ПОИСК
Происшествия

«мне надо было кого-то замочить днем, до сериала «графиня де монсоро», который мне очень нравился. А он начинался в 20. 30»

0:00 2 ноября 2007
«мне надо было кого-то замочить днем, до сериала «графиня де монсоро», который мне очень нравился. А он начинался в 20. 30»
Мария ВАСИЛЬ «ФАКТЫ» (Москва-Киев)
Московский городской суд приговорил битцевского маньяка 33-летнего Александра Пичушкина к пожизненному заключению и принудительному психиатрическому лечению Во время чтения приговора Пичушкин, стоявший в бронированной стеклянной клетке, то и дело шмыгал носом. Казалось, будто перечисление его жертв (48 трупов плюс три покушения на убийство) расстроило и самого убийцу. Однако, скорее всего, в тот момент Пичушкин искренне жалел себя, любимого. Понимал, что ничего, кроме пожизненного, ему не светит. Когда судья, произнеся заключительную фразу, спросил, хорошо ли он расслышал приговор, осужденный буркнул: «Не глухой!» — и отвернулся.

«Первое убийство — это как первая любовь»

Суд над 33-летним Александром Пичушкиным, известным как битцевский маньяк, продолжался всего полтора месяца. Да и досудебное следствие шло недолго — серийного убийцу арестовали в июне 2006 года, а в мае 2007-го дело уже передали в суд. Это можно объяснить тем, что подозреваемый с первой минуты задержания принялся охотно сотрудничать со следствием. Водил оперативников по лесу, показывая на манекенах, как душил и бил молотком несчастных, отправившихся с ним «помянуть умершую собаку» в Битцевский парк в Москве. Четко указывал канализационные колодцы, куда сбрасывал тела убитых.

Правда, с цифрами вышла неувязка: Пичушкин уверял, что его жертвами стали 63 человека, в то время как следствие смогло доказать лишь 48 убийств и три покушения на убийство. Когда суд и присяжные приступили к допросу подсудимого, вновь начался спор о количестве убитых.

- Было бы несправедливо забыть 12 человек, — заявил Пичушкин из своего прозрачного вольера (на заседаниях все его реплики стенографировались.  — Авт. ).  — Меня это коробит. Прокуратура знает, о чем я говорю. Ее не интересуют эти люди, хотя трупы их найдены. Ну и ладно. Мне же проще.

РЕКЛАМА

И с расстановкой принялся рассказывать о своем первом убийстве, совершенном в 18-летнем возрасте:

- В этом возрасте я уже четко знал, что мне надо убивать. Однако опыта не было, и я приглядел сообщника — однокурсника Мишу Одийчука. Он был крепкий, не болтливый, пунктуальный. Он согласился пойти и замочить человека. Но за два месяца до убийства я понял, что его готовность — только мальчишество. Для него это была игра. Но не для меня… На убийство ведь не каждый способен. Я понял, что он не потянет, и решил завалить его. Только попадаться-то мне совсем не хотелось! Обдумывал долго. Сначала решил закопать. Или утопить в пруду. Но такой способ избавления от тела был хлопотен. Хотелось чего-то поспокойнее. В результате остановил выбор на канализационном колодце. Вместе с Одийчуком мы бродили по Битцевскому лесопарку и искали подходящий колодец. Он не знал, что ищет себе могилу. Мы спускались в колодцы, исследовали. Я пытался понять, куда вся эта мутотень вытекает. 27 июля 1992 года я сказал Михаилу, что приметил человека. Что он сидит и ждет нас возле колодца, и мы его замочим. Я вышел с собакой. Моя догадка подтвердилась — Одийчук пришел в лес только затем, чтобы сказать: «Давай не будем никого убивать». С собой он, как я сказал, принес бельевую веревку и фонарь. Отдал мне и уже собрался уходить. Я привязал собаку к кусту и намотал веревку на запястье. Резко накинул веревку ему на шею, у меня ловко получилось. Он обомлел. Барахтался, как необъезженный конь. Кровь пошла изо рта и из носа. Бился в конвульсиях долго. Тело я сбросил в колодец. Концы в буквальном смысле в воду.

РЕКЛАМА

Александр Пичушкин остановился и перевел дух. После продолжил, медленно и твердо произнося слова:

- Первое убийство — это как первая любовь. Я очень долго оставался под впечатлением, убив близкого мне человека. Тогда с Одийчуком я чуть не вляпался. Единственный раз за все 63 эпизода меня вызвали в милицию. А у меня еще раны на руках от веревки не зажили. (Как рассказал свидетель Коломийцев, как-то за пивом его товарищ по столярно-плотницкому отделению ПТУ-66 Александр Пичушкин показал две расписки, подписанные учащимися Михаилом Одийчуком и Лаврухиным, где говорилось, что оба могут «добровольно уйти из жизни». Пичушкин объяснил, что Одийчук и Лаврухин заняли у него деньги и таким необычным образом дали кредитору гарантии их возврата. Вскоре без вести пропал Михаил Одийчук. Его родные обратились в правоохранительные органы, после чего Пичушкин был вызван на допрос, но подозрений не вызвал.  — Авт. ) Я сказал операм, что расписки — это только ребячество. «Если мы найдем труп — ты сядешь». Но не нашли. Канализационный колодец — это уникальное явление, — гордо заметил подсудимый.  — Трупы просто исчезали в нем, и менты не могли ничего найти. Уголовное дело не завели. А я после этого 14 лет что хотел, то и делал.

РЕКЛАМА

На этом месте в своем рассказе Александр Пичушкин ушел в сторону, сообщив суду о последнем убийстве, после которого его наконец-то задержали.

- Не надо приписывать ментам мою поимку, — произнес Пичушкин.  — Я профессионал. Я позволил им себя поймать в эпизоде с Москалевой (сотрудница, работавшая с Пичушкиным в одном магазине, убита 13 июня 2006 года.  — Авт. ).  — С ней меня связывали близкие отношения. Я ночевал у нее неоднократно, встречал Новый год…

- За что вы ее убили? — спросил судья Владимир Усов, когда Пичушкин остановился.

- Странный вопрос, — усмехнулся Пичушкин.  — Я во всех случаях убивал по одной причине. Стоит убить  — как сразу хочется жить. Убийство придает вдохновения, с ним просыпаешься. Чем человек ближе, тем приятнее его убить. Она почувствовала свою смерть, тряслась вся, — повествовал далее подсудимый.  — А мне тем временем все голоса на свете говорили, что мне нужно отпустить ее. И если я опущу молоток ей на голову, это будет конец. Но я не мог… Мы купили пива, сидели на бревне, было поздно. И тогда я для себя решил: если она уйдет, я не буду ей мешать. Я отошел от нее так, чтобы она не могла меня видеть. Она боялась меня, но и одна тоже боялась идти по темному лесу. Так прошло пять или десять минут. Я оставил рядом с ней сумку, где был молоток. Она полезла в нее, вероятно, увидела молоток и резко отстранилась. Я подошел, мы еще посидели, потом я тихо достал молоток, резко встал и несколько раз ударил ее по голове. Хрип, мозги, кровь… Как всегда…

Ночью в лесу очень тихо. Народу почти нет, разве что только собачники. Когда труп лежит с проломленной головой, из нее выходит громкий и противный хрип. Это могло привлечь внимание. А если сдвинуть мозг палкой или горлышком бутылки, хрип и дыхание прекращаются.

Уходя из дома, Москалева оставила сыну записку, в которой писала, что идет гулять со своим сотрудником, номер домашнего телефона такой-то. По этой улике Пичушкина и вычислили.

«Мне было интересно узнавать у своих жертв мечты, желания, планы. Потому что я знал, что они не сбудутся»

… Трудно вообразить себе то, что творилось в зале суда после таких откровений. Присутствующие на процессе родственники жертв посылали проклятия убийце, матери убитых рыдали… Но Пичушкин, видимо, наслаждался ролью «криминальной звезды».

… Между первым и вторым убийством у преступника прошло девять лет. В мае 2001 года жертвой Пичушкина стал его 74-летний собутыльник Пронин. Заманив бомжа в лесопарк под предлогом «поминок» по похороненной там собаке, убийца (тогда ему было 27 лет), напоив старика до бесчувственного состояния, сбросил его в заранее открытый канализационный колодец глубиной 13 метров, где Пронин захлебнулся сточными водами и умер.

С тех пор Пичушкина понесло: он выходил на убийство практически каждую неделю. Шел к метро «Каховская», неподалеку от его дома, рыскал там между киосками, торгующими спиртным.

- С незнакомым человеком важно дать ему понять, что главный тут он, — объяснял подсудимый.  — Спросить у него, какую водку взять. Какими дворами пойти. В лесу я всегда шел впереди, чтобы не возникло подозрений.

- Зачем вы поили людей водкой? — спросил прокурор.

- Это создавало расслабленную обстановку. Мне так больше нравилось. Разговаривали. Мне было интересно узнавать у них мечты, желания, планы… Потому что я знал, что они не сбудутся. Одним словом, завораживало разговаривать со смертником.

- Для чего вы вообще убивали? — не сдавался представитель обвинения.

- Чтобы отправить его на небо! — удивленно посмотрел на него Пичушкин. Собравшись с мыслями, он продолжил: — К каждому у меня был персональный подход. Я использовал психологические приемы, чтобы увести человека за собой. Куда угодно. И тут не важно, зачем они шли за мной. Например, в случае с Климовым я выяснил, что его интересует. А он хотел бросить пить. Обещаю, говорю ему, что ты с сегодняшнего дня перестанешь. И он перестал и даже очень быстро. Дело в том, что по телевизору показывали сериал «Графиня де Монсоро», который мне очень нравился. Надо было кого-то замочить днем, до сериала, а он начинался в 20. 30. Чтобы не опоздать к началу, пришлось управиться с Климовым побыстрее…

Лишь несколько раз убийца отклонялся от привычной схемы. Один раз он заманил случайного знакомого по имени Вячеслав (следствие так и не установило личности погибшего) на 16-й этаж жилого дома, с балкона которого сбросил собутыльника.

- Лясы точить с ним времени не было, завтра на работу, — поделился Пичушкин.  — Я взял его одной рукой за холку, другой за штаны и швырнул.

Но, по словам Пичушкина, ощущение было совсем не то. Другой раз использовал купленную на базаре «стреляющую ручку» и тоже остался недоволен: при выстреле в спящего в парке бомжа попал себе в козырек фуражки. И убийца вновь вернулся к излюбленным колодцам.

Люди, сброшенные Пичушкиным в канализационные люки, исчезали практически бесследно. Согласно показаниям сотрудников станции аэрации, тела погибших могли застрять в многочисленных изгибах водостока и полностью разложиться, не дойдя до решетки цеха механической очистки воды, где их обнаружили бы работники станции. Да и сейчас канализационная система не может быть осушена для поиска трупов — это оставило бы треть Москвы без канализации.

При обыске дома у Пичушкина нашли орудия убийств — 800-граммовый молоток и короткий гвоздодер, а также шахматную доску с наклеенными на клетки цифрами.

- Сначала я отмечал убитых на «пятнашках» — есть такая игра, — охотно пояснял преступник.  — Каждая цифра обозначала труп, но, когда количество перевалило за 15, я помечал их на календаре. Последних же отмечал на шахматной доске. После каждого эпизода вырезал цифры из газеты «Антенна» и наклеивал на клетку. Каждая цифра являла собой один труп. Таким образом, была заполнена 61 клетка. Я не знал тогда, что Виричева (торговка батарейками из подземного перехода, которую убийца заманил в лес под предлогом перенести краденые фотоаппараты.  — Авт. ) сумела выбраться из коллектора. Я забирал на месте пробки от колы или воды, которые покупал, чтобы запивать водку. Крышечками я накрывал клетки. Делал это потому, что у меня закончились шашки…

Еще у маньяка имелся список потенциальных жертв, в который он с особым удовольствием вносил своих знакомых — «чтобы не было путаницы, не было суеты, я спокойно по листку отрабатывал свои дела».

«Я сидел, вычеркивал Поликарпова из списка и вдруг увидел в окно, как его выносят на носилках в «скорую»

Пичушкин жил в московском микрорайоне Зюзино, на улице Херсонской, 2. Он обитал на пятом этаже обычной хрущевки, в двухкомнатной квартире вместе с матерью, сестрой и ее мужем. На мой звонок в дверь под номером 40 никто не ответил. Однако выглянувшая соседка воскликнула:

- Опять журналистка? Да мы ведь уже все рассказали! Саша такой неприметный был, тихий, пройдет мимо — не заметишь. Очень жаль его мать — она хорошая женщина.

Без труда удалось найти и 31-летнего Константина Поликарпова — одного из трех пострадавших, которому после покушения удалось выжить. Он живет в этом же доме в соседнем подъезде, тоже на пятом этаже. На суде Константин не был — после покушения он остался инвалидом и любое волнение ему вредно. Со мной разговаривать тоже не захотел, нервно раскричался, чуть не расплакался.

- И так всегда, — вздохнула мама Поликарпова Валентина Владимировна.  — Сделал, гад, моего сына больным на всю жизнь… Около одиннадцати вечера сын сказал, что пойдет в киоск купить сигарет. Я уже засыпала и поэтому не слышала, как он вернулся домой. Ночью меня разбудил мой младший: «Мама, у Костика почему-то вся подушка в крови… » Боже, и правда! Грязная окровавленная одежда свалена в ванной, пол в квартире и на лестнице весь в каплях крови. Вызвали «скорую». Когда привезли в больницу, врачи сказали, что сын вряд ли выживет — слишком уж обширные повреждения костей черепа. Ему сделали несколько операций, вытаскивая из мозга застрявшие там осколки костей. Сейчас части черепа нет, мозги только так, кожей прикрыты…

На суде Пичушкин рассказал, что встретил своего соседа, которого знал с детства, во дворе, предложил ему выпить в Битцевском парке. Там преступник нанес Поликарпову несколько ударов молотком по голове и, как обычно, сбросил тело в канализационный колодец.

- Чудеса, невероятная вещь! — волновался подсудимый.  — После того как я пробил ему дыру в черепе, через которую были видны мозги, он проплыл где-то внизу и вылез у гаражей в городе! Область мистики, объяснить невозможно! Может, у него вторая жизнь была? Впрочем, моей недоработки я тут не вижу. Не от меня зависело… После выполнения Поликарпова я вернулся домой. Было уже полчетвертого утра, я сидел и вычеркивал его из списка… И вдруг увидел в окно, как его выносят на носилках в «скорую». Подумал еще, что у меня крыша съехала. Оделся, побежал в лес. Колодец был закрыт, мои метки остались на месте, ничего не нарушено… После этого подумал, что все-таки показалось и это не Поликарпов. А вскоре поползли разговоры, что тот выжил. Но он больше не представлял никакой опасности, ему отшибло память.

- Когда Костя выписался из больницы, Пичушкин подошел к нему во дворе, — вспоминает мать Поликарпова.  — Поинтересовался самочувствием, спросил, помнит ли он, что с ним все-таки произошло, и предложил выпить. «Деньги у меня есть», — заверил Пичушкин, но сын, сославшись на полученную инвалидность и ожидание очередной операции, отказался. Это и спасло ему жизнь!

«Для 63 человек я один был прокурором, присяжным, судьей и палачом»

На суде Пичушкин то и дело поучал собравшихся. Например, на предложение судьи посмотреть снимки, сделанные с мест преступлений, он замечал присяжным: «Я видел те фотоснимки. Не рекомендую». Или, когда выяснялось, что кого-то из потерпевших нет в зале, тут же напоминал судье: «Они игнорируют суд — это прежде всего оскорбление вам».

- В 2006 году в Зюзино наконец-то заговорили о маньяке, — «звездился» Пичушкин.  — Родная сестра мне сказала за ужином. Как раз шел фильм «Пила», где маньяк всех резал. «У нас в лесу тоже маньяк, мозги в бутылке», — говорит она мне. Я чуть не подавился! У ее подруги в ментовке кто-то есть, и там сказали, чтобы в лес не ходили. Все колодцы забетонировали, конная милиция входы в парк охраняла. Что им это дало? Я все равно находил способы…

На последнем слове, предоставленном ему перед оглашением приговора, Пичушкин разглагольствовал:

- Жизнь — это самое дорогое, что есть у человека! — его личико типичного маргинала — нос в шрамах, одутловатые щеки — заметно оживлялось.  — Деньги, «мерседесы», особняки — даже рядом не стояли. Я забирал самое дорогое и не разменивался на мелочи. Даже если предположить, что в тюрьме я просижу 60 лет, то есть целую человеческую жизнь, то получится по году за каждое убийство. За кражу дают больше! А если меня убьют, то убьют один раз. То есть в проигрыше я не останусь с любым исходом. Вот уже 500 дней я нахожусь под арестом, и все эти дни огромное количество народа решает мою судьбу  — менты, следаки, судьи, прокуроры, присяжные, эксперты… Сотни людей решают судьбу одного человека, тогда как я один решил судьбы 63 человек! Нет, пожалуй, шестидесяти, троих можно не считать… Я один был для них прокурором, присяжным, судьей и палачом. Выполнил все ваши функции. Я был почти что Бог! Почувствуйте разницу!

Суд признал Александра Пичушкина вменяемым. По результатам психолого-сексолого-психиатрической экспертизы, у Пичушкина обнаружили алкоголизм 2-й степени и психическое расстройство, называемое гомоцидоманией (увлечение убийствами с садистскими стремлениями), которое не исключает вменяемости.

Назвав подсудимого «преступником, исключительно опасным для общества», судья огласил приговор: «пожизненное заключение с отбыванием наказания в колонии особого режима, а также принудительное психиатрическое лечение».

Родные осужденного, узнав о приговоре, расстроились. По словам сестры Пичушкина Екатерины, они до конца рассчитывали на снисхождение присяжных и суда.

P. S. Украинский серийный убийца Анатолий Оноприенко тоже чувствовал себя Богом. (Кстати, в его истории есть некоторое сходство с Пичушкиным. У Оноприенко — 52 убитых, у Пичушкина — 48 убитых и три покушения. У Оноприенко перерыв между первой серией убийств и второй — девять лет. У Пичушкина те же девять лет — между первым и вторым убийством. ) Сидит теперь в тюремной одиночке, боится есть и выходить на прогулку. А Пичушкина еще и лечить начнут…

3108

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров