Когда у начальника столичной гаи попросили выдать «крутой» номерной знак 0000, тот ответил: «был такой. Но я его разрезал на таблички для туалетов»
Как уже сообщали «ФАКТЫ», 13 ноября вышел Указ Президента Украины «Об отмене специальных номерных знаков для служебных транспортных средств». Он отменяет 225 трехзначных спецномеров для служебных автомобилей чиновников государственных органов и органов мест-ного самоуправления. «До указа» номер 001 был присвоен автомобилю самого главы государства. Авто спикера парламента имело спецномер 002, а премьера — 003, госсекретаря — 004, главы Центризбиркома — 015 и так далее. Председатель СБУ и Генпрокурор ездили с номерами 037 и 038. К 193 vip-ам относились губернаторы, руководители облсоветов, главы Киевского и Севастопольского горсоветов, бывшие спикеры парламента и прочие отцы нации.
Теперь в Кабмине создана рабочая группа, которая и займется исполнением указа Президента. Срок отпущен до 7 декабря. Впрочем, не дожидаясь начала работы этой группы, глава Секретариата Виктор Балога, его заместитель Александр Чалый, премьер-министр Виктор Янукович и секретарь СНБО Иван Плющ и еще 18 человек уже сдали свои спецномера в ГАИ. Вчера на момент верстки материала госчиновники продолжали сдавать номера. Сам Виктор Андреевич ездит на автомобиле с обыкновенными номерными знаками. Впрочем, у него, как и у всех президентов Украины, есть несколько машин с одинаковыми номерами, например, «Мерседес» и «Рэндж-Ровер». Делается это в интересах безопасности. Номер 001 в ГАИ Президенту даже не выдавался, рассказал начальник Департамента Госавтоинспекции МВД Украины Алексей Калинский.
В советское время черную «Волгу» или ЗИС было не купить
Указ Президента преследует цель создания равных условий и усиления ответственности всех участников дорожного движения. Документ этот, правда, далеко не первый в ряду указов, вводящих равноправие на дорогах, и, смеем предположить, не последний. Хоть по логике уже после исполнения первого из них второй указ не имел бы под собой почвы. Ан нет. На смену одним ксивам, мигалкам и номерам, четко обозначающим, что в потоке машин ваша — самая крутая, а вы — не последний человек в государстве, приходят другие. Не поверите, но на весь огромный Советский Союз в застойнейшие брежневские времена было 124 машины со спецсигналами. Сейчас же в одном только Киеве таких привилегированных автомобилей тысячи!
Правда, глава Всеукраинского союза автомобилистов Николай Тодоренко, в 1983-1987 годах возглавлявший киевскую Госавтоинспекцию, а до 1991 года работавший заместителем начальника столичного милицейского главка, курирующего работу ГАИ, рассказал «ФАКТАМ», что с начала 70-х годов прошлого века и до развала СССР по спецномерам серии КИА, начинающимся на 60, узнавали членов Политбюро ЦК Компартии Украины. Городское или областное начальство (как партийное, так и советское) выделялось номерами, заканчивающимися на 01, 02, 03 и так далее соответствующей серии. Делалось это для обеспечения беспрепятственного проезда. Хоть многие из обладателей этих спецномеров (первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий, ездивший на авто с номерами 6000 и 6001, председатель Совмина Александр Ляшко с номерами 6002) были охраняемыми лицами. «В те годы, — вспоминает Николай Тодоренко, — правил дорожного движения водители автомобилей первых лиц не нарушали — не то, что сейчас».
Кроме спецномеров автомобили советских руководителей выделялись цветом и маркой. Черные «Волги», «Чайки» и ЗИСы простым гражданам не продавались.
Первые в независимой Украине спецномера появились одновременно с изготовлением обычных украинских автономеров. На них появились буквы АП (машина автопарка Администрации Президента), ВР (Верховная Рада), КМ (Кабинет министров). Полюбились «крутым» автолюбителям машины милицейской серии МI. Авто с такими номерами беспрепятственно пропускали в МВД и другие не менее закрытые госучреждения. Потом эту серию, среди прочих «спец», отменили, и особо старавшиеся отличиться перед начальством гаишники останавливали автомобили с такими номерами, заставляя тут же сдать их. Одного знакомого главного редактора крупной отечественной газеты тоже остановили на дороге, требуя сдать отмененный номер. С удивлением узнав, что номерной знак является личной собственностью владельца, гаишник со всем пролетарским гневом начал искать в остановленной машине оружие и наркотики. Как говорится, чтоб два раза не вставать.
До сих пор по дорогам Украины ездят автомобили из несуществующего региона страны
После одной из очередных отмен спецномеров встал вопрос о том, каким образом показать, что в машине — глава обладминистрации. В его-то области госчиновника, конечно, каждый гаишник знал в лицо, но ведь и приезжая в Киев, негоже было сливаться с общей массой. «В то время обязательным элементом номера был флаг Украины, — вспоминает руководитель одного из столичных МРЭО. — Мы предложили, чтобы на номерах губернаторов вместо флага был герб. Но предложение не приняли в главке ГАИ. Решили дать машинам областных начальников киевские кабминовские номера».
- Разнообразных «блатных» и спецномеров было уж больно много, — рассказал «ФАКТАМ» Николай, гаишник с 25-летним стажем. — Так, модным считалось иметь номерной знак серии 555 (эта серия предназначалась для Администрации Президента) или 777 (Верховная Рада). Правда, со временем «крутые» водители стали предпочитать номера с буквами ОО. Данная серия была введена в очень ограниченном количестве, так как предназначалась исключительно для госсекретарей министерств (несколько лет назад в Украине существовал такой институт). Так как владельцев этих номерных знаков сотрудники ГАИ не трогали и даже отворачивались при виде такой машины, многие автолюбители со средствами и связями желали их приобрести. Как только номера появились на частных машинах, гаишники между собой придумали новую расшифровку для их обладателей — «особо о.. евшие», потому что эти люди ездили по своим правилам, нередко создавая аварийно опасные ситуации.
Одновременно с ОО появилась и серия ИИ, а также НН в сочетании с цифровым обозначением несуществующего 28-го региона Украины. Хотя все эти номера и не принадлежали к категории «спец», тогдашнее руководство ГАИ, «пойдя навстречу пожеланиям трудящихся», ввело указанные серии, чтобы выделить их обладателей среди общей массы. При этом привилегии на дорогах, а также в общении с инспекторами ГАИ у них были почти такие же, как и у обладателей спецномеров. Многие эти авто ездят до сих пор.
Сейчас особый шик — иметь номера с одинаковыми сериями и сокращениями регионов, например, АА8070АА. Они считаются непростыми, особенно если в номере есть еще и число 80, которым обычно пользуются сотрудники Кабинета министров. Автолюбители готовы переплачивать и за «зеркальный» номер (1001, 2882 и т. д. ) — по нему тоже легко узнать «непростую» машину.
Но самыми-самыми во все времена считались номера, начинающиеся с нулей: чем их больше, тем «круче» стоит владелец автомобиля. Рассказывают, что несколько лет назад к начальнику киевского ГАИ обратился его знакомый с просьбой выдать номера, которые содержат четыре нуля. Почесав затылок, тот ответил: «Помню, был такой номер. Но, знаешь, у меня табличек на туалеты не хватало, вот я его и разрезал».
Не только «блатные» номера давали право беспредельничать на дорогах. Одно время в ходу были спецталоны с надписью: «Владелец автомобиля такого-то и сама машина не подлежат проверке». Их ввели специально для оперативных машин сотрудников МВД, разведки, армии. Когда обладателя такого талона останавливал инспектор ГАИ, ему оставалось только переписать номера талона и автомобиля и составить рапорт. Больше гаишник ничего сделать не мог.
С появлением хорошей оргтехники спецталоны стали массово подделывать. На таких машинах, бывало, возили контрабанду, не опасаясь быть задержанными. А лет пять назад на одной из столичных улиц сотрудники ГАИ остановили «крутой» БМВ, за рулем которого с вызывающим видом сидел юнец, предъявивший гаишникам спецталон. Инспекторы, усомнившись в его подлинности, не поленились и выяснили, что парень обладает дубликатом талона, выданного начальнику Главного управления уголовного розыска МВД Украины.
Неудивительно, что пару лет назад такие талоны отменили. А вместе с ними — и удостоверения членов пресс-клуба ГАИ. Николай Тодоренко считает, что последнее было сделано напрасно. Хоть члены пресс-клуба, случалось, и неверно истолковывали напечатанное на этих документах обращение к инспекторам ГАИ оказывать их владельцам полную поддержку, пользы от журналиста за рулем было больше, чем вреда, — он мог самостоятельно вмешаться в непростую ситуацию на дороге, провести рейд.
Базы данных ГАИ есть в свободной продаже
Каким образом сейчас инспекторам Госавтоинспекции удается сориентироваться, какие автомобили останавливать можно, а какие нет, мы спросили у Александра, сотрудника ГАИ, работающего на столичных улицах.
- Неужели вам приходится запоминать все номера автомобилей, которые не стоит останавливать?
- Конечно, нет. У нас каждый день только по ориентировкам проходит до 40 автомобилей, находящихся в розыске. И их-то не всегда запоминаешь — приходится записывать, — объясняет Александр. — А вы хотите, чтобы мы еще и спецномера помнили. У нас есть список этих номеров, в который входят автомобили руководства МВД и ГАИ, а также киевского главка милиции.
- Кто составляет эти списки?
- У нас есть доступ к базам данных, вот мы сами и составляем списки, чтобы лишний раз не останавливать свое же начальство. Хотя иногда и такое случается. Но, быстро сориентировавшись, отдаешь честь и желаешь счастливого пути. Кстати, такие базы данных есть в продаже. Купить их просто, хоть это и незаконно.
- Говорят, некоторые руководители предупреждают о том, что они «свои», мигая пару раз фарами. Это работает?
- Действительно, раньше такое довольно часто практиковалось, но в последнее время никто не мигает. Разве что знакомый может таким образом поздороваться. А вообще, если машину нужно остановить, то я это сделаю в любом случае.
4968Читайте нас в Facebook