ПОИСК

«это чудо, что я сейчас вожу автомобиль! Ведь несколько лет назад едва не ослепла»

0:00 15 ноября 2007
Инна РОГОМАН «ФАКТЫ»
Харьковские ученые Института проблем криобиологии и криомедицины создали препарат из пуповинной крови, и теперь вещества, благодаря которым ребенок растет и развивается, помогают больным людям восстанавливать утраченные функции

«Через два месяца после введения лекарства острота зрения повысилась в семь раз!»

Шесть лет назад жительница Кременчуга Татьяна стала стремительно терять зрение. Женщина уже видела меньше десяти процентов, не различала цветов, а специалисты только разводили руками. Столичные офтальмологи даже поставили диагноз, не оставляющий надежды, но направили в единственное в Украине онкологическое глазное отделение, которое действует в Одесском научно-исследовательском институте глазных болезней и тканевой терапии имени В. П. Филатова. К счастью, страшные подозрения не подтвердились.

- Если бы киевские медики от меня не отказались, наверное, так и не узнала бы о новом методе, который вернул мне зрение, — говорит 44-летняя Татьяна.  — Оказалось, у меня был отек сетчатки, но стандартное лечение не давало эффекта. Онкологи посоветовали обратиться в одесский центр микрохирургии глаза, а тамошние специалисты предложили попробовать клеточную терапию. Объяснили, что под глаз введут препарат, который делают из пуповинной крови. В нем есть биологически активные вещества, они запускают процесс регенерации отмирающих клеток. Выбирать было не из чего, я рискнула. Сделали одну инъекцию, и через два месяца острота зрения повысилась в семь(!) раз, вернулись цвета. Правда, левым глазом не различаю желтого. Чтобы зрение не ухудшалось, раз в год езжу в Одессу для очередного курса.

- Когда Татьяна обратилась к нам, у нее была прогрессирующая миопия (близорукость), осложненная астигматизмом, женщина очень плохо видела, — рассказывает заведующая вторым глазным отделением Центра микрохирургии глаза на базе Одесской городской клинической больницы Ь 4 Валентина Косаковская.  — Незадолго до этого ей сделали лазерную коррекцию, но результат был недолгим. Спустя некоторое время у Татьяны развился отек сетчатки, а именно она ответственна за остроту зрения. При таких заболеваниях нельзя терять время, иначе произойдут необратимые изменения и пациент может ослепнуть. Татьяне сразу назначили препараты, которые улучшают обменные процессы в сетчатке, мочегонные средства, сосудистую терапию. Однако и после этого зрение не улучшилось.

РЕКЛАМА

Больные всегда задают один и тот же вопрос: «Может, есть другие методы?» С 2001 года, если традиционное лечение не дает результата, мы рекомендуем слабовидящим людям гемокорд. Этот препарат разработали сотрудники харьковского Института проблем криобиологии и криомедицины Национальной академии наук Украины. Они нашли метод криоконсервирования кордовой (пуповинной) крови, содержащей уникальные биологически активные вещества, благодаря которым все органы и системы новорожденного растут и развиваются. Эти вещества, попадая в глаз, способствуют восстановлению его функций.

«Лица людей были для меня размытыми пятнами… »

- Лечение гемокордом прошли около двух тысяч пациентов, страдающих заболеваниями органов зрения, — говорит директор Одесского филиала межведомственного научного центра криобиологии и криомедицины НАН Украины кандидат медицинских наук Валентина Волошина.  — У всех

РЕКЛАМА

отмечен положительный результат. Наиболее эффективен препарат при поражении органа зрения у больных сахарным диабетом, дистрофией сетчатки, людей с последствиями воспалительных и вирусных заболеваний глаз. Например, у Татьяны зрение восстановилось с 10 до 70 процентов! Клеточная терапия помогла женщине.

- Я плохо видела с рождения, в детстве стеснялась носить очки, потом оказалось, что их невозможно подобрать, — продолжает Татьяна.  — Лица людей для меня были размытыми пятнами, но, когда сравнивать не с чем, приспосабливаешься к тому, что имеешь. Даже в темноте могла узнать знакомого человека по походке. Видела только то, что оказывалось прямо перед глазами, не напрягая зрения, читала книги. Но зато надо было вплотную подходить к настенному календарю, чтобы увидеть дату. Когда училась в институте, обращалась в офтальмологические центры, но медицина ничего не могла предложить.

РЕКЛАМА

Семь лет назад я услышала, что в Киеве открылся центр, где делают лазерную коррекцию астигматизма. И была в числе первых его пациентов. В тот же день, когда сделали операцию, зрение улучшилось. Вышла на улицу и увидела, что асфальт — это не что-то серое, он состоит из мелких камешков. Острота зрения повысилась на одном глазу до 90 процентов, на другом — до 70. Правда, меня предупредили, что через некоторое время зрение немного снизится, но я не предполагала, что настолько. Однажды посмотрела на дом — и все прямые линии оказались искривлены! Я стала хуже видеть и ощущала это, ведь уже было с чем сравнивать. В клинике, где сделали коррекцию, сказали, что ничем помочь не могут. Оставалось только надеяться на чудо…

- В 1980-е годы мы успешно использовали в лечении своих пациентов препарат на основе плаценты, — добавляет Валентина Косаковская.  — Гемокорд более совершенен. Он безопасен, проходит высокий уровень очистки, его проверяют на все известные инфекции.

- После успешного лечения я осуществила давнюю мечту — закончила курсы вождения, сейчас езжу на собственном автомобиле! — радуется Татьяна.  — Для меня теперь не проблема читать через дорогу плакаты, номера домов, названия улиц… Слышала, что этот препарат — универсальное средство, его применяют при самых разных заболеваниях.

«Стволовые клетки, из которых вырастает весь организм, могут остановить рост опухоли и «отремонтировать» иммунную систему»

Почти 40 лет сотрудники харьковского Института проблем криобиологии и криомедицины разрабатывают одно из наиболее перспективных направлений медицины — клеточную и тканевую терапию. Ученые всего мира пытаются найти эффективные способы применения стволовых клеток для лечения тяжелых недугов. Но, как правило, это очень дорогие технологии, которые доступны далеко не каждому больному, и не во всех странах медики могут их использовать. Например, в Украине не проводится типирование на совместимость донора и пациента в соответствии с международными стандартами, нет собственного банка доноров, мы не можем пользоваться услугами Мирового банка. Да и закон позволяет делать такие трансплантации только от родственников.

- В развитых странах чаще всего пересаживают стволовые клетки при лейкозе и других тяжелых заболеваниях костного мозга, чтобы восстановить кроветворение, — рассказывает директор Института проблем криобиологии и криомедицины академик НАН Украины Валентин Грищенко.  — Но в этом случае клетки отделяют от плазмы крови и не используют ее потенциал. Мы же пошли по другому пути. Около 30 лет изучали свойства ядерных клеток, которые получают из кордовой, или пуповинной крови. Ее берем из материнского конца пуповины после отделения ребенка, когда еще сохраняются уникальные вещества. В этой крови до трех процентов стволовых клеток, но есть предшественники всех тканей: костной, хрящевой, жировой, нервной. В ее плазме также содержатся ростовые факторы, интерфероны, гормоны в физиологически сбалансированном соотношении. Это мощные иммуностимуляторы, и раньше их не использовали. Мы же разработали уникальный метод криоконсервирования ядерных и стволовых клеток кордовой крови. С 2000 года он разрешен Минздравом Украины. Препарат гемокорд производят и тестируют в соответствии с международными стандартами.

- При каких заболеваниях он показан?

- Поскольку препарат стимулирует и заставляет эффективно работать защитные силы, которые могут быть истощены длительной болезнью или просто «спать», то им можно лечить любые недуги, — отвечает заведующая отделом криоиммунологии института профессор Алла Цуцаева.  — Однако нужно проводить эксперименты на животных, затем — клинические исследования. Мы отработали таким образом схему лечения некоторых заболеваний. Пока гемокорд применяется как средство, обладающее мощным противовирусным иммунобиологическим действием.

С нами сотрудничают специалисты из разных городов Украины. Так, в Харькове успешно лечат гемокордом цирроз печени, препарат способствует восстановлению клеток органа. Его назначают больным с осложнениями после гепатита. На сегодняшний день гепатит С считается неизлечимым заболеванием, но после применения гемокорда в организме человека исчезают антитела к вирусу.

- Препарат также назначают при герпетической инфекции, — продолжает Алла Цуцаева.  — А львовские специалисты используют гемокорд в комплексном лечении сахарного диабета. Нередко у диабетиков поражаются сосуды нижних конечностей, нарушается кровообращение. Со временем может развиться гангрена, тогда конечность придется ампутировать. Гемокорд может повернуть этот процесс вспять. Есть опыт лечения ожоговой болезни. Из-за тяжелейшей интоксикации у больного отказывают почки, и заболевание почти всегда имеет летальный исход. Наш первый пациент с таким диагнозом — 14-летний парень. У него был ожог 85 процентов поверхности тела, ребенок прошел все круги ада, лечение не давало результата, уже отказали почки… Как последний шанс лечащий врач предложила родным мальчика ввести ему гемокорд. Сегодня это совершенно здоровый молодой человек! Препарат стимулирует восстановление всех слоев кожи. Такое его свойство используют и в лечении остеомиелита, язвенных заболеваний кожи. Косметологические клиники берут гемокорд для омоложения своих клиентов.

- Подобные препараты должны подходить пациенту по группе крови, а при трансплантации клеток нужно учитывать совместимость и других параметров. Скажем, при пересадке костного мозга необходимо типирование. Как подбирают гемокорд?

- Для внутривенного введения препарат должен подходить пациенту по группе крови. Для внутримышечного и подкожного это не обязательно.

- Есть мнение, что эмбриональные стволовые клетки могут спровоцировать развитие опухоли…

- Гемокорд не стимулирует злокачественных процессов. Наоборот, его назначают онкологическим больным с третьей и четвертой стадией между курсами химиотерапии, которая не только разрушает опухоль, но и подавляет все процессы в организме: страдает иммунитет, кроветворение. Организм не всегда может справиться с такой нагрузкой. А наш препарат способствует восстановлению кроветворения и иммуногенеза после химиотерапии, что позволяет продлить ее и получить положительный эффект.

Высказать свое мнение по этому поводу мы попросили заместителя директора Института нейрохирургии имени А. П. Ромоданова Академии медицинских наук Украины профессора Виталия Цымбалюка, который несколько лет возглавлял координационный центр трансплантации органов, тканей и клеток Минздрава Украины.

- В самом деле, стволовые клетки из пуповинной крови обладают колоссальным потенциалом по сравнению со взятыми у взрослого человека, — говорит Виталий Иванович.  — Они идеально подходят их владельцу, а также могут успешно использоваться для лечения его близких родственников. Однако при пересадке от неродственного донора всегда есть опасность, что чужеродные клетки не приживутся, отторгнутся, а значит, лечение не даст желаемого результата. Поэтому сегодня предлагают сохранять в криобанке кордовую кровь новорожденного, чтобы в будущем с ее помощью лечить тяжелые недуги. Срок хранения этих клеток неограничен. Самый крупный в Украине криобанк находится в Харькове, несколько есть в Киеве.

- Большинство людей не имеет таких запасов. У них нет выбора, они могут рассчитывать только на донорские клетки. Есть заболевания, при которых современная медицина бессильна, а такие препараты, как гемокорд, возможно, единственная надежда. Например, для онкобольных, ВИЧ-инфицированных…

- Стволовые клетки, из которых вырастает весь организм, действительно могут остановить рост злокачественной опухоли. По сути, опухоль и эмбрион развиваются по одной схеме. Только зародыш в определенный момент перестает расти, а злокачественные клетки делятся бесконечно. Мы делали эксперименты, вводили стволовые клетки в злокачественные ткани, и рост новообразований останавливался. Так срабатывали биологические часы эмбриона. Тем не менее, если неграмотно ввести чужие клетки, есть риск, что даже у здорового человека запустится онкопроцесс.

Очень вероятно, что в будущем клеточная терапия поможет ВИЧ-инфицированным. Ведь этот вирус повреждает защитные силы, а стволовые клетки их «ремонтируют».

 

1572

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров