ПОИСК
Происшествия

Чтобы не создавать пробку, гаи рекомендует водителям, не дожидаясь приезда патрульных, самим составить схему дтп, а затем убрать автомобили с дороги

0:00 2 ноября 2007
Тарас ТКАЧУК «ФАКТЫ»
Правда, делать это разрешается, если авария обошлась без пострадавших, машины могут безопасно передвигаться, а один из автомобилистов признал свою вину Правила дорожного движения, пункт 2. 11: «… Составление схемы ДТП начинается с указания улицы или километра дороги в направлении ближайшего пересечения или населенного пункта. Начало осмотра и фиксации следов может быть выбрано, исходя из направления движения любого транспортного средства, которое указывается на схеме; затем наносится положение транспортных средств после остановки посредством замеров к их осям по отношению к одному из краев проезжей части; также наносятся следы торможения и другие следы, имеющие отношение к происшествию. Обязательно подлежат указанию размеры проезжей части и иных элементов дороги, а также дорожные знаки, зона действия которых распространяется на место совершения ДТП, и дорожная разметка у непосредственного места контакта транспортных средств и на подходах к нему».

Никогда не забуду, как, столкнувшись с маленьким синим «Пежо», я ждал приезда ГАИ на путепроводе перед Московской площадью в Киеве. Девушка неудачно перестроилась, заехав в бок моей машины. Слегка помяла мне дверцу, а себе крыло. У девушки был полис «автогражданки» — для выплаты нужна справка ГАИ. И вместо того, чтобы расплатиться и разъехаться, мы испытали два часа позора. Из тянущихся мимо машин слышалась ругань: «Вот уроды, не умеют ездить». Понять людей можно, в этом месте и так пробки, а тут еще мы. Уже потом, листая правила, я наткнулся на любопытный пункт, на который раньше как-то не обращал внимания. Оказывается, водителям при несерьезном ДТП вовсе не обязательно ждать приезда милиции. А недавно об этом заговорили и некоторые автожурналы. Но как именно составлять схему ДТП? Нужны ли при этом свидетели? На эти вопросы ни правила, ни автожурналы не давали ответа. Поэтому «ФАКТЫ» обратились за комментарием к Станиславу Бондарю, начальнику отдела оформления ДТП УГАИ Киева.

«На схеме должно быть указано расположение транспортных средств с обязательной привязкой к какому-нибудь стационарному объекту»

- Станислав Иванович, в каких ситуациях водители могут не вызывать ГАИ на место аварии?

- В правилах четко написано: водители имеют право сами составить схему ДТП, если машины могут безопасно двигаться, нет пострадавших и водители определились в оценке обстоятельств случившегося, то есть кто-либо из них признает, что авария произошла в результате нарушения им Правил дорожного движения. Составленную схему нужно отвезти в подразделение ГАИ, где оба водителя напишут объяснение. На основании объяснения и схемы ДТП составляется протокол, в дальнейшем все эти материалы направляются в суд.

- А что обязательно должно быть на схеме?

РЕКЛАМА

- Вы вправе ее нарисовать, так сказать, «в свободной форме». Главное, чтобы на листке бумаги было указано расположение транспортных средств с обязательной привязкой к какому-нибудь стационарному объекту. Это может быть электроопора, край проезжей части, линия перекрестка. Вне населенного пункта можно привязаться к какому-нибудь километровому знаку. Причем не обязательно, чтобы замеры проводились только рулеткой. Расстояние ведь можно измерить любым мерным предметом — куском шнурка, проволоки. Затем все замеры можно будет пересчитать в метры — арифметика здесь несложная.

- Расположения машины достаточно?

РЕКЛАМА

- Желательно, чтобы под схемой были описаны повреждения, под которыми каждый из водителей должен расписаться. Еще лучше, если на схеме распишутся свидетели — прохожие или пассажиры. Можно также сфотографировать автомобили на фотокамеру в мобильном телефоне, которые сейчас есть у многих.

- А в какое ГАИ обращаться?

РЕКЛАМА

- Перезвоните по телефону доверия 483-70-64 (в Киеве.  — Авт. ), узнайте адрес районного ГАИ, а также приемное время. А там подойдите к начальнику отдела оформления ДТП. В любом случае, даже если его не окажется на месте, через дежурного можно будет вызвать патруль. И желательно не затягивать процесс оформления — обращайтесь в тот же день.

«Можно зафиксировать положение автомобиля на асфальте, используя мел, баллончик с краской или даже кусок кирпича»

- А если в ГАИ окажется, что я напрасно взял на себя вину? Что я вовсе не виноват?

- В любом случае протокол на основании схемы и ваших пояснений составляет работник ГАИ, указывая, кто из водителей нарушил правила. Так что без вины никто наказан не будет. А вообще, если вы до конца не уверены в том, что виноваты, поступите проще: составьте схему, распишитесь на ней, уберите автомобили с проезжей части и спокойно ждите прибытия инспекторов ГАИ. При этом вы не создадите пробку и не будете опасаться, что ваш автомобиль может спровоцировать еще одно ДТП. К слову, есть и вовсе простой вариант: просто зафиксируйте расположение автомобилей на асфальте. Для этого подойдет не только мел или баллончик с краской, но и самый обычный кусок кирпича.

- Главное — не оставлять машины на дороге?

- Сколько водителей погибло вот так, находясь посреди проезжей части возле своих автомобилей! Особенно ночью. По дорогам ведь часто несется поток машин. Теперь представим картину — автомобиль, который мчит первым, увидев перед собой препятствие, резко уходит в сторону. А едущий вслед за ним среагировать не успевает. Так к одной аварии добавляется еще одна — зачастую более серьезная. Кроме того, многие забывают, что по правилам знак аварийной остановки должен стоять минимум в 20 метрах от автомобиля. У нас ведь как происходит — водитель отошел метра на три от машины, поставил канистру и забыл о ней…

- Много водителей приезжает к вам со схемами?

- Честно говоря, в моей практике такого случая еще не было. Может, после вашей статьи количество таких водителей вырастет. Мы не против.

- Многие страховые компании сейчас имеют комиссаров, которые выезжают на место ДТП…

- Комиссары это, конечно, хорошо. Если в результате ДТП повреждены только застрахованные автомобили и нет погибших или травмированных, допускается оформление соответствующих материалов представителем страховой компании. Но, вообще, страховщики иногда вместо помощи только добавляют ГАИ работы. Я не говорю о расширенных справках о ДТП, которых мы ежедневно готовим сотни. Но зачем, к примеру, страховые компании требуют, чтобы их клиенты после ДТП были обязательно освидетельствованы у врача-нарколога? Ведь мы сами заинтересованы выявить нетрезвого водителя. Но если нет признаков опьянения, чего человека везти к наркологу? Однако на этом настаивают сами водители — без акта компания не выплатит им компенсации! Отказать мы не можем — отвозим в кабинет нарколога (которых в Киеве всего два.  — Авт. ). А тем временем нас с нетерпением ждут в других местах. Вы ведь знаете, что в этом году число аварий в Киеве перевалило уже за 50 тысяч. Для сравнения: лет восемь назад,

в конце 90-х, ежегодно случалось около 10 тысяч аварий. А количество личного состава ГАИ не увеличилось.

- Что же делать?

- Наша система оформления ДТП устарела. Как поступают в Европе? Страховая компания выдает каждому водителю специальный бланк на случай ДТП. Произошла незначительная авария — вызывают полицейских, а тем временем ее участники заносят в бланк свои данные и обстоятельства ДТП. Полиция прибыла, зафиксировала факт случившегося, после чего водители разъехались каждый в свою страховую компанию…

379

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров