«сержанту почему-то не понравилось, как новобранец саша рыбка упал перед ним на колени, и он со всей силы ударил его ногой в область печени»
«ФАКТЫ» уже рассказывали о том, как в ночь на 27 ноября прошлого года в казарме 169-го Учебного центра Сухопутных войск «Десна» (Черниговская область) двое сержантов зверски избили рядового Александра Рыбку, на то время всего десять дней проходившего службу в ракетно-артиллерийском полку. Происходило это в ночь после принятия Александром и другими новобранцами присяги. О том, что Саше очень плохо, поняли только под утро, когда он хрипел, лежа в своей койке. К сожалению, ни помощь, которую парню попытались оказать его же мучители и прибывший через десять минут фельдшер, ни реанимационные действия врачей в госпитале, куда его доставили из учебного центра, не помогли: в 6. 58 сердце 18-летнего солдата перестало биться.
Во время обряда перевода «духов» в «слонов» новобранцы становятся перед старослужащими на колени, и их бьют коленом по скрещенным на лбу ладоням
В те дни многие, в том числе и начальник Генштаба — главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал армии Сергей Кириченко, официально признавали, что смерть солдата произошла в результате неуставных отношений (в народе — дедовщины). Однако восстановить подробности произошедшего в ту ночь стало возможным только в зале суда. В военном местном суде Житомирского гарнизона закончилось слушание уголовного дела, возбужденного по факту смерти рядового. В итоге двое сержантов-изуверов приговорены к различным срокам заключения.
- В ту ночь сержанты Сергей Потапов и Валентин Луговой (их имена и фамилии изменены, так как приговор еще не вступил в законную силу. — Авт. ) совершали традиционный для армии обряд — так называемый перевод «духов» в «слонов», — рассказывает «ФАКТАМ» судья военного местного суда Житомирского гарнизона майор юстиции Анатолий Добровольский. — В приговоре я так его и назвал. Этот своеобразный обряд посвящения в солдаты возник не сегодня. Еще когда я служил срочную службу, у нас совершали подобные «переводы», но без такой жестокости. Старослужащие били новобранцев ремнем по ягодицам. Это, конечно, тоже запрещено уставом, но стерпеть можно. Да и офицеры у нас в части контролировали обстановку. Позже, насколько мне известно, этот обряд немного изменился — новобранцев били кулаком по скрещенным на лбу ладоням. Теперь, как я узнал во время слушания дела, молодые бойцы, «духи», становятся на колени перед старослужащими, и их бьют по скрещенным на лбу ладоням коленом(!). Кроме того, при этом теперь еще и забирают 50 гривен.
Так происходило и в ночь на 27 ноября 2006 года. Около полуночи Потапов и Луговой «переводили» в «слонов» восемь новобранцев, — продолжает судья. — Семь человек прошли обряд без проблем. Правда, сразу отдать деньги смогли не все. По показаниям Валентина Лугового, которым я доверяю, так как он и на процессе, и во время досудебного следствия не юлил и давал правдивые показания, у одного из новобранцев денег не оказалось, и он пообещал отдать позднее. Еще один солдат смог отдать сержантам только 30 гривен, сказав, что остальные 20 добавит позже. Потом очередь дошла до Александра Рыбки.
Как рассказал тот же Луговой, когда Рыбка опустился перед ним на колени, Потапов находился слева от бойца. Ему почему-то не понравилось, как тот стал на колени, и он ногой со всей силы ударил его в область печени. Саша от удара упал, но нашел в себе силы подняться. Как только Рыбка поднялся, уже Луговой ударил его по лбу, а потом пнул в живот. После этого сержанты взяли у Саши
50 гривен и отпустили. Он пошел к койке
- Это происходило в казарме, как после случившегося утверждали военные, или все же в спортзале, как писали газеты?
- Все происходило в «красном уголке» казармы.
- Кто же первым заметил, что Рыбке стало плохо, и вызвал фельдшера?
- Один из избивавших парня сержантов в ту ночь дежурил. Именно он и вызвал к хрипевшему солдату фельдшера. Тот прибежал где-то минут через десять. Потом Сашу доставили в госпиталь, но спасти его было уже невозможно. По словам экспертов, с которыми я говорил, парня можно было спасти, если бы ему своевременно, еще ночью, оказали помощь. Утром было уже поздно.
Как ранее писали «ФАКТЫ», в 5. 20 утра сосед Рыбки по койке, услышав его хрипы, сообщил в дежурную часть, после чего в расположение прибыл фельдшер, приехала «скорая». А в 6. 58 врачи констатировали смерть новобранца. Эксперты установили, что смерть Александра Рыбки наступила в результате разрывов печени и прямой кишки, а также внутрибрюшного кровотечения. По словам одного из его сослуживцев, Святослава Ковальчука, в то утро он проснулся от движения в казарме и увидел, как сержанты переносили Рыбку с его койки на другую, где до прихода фельдшера пытались делать ему искусственное дыхание. Теперь известно, что спасти рядового пытались его же мучители.
- Как вели себя обвиняемые на процессе?
- Валентин Луговой еще во время досудебного следствия давал правдивые показания, не менял он их и во время самого процесса. Он признался, что участвовал в «переводе», но не помнил, куда именно бил Рыбку. На предпоследнем заседании Луговой признал свою вину и попросил прощения у родных Александра, покаялся. А вот Сергей Потапов свою вину так и не признал. Он утверждал, что не применял к Александру насилия, хоть и признавался в том, что деньги у новобранцев забирал.
Оба бывших сержанта воспитывались в полноценных семьях. Их родители присутствовали на всех заседаниях. Да и, по отзывам командования, служили сержанты хорошо. Что подразумевалось под этими словами, спросить уже не у кого, так как командир батареи и командир взвода, в котором проходили срочную службу обвиняемые и погибший, приказом министра обороны были уволены из армии с лишением воинских званий (об этом сообщил министр обороны через несколько дней после случившегося. — Авт. ).
По словам осужденных сержантов, половину отнятых у новобранцев денег они отдавали офицерам
- Какие сроки получили обвиняемые по вынесенному вами приговору?
- Государственный обвинитель просил дать Сергею Потапову восемь лет лишения свободы, а Валентину Луговому — шесть. Я же, ознакомившись со всеми доводами сторон и материалами дела, назначил Потапову наказание в виде семи лет лишения свободы, а Луговому — в виде пяти. И считаю, что поступил согласно букве закона. Кроме того, по решению суда военная часть должна выплатить матери и сестре погибшего солдата 254 тысячи гривен: 250 тысяч как компенсацию морального ущерба и четыре тысячи — материального. (Мать погибшего требовала взыскать с Министерства обороны Украины сумму в пять миллионов гривен, а сестра — в два миллиона. — Авт. ) Насколько мне известно, Министерство обороны взяло приговор для того, чтобы заказать деньги. Суд вынес решение взыскать деньги именно с воинской части потому, что, как я считаю, в случившемся виноваты и офицеры этого подразделения. Они недобросовестно исполняли свои обязанности. Ведь если офицеры знали, что существует такая традиция (а они не могли не знать), то должны были находиться в казарме всю ночь — мало ли что может случиться
- Кстати, по имеющейся информации, офицеры этой части действительно нарушали закон, — говорит Анатолий Добровольский. — Ведь, по словам Потапова и Лугового, половину отнятых у новобранцев денег они передавали офицерам. Сержанты утверждали, что 150 гривен они отдали одному из офицеров и еще столько же должны были отдать другому. Правда, эта информация сейчас проверяется прокуратурой.
В деле о гибели рядового Александра Рыбки в Учебном центре Сухопутных войск «Десна» можно было бы поставить точку, если бы не апелляционные жалобы, которые подали как потерпевшая сторона, так и представители Потапова и воинской части.
- Я понимаю мать и сестру погибшего солдата, это очень тяжело и страшно — потерять близких, — говорит судья. — И как человек понимаю, что им приговор кажется недостаточно суровым, а сумма ущерба — небольшой. Но, к сожалению, буква закона не всегда соответствует реалиям жизни. Да и время, которое сержантам придется провести за решеткой, для обоих не покажется сладким. Но, кроме жалобы матери и сестры Рыбки, готовится жалоба и от осужденного Потапова, о чем мне сообщил его адвокат. Будет и жалоба из части, представители которой считают, что ущерб должны выплачивать сами подсудимые. Но что они могут — выплачивать по 20 гривен в месяц? В таком случае матери, и так потерявшей ребенка по их недосмотру, еще и деньги придется получать в течение 20-30 лет.
«После армии Саша собирался сыграть свадьбу, но те двое все наши мечты растоптали »
Как рассказывали «ФАКТАМ» родные погибшего Александра Рыбки, он вполне мог не служить в армии. Саша являлся для матери единственным кормильцем, так как его отец умер четыре года назад. «Услышав, что Саша хочет идти служить, я как сотрудник правоохранительных органов предложил ему идти в милицию, но он отказался, сказав: «Все служат, и я буду!» — сказал муж сестры погибшего Александр Билошицкий. По отзывам родных и соседей, Саша всегда был душой компании, хорошо учился, его фото как отличника до сих пор висит на Доске почета в училище, которое он закончил.
- А каким он был танцором! Здоровый, красивый парень, танцор — просто загляденье для девчат. Но он только о своей ненаглядной и думал, — рассказывал нам во время похорон свекор родной сестры Рыбки Казимир Билошицкий. — После армии собирались сыграть свадьбу, но те двое все наши мечты растоптали
P. S. Прокуратура Житомирского военного гарнизона направила в суд еще одно дело о физическом насилии над солдатами. В этот раз обвиняется офицер.
По словам военного прокурора Житомирского гарнизона Сергея Коцюбы, в ходе проверки сотрудники прокуратуры установили, что на протяжении июня нынешнего года один из офицеров воинской части, расположенной в Новоград-Волынском (Житомирская область), бил подчиненных, оказывал на них моральное давление и даже угрожал огнестрельным оружием. Уголовное дело возбуждено по статье Уголовного кодекса Украины «Превышение военнослужащим власти или служебных полномочий». Она предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы. Дело уже передано в суд.
P. P. S. Когда номер был готов к печати, пресс-служба Генпрокуратуры Украины сообщила о том, что против еще одного сержанта воинской части «Десна», в результате неуставных отношений отбившего рядовому части селезенку, возбуждено уголовное дело по той же статье Уголовного кодекса Украины.
Александр ЛЕЩЕНКОЗа свои 27 лет прошел путь от выпускника роддома до корреспондента газеты «ФАКТЫ». В команде Александра Швеца Саша с 2005 года, практически сразу после окончания Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Гроза грабителей банков и нарушителей Правил дорожного движения. Несмотря на то что в «ФАКТАХ» Александр всего три года, у него уже появилась традиция — 10 сентября вместе с друзьями он ходит в баню. |
558
Читайте нас в Facebook