В княжеские времена дорога между золотыми воротами и софией считалась триумфальной но после великой отечественной войны лазарь каганович приказал построить здесь дом, отсекавший один исторический памятник от другого
Князь Ярослав хотел, чтобы его Киев во всем был подобен Константинополю. София Киевская, хоть и не была копией константинопольского храма, тем не менее стояла точно так же, как и ее великий прообраз — на пересечении двух основных городских дорог. По своему масштабу киевский собор уступал константинопольскому. И это понятно. Каменное строительство в Киеве только начиналось
Десять фактов из истории Софии Киевской
Во время строительства собора был введен налог: каждый, кто въезжал в Киев на возе, вез с собой несколько камней
1. Ярослав Мудрый не мог позволить себе более масштабного строения. Не хватало средств. Кирпич обжигали поштучно, камня под руками вовсе не было. Во время строительства собора в Киеве был введен новый налог: каждый, кто въезжал в город на возе, должен был привезти с собой несколько камней. Как говорят историки архитектуры, внешне София была сурова и величественна, внутри же поражала золотом мозаик и роскошными красками фресок. Уже в те далекие времена София Киевская считалась подлинным архитектурным шедевром. Ничего подобного на Руси еще не было.
2. В древние времена дорога между Софией и Золотыми воротами (теперешняя Золотоворотская улица) считалась центральной. Здесь протекала особая, триумфальная жизнь столицы. На ней встречали князей, возвращавшихся из походов.
После победы над шляхтой в 1648 году Богдан Хмельницкий торжественно проследовал со своими казаками от Золотых ворот до Софии. В конце этого триумфального пути он получил благословение митрополита, резиденция которого находилась за монастырскими стенами. Через несколько лет с этой же целью и этим же путем проследовало и войско литовского князя Радзивилла. Голландский художник А. ван Вестерфельд, пришедший в Киев в 1651 году вместе с поляками, изобразил их армию сначала у валов Золотых ворот, а затем у стен Софии. Таким образом он запечатлел начало и конец древней киевской триумфальной церемонии.
3. С высоты Благовещенской церкви, стоявшей на Золотых воротах, отъезжавшие бросали прощальный взгляд на киевские холмы и купола, молились у образа покровителя всех странствующих на море и на суше — святого Николая — и пускались в дальний путь. Под сводами этой церкви подошла в 1082 году под благословение митрополита и юная внучка Ярослава Мудрого Евпраксия Всеволодовна. Она ехала в Саксонию к своему жениху графу Генриху Штадену. Через пять лет она овдовела и приняла предложение руки и сердца от германского императора Генриха IV. Под конец своей жизни она вернулась на Русь и въехала в Киев через те же Золотые ворота, помолясь на купола собора ее мудрого деда — святой Софии, Премудрости Божьей. Согласно «Повести временных лет», Евпраксия, дочь Всеволода Ярославича, приняла монашеский постриг 6 декабря 1106 года. Через два года бывшая германская императрица киевского происхождения умерла.
4. С давних времен София была центром Киевской митрополии. Митрополиты всея Руси жили в самом соборе, на втором этаже. Первым главой церкви, который при Ярославе Мудром поселился в Софии, был митрополит Илларион — великий оратор, богослов и философ, прославившийся своим «Словом о законе и благодати». Этот трактат до сих считается шедевром юридической мысли Средневековья.
На хорах собора находились библиотека и школа. Здесь был и крипторий, где ученые монахи переписывали книги. Внутри древней Софии постоянно кипела жизнь. Это был центр просвещения и культуры. Здесь творили писатели, историки, живописцы, архитекторы, философы, ораторы, учителя и врачеватели. Все они носили монашеские рясы, роились вокруг митрополита и не мыслили своего дела без благословения свыше. Так продолжалось долго, вплоть до монголо-татарского нашествия, после чего София, как и все окружающее, пришла в упадок.
В XIX веке Печерск считался «вредной для здоровья частью города»
5. Если верить католическим историкам, было время, когда киевляне держали в Софии скот, а под ее обрушившимися сводами селились дикие звери. Некоторое время София находилась в руках униатов. Средств на реставрацию у них не было. Они забили двери и окна церкви досками. Первый избранный после раскола в 1620 году православный митрополит Иов Борецкий жил уже в Михайловском монастыре. Как гласит легенда, однажды ночью он вышел из своей кельи и увидел во всех окнах Софии ослепительный свет. Когда он со своими спутниками приблизился к церкви, свет исчез, вокруг царили тьма и запустение. Владыка истолковал это чудо как вещий знак, предвестие того, что вскоре храм оживет. Так оно и случилось в следующее десятилетие, уже при его преемнике митрополите Петре Могиле, который вытеснил униатов из Софии и фактически силой забрал у них древний храм. В отличие от униатов, Могила был заботливым и умелым хозяином. При нем Софию начали понемногу ремонтировать.
6. В XVIII веке в резиденцию митрополита въезжали через особые парадные ворота — браму Заборовского. Неподалеку от нее высилась древняя Георгиевская церковь. Киевляне всегда воспринимали ее как особый воинский храм, а в XVII столетии она к тому же стала гарнизонной. С одной стороны от нее жили русские стрельцы и рейтеры, а с другой — на теперешних Золотоворотской, Владимирской и Большой Житомирской улицах — иностранные офицеры и солдаты, выходцы из Шотландии, Англии и Германии. Иностранцы разводили в окрестностях Софии сады и огороды, строили красивые дома. Устраивали шумные ассамблеи — с картами, выпивкой и танцами. Нередко их шумные сборища длились всю ночь до утра, вызывая недовольство у самих киевлян, которые еще не привыкли к поздним гулянкам и называли их «ночными беснованиями». Киевские вояки пили тогда не меньше, чем через 20 лет на знаменитых петровских ассамблеях в Петербурге. Когда подъезжали новые гости, в их честь трубили в трубы, били в литавры, кричали «Ура!». Монахи в Софийском монастыре возмущались. Митрополит Ясинский жаловался на иностранцев в Москву, но там его никто не слушал.
7. В XIX веке после Крымской войны на Софиевской площади в Киеве построили новое здание присутственных мест и окончательно распланировали Владимирскую улицу. Она стала широким проспектом, объединившим в единый ансамбль здания губернского правления, городского театра и университета. Вокруг Софии началось строительство особняков и больших доходных домов. В них селились богатые люди — профессоры, чиновники, отставные офицеры, помещики, артисты. Район считался комфортабельным.
На Старокиевской горе и особенно на прилегавших к ней полуовражных улочках жилось уютнее и веселее. Высоко ценились также виды с горы на Подол, Днепр, Вышгород Так что квартиры у Софии стоили дорого. Для сравнения: Печерск в старых описаниях города упоминается как «вредная для здоровья часть города» — по причине гуляющих здесь ветров с Днепра.
После освобождения Киева все большие праздники отмечались у стен Софии
8. Памятник Богдану Хмельницкому поставили перед собором потому, что из всех предполагавшихся для него мест это оказалось самым достойным. Обе площади у Софии с давних времен использовались для торжеств и народных собраний. Здесь отмечалось 900-летие Крещения Руси. Михаил Грушевский провозгласил здесь Украинскую Народную Республику. На этой площади киевляне приветствовали нового гетмана генерала Павла Скоропадского и воссоединение западных и восточных земель Украины. Советские идеологи также облюбовали Софийскую площадь для своих праздничных мероприятий — парадов Красной армии, первомайских демонстраций.
9. Внимание красных властей к Софиевской площади едва не погубило сам древний собор. После перевода столицы из Харькова в Киев советские правители планировали создать в верхнем городе грандиозную площадь для массовых торжеств. Для этой цели намечалось «расчистить от застройки» всю вершину Старокиевской горы. Трехсвятительскую церковь и древний Михайловский монастырь таки успели снести. На освободившемся пустыре архитектор Лагнбард построил в 1938 году помпезное здание в классическом стиле, в котором теперь помещается МИД, но до Софийского собора не добрались. По проекту через всю новую площадь должна была пройти колоннада. И на ее пути оказались бывшие присутственные места, где помещались милиция, пожарная команда, многие судебные учреждения. Им нужно было предоставить какие-то новые помещения. А средств на это тогда не было. С отселением решили повременить до лучших времен. Собор оставили в покое.
Перед отходом советских войск из Киева в 1941 году на усадьбе собора появился было грузовик подрывников, но сотрудники музея сумели как-то договориться с их командиром. И все же не верится, что страшная мысль о подрыве святыни кому-то пришла в голову и София Киевская могла взлететь в воздух.
10. После освобождения Киева Крещатик лежал в руинах. Тогда вспомнили о старом центре, о былых торжествах у стен Софии. Начиная с 1944 года и вплоть до расчистки Крещатика в начале 1950-х годов все большие праздники отмечались возле Богдана. Здесь же проводились и праздничные парады войск. Маршировали солдаты и офицеры, бравшие недавно Берлин. Киев вернулся к своим древним традициям, вспомнил о своем великом прошлом. Собор вновь напомнил киевлянам о своем особом историческом значении. Но не всем это понравилось. В партийных сферах заговорили о возрождении национализма, о тайной символике триумфального пути от Золотых ворот до стен Софии. Лазарь Каганович, присланный в 1947 году Сталиным в Киев для пресечения здесь «нездоровых настроений», велел поставить в тылу собора пятиэтажный жилой дом для военнослужащих, который исполнял бы роль огромного забора и закрывал собой Софию со стороны Золотых ворот. Известный архитектор Каракис исполнил волю сатрапа. Историческая перспектива триумфального пути от Золотых ворот до Софии была разрушена и стерта из памяти киевлян. В наше время многие о ней уже не помнят.
P. S. В завтрашнем номере читайте материал о сенсационном граффити, обнаруженном на стене Софийского собора. Из древней надписи следует, что храм был возведен значительно раньше, чем считается. А это заставляет сделать вывод: слава строителя Софийского собора приписана князю Ярославу Мудрому незаслуженно, полагает профессор Надежда Никитенко, посвятившая 30 лет своей жизни изучению собора.
707Читайте нас в Facebook