Ровно 90 лет назад Игорь Сикорский запатентовал первый вертолет: как это было
24 июня 1901 г. В Париже открылась первая выставка Пабло Пикассо.
25 июня 1911 г. В Носовке Черниговской области родился украинский живописец Сергей Шишко.
26 июня 1941 г. Летчик Николай Гастелло направил свой подбитый самолет в скопление машин и танков фашистов. Ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
26 июня 1866 г. Родился английский египтолог Джордж Карнарвон, руководивший экспедицией, которая открыла гробницу Тутанхамона.
28 июня 1651 г. Началась битва под Берестечком между казаками Богдана Хмельницкого и армией польского короля Яна Казимира.
30 июня 1936 г. Напечатан первый тираж романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».
30 июня 1971 г. Произошла катастрофа пилотируемого космического корабля «Союз-11». Весь экипаж погиб.
Летом 1908 года 19-летний Игорь Сикорский вместе с отцом — известным киевским психиатром — отправился в Баварские Альпы на отдых. В то время немецкие газеты пестрели сообщениями о полетах братьев Райт и дирижаблях графа Цеппелина. В комнате немецкой гостиницы Игорю удалось собрать довольно тяжелую модель вертолета, которая смогла подняться на несколько сантиметров. По возвращении в Киев Сикорский воспроизвел эту модель. Он считал, если использовать уже существующий более мощный двигатель, то можно создать настоящий вертолет. Его сестра Ольга неожиданно проявила интерес к исследованиям брата и предложила деньги, которых хватало на приобретение двигателя и необходимых деталей.
Игорь создал два вертолета, один из которых в ноябре 1909 года представил на воздухоплавательной выставке в Киеве. Ни одна из машин не смогла взлететь с пилотом, и начинающий авиаконструктор переключился на постройку самолетов. В 1910 году изобретатель поднял в воздух первый самолет своей конструкции С-2, а через год получил диплом летчика. Игорь Сикорский работал главным конструктором в отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге. Построил самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. Аэропланы Сикорского завоевывали главные призы на состязаниях военных самолетов.
В начале 1918 года бывший коллега Сикорского, работавший на большевиков, предупредил конструктора: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле». По словам Сергея, старшего сына Сикорского, Игорь Иванович представлял для большевиков двойную опасность: как друг царя и как очень популярный человек. Многие смотрели на Сикорского как на героя. Сам Николай II приезжал на аэродром в Царское Село посмотреть, как летает молодой пилот. Поэтому во времена красного террора, когда расстреливали на месте без суда, Игорь Иванович воспринял грозившую ему опасность всерьез. 18 февраля 1918 года через свободный от большевиков Архангельск он выехал из России сначала в Лондон, потом в Париж. В Париже предложил свои услуги французскому военному ведомству, которое дало заказ на постройку пяти бомбардировщиков. Однако заказ был аннулирован, и на этом авиаконструкторская деятельность Сикорского во Франции закончилась.
В марте 1919 года он эмигрировал в США. Первое время зарабатывал преподаванием математики, а в 1923 году основал авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation. С деньгами было очень плохо, тем не менее он купил билет на концерт Сергея Рахманинова. В конце вечера конструктор пошел за кулисы поблагодарить маэстро за великолепную музыку. Рахманинов, конечно, слышал о Сикорском и предложил ему вместе выпить чаю. Игорь Иванович рассказал о своих затруднениях, музыкант в ответ достал из кармана весь гонорар — пять тысяч долларов — и отдал их собеседнику, чтобы он поднял свою фирму.
Талантливого киевлянина не покидала идея создать совершенный вертолет, и он упорно работал в этом направлении. Его труды увенчались успехом — 27 июня 1931 года Игорь Сикорский в США получил патент на изобретение вертолета. Vought-Sikorsky 300 оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По сути, это был модернизированный вариант его первого вертолета, построенного в 1909 году в Киеве. Управлял летательным аппаратом его создатель. Сикорский всегда сам испытывал свои машины. За штурвал садился в рубашке с галстуком и шляпе, которую называл Федора. После удачного исхода нескольких аварий Игорь Иванович стал считать Федору талисманом.
Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей. К концу Второй мировой войны было построено свыше 400 таких летательных аппаратов. Фамилия Сикорский стала синонимом современного вертолета. Конструктор получил прозвище Мистер Геликоптер. Он разработал около пятидесяти моделей вертолетов, в том числе двухэтажный вертолет, вертолет-амфибию, летающий кран, вертолет из прорезиненной ткани. На его машинах были впервые совершены перелеты через Атлантический и Тихий океаны. Последним вертолетом, построенным нашим соотечественником, стал S-58. В 1957 году Игорь Иванович отошел от дел, оставшись почетным консультантом своей фирмы.
Когда в 1959 году Хрущев посетил США, президент Америки Эйзенхауэр подарил советскому лидеру несколько вертолетов. Это были летательные аппараты Сикорского, которые американцы стали массово использовать с начала 50-х. А чуть позже в СССР появились Ми-4, скопированные с вертолета Сикорского.
1671Читайте также: Сын легендарного авиаконструктора Игоря Сикорского рассказал «ФАКТАМ» о вещем сне изобретателя
Читайте нас в Facebook