин Шевченко прежде никто не подделывал.
Игорь ОСИПЧУКУчаствовал в подготовке первого номера «ФАКТОВ» и с тех пор входит в число ведущих журналистов газеты. Его фамилию можно встретить почти в каждом фактовском номере. Читатели наверняка запомнили статьи Игоря о жизни членов полярных экспедиций, об альпинистах, покоривших Эверест, о подводных находках, археологических раскопках. В команде Александра Швеца с 1992 года.
|
1293
Читайте нас в Facebook