«когда на балкон залетают птицы и начинают щебетать, люда будто что-то чувствует и даже иногда поднимает руку»
В январе 2007 года наша газета рассказала о жительнице города Монастырище Черкасской области Людмиле Гульченко, которая уже пятый год находится в бессознательном состоянии. После проведения кесарева сечения
24-летняя Люда, лишь один раз покормив новорожденную дочурку и поговорив со своей мамой, впала в кому. «У роженицы оторвался тромб и пошел в головной мозг, — объясняла начмед Монастырищенской районной больницы Наталья Мороз. — Когда это случилось, во время операции или после нее, неизвестно. Произошел своего рода инсульт »
«Мама, когда тебя рожала, так устала, что уснула на много лет»
- После родов Люда только раз покормила дочь Владу и поговорила со мной, — вспоминает мать Людмилы Екатерина Степановна. — Я спросила ее: «Ты лялечку свою видела?» Она ответила: «Да». Дочка стояла вся зеленая, ее трясло. Я испугалась и сказала, чтобы она шла в палату. Больше я ее здоровой не видела »
В районной больнице молодая женщина пробыла в коме
18 суток, после чего ее отправили в областной центр. Состояние больной было критическим, и доктора дали ее матери понять, что пора готовиться к похоронам. «Но в ту ночь мне приснилась покойная воспитательница Люды, — рассказывала Екатерина Степановна. — Она сидела рядом с дочкой. Я ее просила отпустить Люду домой. Она долго не соглашалась, а потом все-таки отпустила »
Сон оказался вещим: Люда не ушла вслед за покойницей. Но застряла где-то на полпути — между миром живых и миром мертвых. Шли месяцы, а пациентка не приходила в себя — и врачи выписали ее домой.
Дома, в своей квартире, Люда проспала около пяти лет. Постепенно, благодаря маминому уходу, ее состояние улучшилось. Если раньше женщина лежала неподвижно, то со временем начала громко вздыхать, открывать глаза, шевелить руками. Но в сознание так и не пришла.
За это время ее муж ушел к другой женщине. Маленькая дочурка подросла. Ее воспитанием занимается бабушка по отцовской линии, которую девочка называет мамой. Но настоящую маму от малышки не скрывают — просто объяснили, что мама, когда ее рожала, очень сильно устала, поэтому уснула на много лет. И ребенок полюбил свою спящую красавицу всей душой. Приходя к бабуле в гости, Влада залезала в постель к Людмиле, обнимала ее и целовала, заплетала шелковистые волосы на неподвижной голове, рассказывала мамочке сказки
Все это время Екатерина Степановна надеялась: Люда обязательно поднимется и когда-нибудь обнимет свою девочку. И хоть врачи говорили, что некоторые участки мозга пациентки отмерли, мать продолжала истово выполнять свой ежедневный ритуал — поддерживать в недвижимом теле дочери жизнь. Каждые четыре часа — кормление через зонд. Каждые два часа — смена постели. Каждый час — массаж. И каждые 20 минут — откачивание выданным в больнице электроотсосом жидкости из легких, чтобы Люда не захлебнулась
После того как «ФАКТЫ» рассказали об этом случае, Екатерина Степановна стала известна на всю Украину. Ей слали письма, посылки и переводы. Маленькой Владе передавали книжки, игрушки и одежду. Подключились и звезды. Зная, что Люда, ранее прекрасно музицировавшая на фортепьяно, любит музыку Павла Зиброва и Ирины Билык, знаменитости выслали ей свои кассеты. Читателей поразила самоотверженность, с которой мать ухаживала за дочкой. «Дорогая Екатерина Степановна! — писали ей незнакомые люди. — То, что вы делаете, — это подвиг Держитесь! Вы самая лучшая и самая мужественная мама на земле »
«Если делать дочке смертельный укол, то и мне тоже!»
Все это время «ФАКТЫ» поддерживали с Екатериной Степановной связь, но потом она вдруг прервалась. В редакцию стали звонить и взволнованные читатели, которые после публикации в нашей газете регулярно помогали самоотверженной женщине. «Что случилось с Екатериной Степановной и Людой? — тревожились они. — Мы не можем их найти. Телефон не отвечает». Недавно мне удалось-таки разыскать «пропажу». Екатерина Степановна сообщила, что у нее в жизни изменения. Она продала крошечную двухкомнатную и купила просторную квартиру в соседнем доме. И все это — благодаря читателям «ФАКТОВ»!
- Когда люди после той статьи стали присылать переводы, я закупила все необходимое для ухода за дочерью: блендер, памперсы, полотенца, простыни, специальный ортопедический матрац, — рассказывает моя собеседница. — А потом задумалась: моей девочке нужен свежий воздух, но на нашем балкончике кровать не поставишь, а вывезти дочку на улицу нет сил, дом-то без лифта Я даже до ванной не могу Людочку донести — приходится мыть прямо в кровати!
Написала старшей дочке Оксане, которая со своей семьей вот уже 12 лет живет на Дальнем Востоке. Мол, так и так, хочу найти другую квартиру, где была бы большая лоджия. Оксанка приехала помочь, привезла деньги. Мы продали свою двухкомнатную квартиру, добавили те сбережения, что собрались от добрых людей. Кое-что я и сама потихоньку скопила: по пятницам торгую на рынке пирожками, а с Людой сидит сиделка. В общем, купили мы большую квартиру. Правда, пришлось все равно влезть в долги, но мы надеемся с ними справиться.
Екатерина Степановна нехотя рассказала, как во время всех переездов и ремонта заболела. У нее начались проблемы с почками и желчным пузырем — пришлось ложиться в больницу. Вместе с ней госпитализировали и Люду. Еле упросила врачей, чтобы они подержали дочку в стационаре, пока в доме не закончится ремонт. Зато забрала Люду в уже отремонтированное, светлое и просторное жилье.
- Впервые за пять лет дочка смогла подышать свежим воздухом! — радуется Екатерина Степановна. — Кровать теперь спокойно можно выкатить на 12-метровую лоджию. Да и внучке Владе, когда она приходит с другой бабушкой к нам в гости, тоже теперь раздолье: у нее здесь есть своя комната, где она может играть. Владуся называет 56-летнюю сваху мамой, но, когда видит Люду, говорит: «Чого ти, мамо, в мене така стара? У чнших дчток такч молодч! Я вже не можу дчждатись, поки моя мама молоденька встане!»
- А вы заметили хоть какие-то улучшения в состоянии Люды?
- Раньше она не могла глотать, а теперь глотает. Когда на балкон залетают птицы и начинают щебетать, она будто что-то чувствует — может поднять и подержать руку. А потом рука падает. Я читала в вашей газете, что после комы люди могут прийти в себя и через пять, и даже через 20 лет! Вот только не знаю, сколько мне ждать. Один журналист, который приехал после вас, спросил меня, согласилась ли бы я, чтобы врачи умертвили мою дочь. (Речь идет о разрешенной в некоторых странах эвтаназии — смертельной инъекции безнадежным больным с согласия родственников. — Авт. ). Я ему ответила: «Если делать смертельный укол Люде, то и мне тоже!»
Екатерина Степановна просит передать огромное спасибо всем читателям «ФАКТОВ», благодаря которым она смогла переехать в новую квартиру и даже поставить там индивидуальное отопление, чтобы дочка не мерзла.
- Мне регулярно помогают Годик из Киева, Шарго из Херсонской области, — начала перечислять женщина. — Ой, да всех фамилий и не вспомню. Многие люди их даже не пишут — только имена. Но я благодарна всем. А недавно позвонил спортсмен Женя, который долгое время был в коме и вышел из нее. Он сказал, что знает, как помочь Люде, обещал перезвонить, да, видно, «потерял» меня, когда я переезжала. Но после разговора с ним я обрела новую надежду: познакомиться с такими людьми — может, они мне помогут спасти дочку. Пожалуйста, дайте мой телефон (804746) 2-11-79.
P. S. «ФАКТЫ» тоже хотели бы услышать о сенсационных историях выхода из длительной комы. Просим людей, переживших подобное испытание, обращаться в редакцию.
298Читайте нас в Facebook