«когда я была на пятом месяце беременности, троим малышам стало тесно у меня в животе. Врачам пришлось два месяца «уговаривать» их побыть там еще»
Зоряне, Лесе и Богдану уже три месяца, но пока малыши спят в одной кроватке. Если один ребенок захнычет, двое его поддерживают.
- Когда я вышла замуж, супруг мне заявил: «В семье должно быть трое детей!» — рассказывает 27-летняя Татьяна, жительница поселка Радомышля Житомирской области. — Правда, никто не думал, что это будет тройня. Когда врач-узист сказал, что у меня три плода, я испугалась: как они там поместятся?! Дети были желанные, я настроилась делать все, чтобы их выносить. К пяти месяцам малышам стало тесновато у мамы в животе. С угрозой преждевременных родов я попала в больницу. Выписалась только после рождения детей. Все это время — два месяца — врачи не разрешали мне даже подниматься с постели! Я послушно выполняла назначения, только бы малыши появились на свет как можно позже. Медики говорили, что нужно надеяться на лучшее, но быть готовой к худшему.
- В Житомире это первая тройня за четыре года, — говорит начмед Житомирского областного центра охраны здоровья матери и ребенка Елена Астрейко. — Каждый день больничная оперативка начиналась с вопроса: «Как тройняшки?» Даже один недоношенный ребенок — это проблема, а мы имели дело сразу с тремя! У малыша, который появляется на свет раньше срока, все органы и системы еще незрелые, они не могут нормально функционировать вне материнского организма. Чем раньше ребенок родится, тем выше риск развития тяжелых осложнений. Поэтому мы старались «задержать» малышей в утробе матери. Назначали Татьяне специальную терапию, способствующую сохранению беременности. Вводили препараты, необходимые для созревания легких ребенка.
Нам удалось дорастить крошек до 33 недель, на этом сроке они почти полностью сформировались, но нужно было помочь им сделать первый вдох. У недоношенных детей в легких недостаточно сурфактанта — вещества, без которого орган не может раскрыться и заработать. Ввести специальный препарат надо в первые минуты жизни, иначе новорожденный может погибнуть. Это дорогостоящее лекарство, и покупать его чаще всего приходится родным наших пациенток. Три дозы, которые стоят около десяти тысяч гривен, оплатила благотворительная организация «Лчкарняна каса», куда Татьяна и ее муж долгое время ежемесячно перечисляли по десять гривен. К моменту появления детей на свет у нас уже было необходимое лекарство. Затем тройняшек подключили к аппарату искусственного дыхания. Спустя 12 дней малышам уже ничто не угрожало, их перевели из отделения интенсивной терапии в обычную палату.
«Дети были такие крошечные, что носочки на них выглядели, как сапожки»
Татьяна с мужем и тройняшками сейчас гостят у мамы, в селе Межиречка недалеко от Радомышля. У нас не было точного адреса, но разве может тройня в селе остаться незамеченной? Долго искать не пришлось. Первый встретившийся на нашем пути местный житель, не раздумывая, показал дорогу. Во дворе стояла молодая женщина и качала две коляски — одинарную и двойную. Татьяна пригласила нас в дом. Мы беседовали, пока малыши спали на свежем воздухе.
- Зоряна и Леся родились с одинаковым весом — 1 килограмм 650 граммов, Богдан был меньше сестричек — всего 1 килограмм 430 граммов, — рассказывает молодая мама. — Но у сына хороший аппетит, и сейчас он весит на 200 граммов больше, чем девочки.
Татьяна увидела детей только на пятый день: женщине сделали кесарево сечение, она тоже была в реанимации.
- Муж привез меня на кресле к малышам, — продолжает Татьяна. — Дети были такие крошечные, что носочки, надетые на них, выглядели как сапожки, а шапочки самого маленького размера оказались слишком велики, их пришлось закатывать! На руки я взяла малышей только на 12-й день, когда нас переводили в областную детскую больницу набирать вес. А уже через месяц выписали домой.
- Можно выхаживать недоношенных детей и помогать им адаптироваться к внешним условиям, — говорит заведующий отделением интенсивной терапии новорожденных Житомирского областного центра охраны здоровья матери и ребенка Сергей Лапоног. — Но для этого нужны современная техника, медикаменты. Малышам Татьяны вовремя ввели в легкие сурфактант. Тройняшки почти сразу начали дышать самостоятельно. Так, мальчик всего два часа был на аппарате искусственной вентиляции легких, одна девочка — сутки, другая — трое суток. Если ребенок долго зависит от аппарата искусственного дыхания, у него повышается риск развития серьезных осложнений. Может присоединиться инфекция, случиться внутрижелудочковое кровоизлияние в головном мозге, тогда последствия бывают самые неблагоприятные.
Благодаря поддержке управления здравоохранения Житомирской облгосадминистрации полтора года назад для нашего отделения купили четыре реанимационных места. Они воссоздают среду, близкую к утробе матери. Там поддерживаются температура и влажность, максимально приближенные к температуре и влажности материнского лона. Без такого оборудования невозможно помочь маловесным детям. Надеваем малышам специальные наушники, чтобы громкие звуки не влияли на формирование слуха. Медсестры делают для каждого ребенка «гнездышко», обкладывают его пеленками, чтобы лежал в позе эмбриона, как у мамы в животе.
«Малыши, за которыми с первых дней жизни ухаживают родные, растут более здоровыми»
У специалистов Житомирского областного центра охраны здоровья матери и ребенка есть опыт выхаживания маловесных детей. В прошлом году здесь было 11 новорожденных с весом до килограмма. Семерых из них медикам удалось спасти. В нынешнем году они выходили младенца, который при рождении весил всего 490 граммов! (»ФАКТЫ» рассказывали об этом 5 июня 2007 года). Вторую половину срока беременности малыш провел в реанимационном месте. Мальчика уже выписали домой, за ним наблюдают разные специалисты, он развивается нормально. Это беспрецедентный случай. В Украине, да и во всем СНГ, самым маленьким младенцем, которому помогли медики, раньше считался российский мальчик, при рождении весивший 540 граммов.
- Чтобы оказывать высококвалифицированную помощь беременным, роженицам и новорожденным, в 2004 году мы стали применять перинатальные технологии, которые используют в США и странах Западной Европы, — рассказывает главный врач центра Юрий Вайсберг. — Несколько лет назад на коллегии Минздрава Украины я впервые услышал о проекте «Здоровье матери и ребенка». Агентство США по международному развитию финансировало обучение украинских специалистов за границей. Для участия в программе нужно было представить свое видение современной медицинской помощи женщинам и младенцам. Наш коллектив выиграл тендер. Специалисты центра прошли обучение, а внедрить новые технологии помогли местные власти: закупили современное оборудование для отделения интенсивной терапии новорожденных, создали роженицам комфортные условия. Так, в нашем центре есть только индивидуальные родильные залы, в каждом — джакузи, чтобы при схватках женщина могла снять боль в воде. Есть и мяч для фитнеса. Выполняя упражнения с ним, также можно уменьшить неприятные ощущения.
Сейчас у нас в пять раз больше естественных родов (без применения медикаментов), чем было раньше. Уменьшилось количество операций «кесарево сечение», вдвое снизилась детская заболеваемость. Чтобы помочь новорожденному адаптироваться к внешним условиям, мы приветствуем желание родственников ухаживать за малышом с первых дней. Младенец появляется на свет, и его организм заселяет флора. Лучше, если это будут микроорганизмы из его родного дома, ведь к ним у ребенка уже есть иммунитет.
Если женщине сделали кесарево сечение, новорожденного в первые часы жизни кладем на грудь папе. Ребенок слышит биение отцовского сердца и чувствует себя в безопасности. Два года назад экспертная комиссия ЮНИСЕФ присвоила нашему центру почетное звание — «Больница, доброжелательная к ребенку».
480Читайте нас в Facebook