Вертолет самостоятельно собрали на Ровенщине отец с сыном
Александр и Владимир Войтовичи из Рафаловки на Ровенщине удивляют пользователей интернета видеороликами с собственноручно собранным вертолетом. Над ним отец и сын работали два года, а впервые поднялись в небо весной прошлого года.
«Я с детства мечтал летать, в школьных тетрадях рисовал вертолеты и представлял себя за штурвалом, — рассказал «ФАКТАМ» 39-летний Александр Войтович, изобретатель. — Но профессию выбрал приземленную — поступил в ровенский «водник» на инженера-механика, пошел по стопам отца — Владимира Макаровича. Мы с ним еще тот тандем! Можем весь день не выходить из мастерской. Как-то папа самостоятельно собрал большой трактор, чтобы возиться на огороде. А я после него — поменьше, чтобы удобно было пахать землю между яблоньками. Как-то переделали старый «Запорожец», установив внутрь мощный двигатель, а снаружи сделав его более привлекательным. Все село ходило фотографироваться рядом с машиной. Собрали велосипед, мотоцикл.
На летательные аппараты решились два года назад, хотя это была давняя мечта. Хотелось доказать, что что-то можем. Отец — это мой первый помощник. Не скрываю — было сложно, ведь одно дело — готовая конструкция, которая у нас была собрана за год, а еще год продолжалось тестирование и делалось все, чтобы вертолет полетел".
Читайте также: Ровно 90 лет назад Игорь Сикорский запатентовал первый вертолет: как это было
Полностью чертеж вертолета изобретатели не делали, большую часть информации держали в голове. Расчеты провели в тетради. Помогла старая советская книга 1960 года выпуска по проектированию вертолетов. Выбрали классическую одновинтовую схему вертолетостроения, но с поперечным расположением двигателя и с ременной передачей.
«Мы же инженеры-механики, было бы стыдно, если бы что-то не получилось, — продолжает собеседник. — Хотя собрать вертолет — дорогое удовольствие. Сначала мы купили дешевые подшипники, но поняли, что они некачественные, поэтому заменили. Небо не терпит ошибок, все должно быть качественным. Мы поставили мощный двигатель от машины Honda Civic, он имеет 80 лошадиных сел, редуктор — от Ford Sierra, но переработанный, несущий вал — вытачивался, радиатор — от «Газели». Рама сварена из разных труб. Штулка несущего винта полностью сделана нами, шкивы все не только вытачивались, но и отливались. Для этого плавили газовой лампой алюминий. Дома есть токарный станок, так что это облегчало работу.
Очень тяжело было найти настоящие лопасти от настоящего вертолета. Но мы достали списанные композитные модифицированные лопасти от советского вертолета КА-26, но немного их обрезали в длину. Сидение пилота — офисное кресло, увидел его у магазина, оно никому уже не требовалось. В целом вес вертолета 300 килограммов. Длина — 7,80 метра. Работает вертолет на бензине А-95. Сначала брал 30−35 литров в час, в горизонтальном полете при наборе скорости — менее, до 20. Двигатель имеет систему специальных механизмов и ремней, через которые передает мощность на носитель и хвостовой винт. А чтобы улететь, и ручки «газ» и «шаг». Ручка циклического шага позволяет управлять вправо-влево. В общем вертолет — это довольно сложный аппарат. Вертикально и в безветренную погоду он поднимется на одну высоту, если его разогнать до определенной скорости, то на горизонтальном полете требуется меньшая мощность и можно его поднять выше. Нам пока удалось максимально преодолеть 3−5 километров в высоту. А что касается расстояния, то летаем над полем возле села подальше от домов. В пределах поля до полукилометра. Дальше нельзя согласно законодательству. Ведь у меня нет удостоверения пилота, а у аппарата — летного срока. Я бы хотел, но в Украине оформить мой вертолет будет стоить так же, как огромный «Боинг».
Во сколько же обошелся наш вертолет? Мы не считали. Если бы пришлось покупать каждую деталь, это влетело бы в копейку. А так много запчастей и металла было дома. Тот же алюминий, который мы плавили, нашли в гараже".
Изобретатели признаются, что взлететь удалось не сразу, были определенные технические неполадки, поэтому их пришлось устранять. Весной 2021 года Александр наконец-то покорил небо.
«Когда первый раз взлетел — почувствовал эйфорию. Односельчане приехали, чтобы посмотреть, снимали изобретение. Некоторые пугались, потому что гул довольно существенный. В августе я повез свой вертолет в Черкассы на выставку и занял первое место в номинации «вертолеты», — сказал Александр Войтович.
Пока вертолет Войтовичей проходит испытания, они уже начали работу над другим — более серьезным. Он будет мощнее и не одноместным.
Кстати, как сообщали «ФАКТЫ», на двадцать пятые сутки героического противостояния российскому военному вторжению Воздушные силы ВСУ сбили еще три российских боевых вертолета. Всего уничтожено уже более сотни вертолетов врага.
1457Читайте нас в Facebook