Мир

Как выглядит Вселенная: НАСА представила первые снимки, сделанные супертелескопом «Джеймс Уэбб»

19:36 12 июля 2022
Телескоп "Джейсон Уэбб"

Американское космическое агентство НАСА опубликовало первую цветную фотографию Вселенной. Снимок сделан космическим телескопом «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope или JWST). Он был запущен в космос в декабре 2021 года. Это совместный проект НАСА, Европейского и канадского космических агентств. Ориентировочная стоимость проекта составила 10 миллиардов долларов. Процесс создания длился более 30 лет.

«Это первое изображение, полученное космическим телескопом „Джеймс Уэбб“. Оно является самым глубоким и четким инфракрасным изображением Вселенной на сегодняшний день», — говорится в сообщении НАСА.

За этими сухими словами кроется настоящая фантастика. Ведь на снимке запечатлено скопление галактик SMACS 0723, каким оно было 4,6 миллиарда лет назад! Примерно столько времени потребовалось свету, чтобы добраться оттуда до места, где его зафиксировали сенсоры телескопа.

«Тысячи галактик, в том числе самые тусклые объекты, когда-либо наблюдавшиеся в инфракрасном диапазоне, впервые попали в поле зрения телескопа. Этот кусочек огромной Вселенной покрывает участок неба размером примерно с песчинку, которую кто-то на Земле держит на расстоянии вытянутой руки», — так описывает исторический снимок НАСА.

SMACS 0723 обладает настолько большой массой, что гравитация искажает свет расположенных за ним галактик. Этот эффект физики называют «гравитационной линзой». Благодаря ему камере удается запечатлеть расположенные за скоплением SMACS 0723 более далекие галактики, говорят ученые.

Впервые такой эффект предсказал в 1912 году Альберт Эйнштейн. Он пришел к выводу о его существовании исключительно на основе теоретических расчетов. Они напрямую вытекают из положений общей теорией относительности. Доказать предположение Эйнштейна экспериментально удалось лишь в 1979 году. Тогда и зародилась идея создать мощный телескоп, который смог бы запечатлеть далекие галактики.

Еще несколько фотографий от «Джеймса Уэбба» НАСА Обещает обнародовать в ближайшее время. Ожидается, что это будут снимки четырех участков Вселенной:

туманность Киля — одна из самых больших и ярких на звездном небе, в одноименном южном созвездии (Киль)

WASP-96 b — гигантская экзопланета с периодом обращения 3,4 земных дня, относящаяся к классу «горячих юпитеров» и удаленная от Земли почти на 1150 световых лет

туманность Южное кольцо — расширяющееся облако газа, образовавшееся вокруг умирающей звезды, диаметром почти 0,5 светового года

квинтет Стефана — компактная группа галактик в созвездии Пегаса (их пять — отсюда и название), первая в своем роде, открытая астрономами еще в 1787 году.

Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что астрономы КНР с большой долей вероятности обнаружили признаки внеземной цивилизации.