«ярославу мудрому незаслуженно приписана слава строителя софийского собора. Свидетельство этого мы нашли на стенах храма»
«Мудрым князя назвал в XVIII веке Николай Карамзин»
- История создания Софийского собора была искажена в угоду Ярославу, — рассказывает профессор Надежда Никитенко. — Объясняется это просто: все его соперники в борьбе за киевский престол умерли. Большинство из них были убиты в междоусобных войнах. Единолично воцарился Ярослав. Летописи создавали в выгодном для него свете. Это касается и вопроса о том, кто был заказчиком убийства князей Бориса и Глеба, которых затем церковь возвела в ранг святых. Есть веские доказательства, что их убили по воле Ярослава. Летописцы же возложили вину на Святополка, заклеймив его прозвищем Окаянный.
Кстати, о прозвищах. Современники князя Ярослава не называли его Мудрым. Это лестное имя он получил только в XVIII веке с легкой руки Николая Карамзина, автора «Истории государства Российского». Но навеяно оно было летописным панегириком Ярославу как любителю мудрости книжной. Напомню, что имя София в переводе с греческого означает «мудрость». Чтобы подчеркнуть мудрость Ярослава, летописцы приписали ему создание величественного храма.
- На двугривневой купюре изображены и Ярослав Мудрый, и Софийский собор. Неужели прославленный князь не имеет к нему никакого отношения?
- Я полагаю, Ярославу выпала честь завершить и освятить собор. А строить храм начали еще при его отце, князе Владимире Крестителе.
- Почему вы так решили?
- Оказывается, даты начала и окончания постройки храма можно вычислить с точностью до дня! Из Святцев (церковного календаря) известно, что освящали Софию дважды — 4 ноября и 11 мая. Год, как обычно, не указан. Но мы теперь знаем, что это произошло до 1022 года. Храм, согласно церковным канонам, — дом Божий, поэтому его освящение могло состояться только в воскресенье, день Господний. В годы, ближайшие к 1022-му, 4 ноября выпало на воскресенье в 1011-м, а 11 мая — в 1018-м. Первая дата указывает на заложение Софии (освящение места, отведенного под храм), а вторая — на завершение (освящение престола). Собор построили за семь лет. Для средневекового христианского мира это очень важно. Иерусалимский храм, сакральный прообраз всех церквей, был построен именно за семь лет. Об этом подробно написано в Библии. Первый каменный храм Киевской Руси — Десятинную церковь — князь Владимир также возвел за семь лет. Уложиться в этот срок должны были и строители Софийского собора. Семерка — число Девы Марии, символизирующее объединение небесного и земного: земная женщина родила сына Божьего. Святая Троица на небе и четыре конца света на земле.
Я изучаю Софийский собор уже 30 лет. Признаюсь, давно засомневалась в том, что его построил Ярослав. Ведь фрески прославляют вовсе не этого князя, а Владимира с супругой Анной. Теперь могу это объяснить. Собор начали строить в 1011 году при Владимире. В 1015-м он умер. Строительство было почти завершено, но страну лихорадило: разгорелась кровавая борьба между сыновьями Владимира за киевский престол. Главными соперниками были Борис, которому отец завещал престол, и Ярослав, княживший в Новгороде. В 1017 году Ярослав захватил Киев, завершил создание Софии и в мае 1018-го освятил ее.
О том, что все было именно так, свидетельствует знаменитый трактат «Слово о Законе и Благодати», написанный современником Ярослава киевским митрополитом Иларионом. «Подобно тому, как царь Соломон, создавая иерусалимский храм, завершил начинание своего отца Давида, так князь Ярослав, создавая Святую Софию, завершил дело, начатое его отцом Владимиром», — утверждает Иларион.
«Граффити сделали накануне дня, когда ожидали второго пришествия Христа»
- Значит, в 2018 году будем отмечать тысячелетие Софийского собора?
- В 2011-м, — поправляет Надежда Никитенко. — Ведь, согласно традиции, счет ведется с начала строительства, а это 4 ноября 1011 года. Кстати, Софийский собор является самым древним из сохранившихся христианских храмов не только в Украине, но и во всей Восточной Европе.
- Интересно, что написано в граффити 1022 годаЙ
- О, это очень важная запись! Ведь она сделана накануне дня, когда, согласно церковному преданию, могло произойти второе пришествие.
- ?!
- Поясню. Но вначале прочтем граффити. Цифры записаны буквами, так было принято в Киевской Руси: «6530 (назван год от сотворения мира, что соответствует 1022 году от Рождества Христова. — Авт. ). На Пасхи златой господственной дни. Про'сти». Господственная, или, как ее называют греки, Кириопасха, — это самая первая Пасха, совпавшая с Благовещением. Христос пришел к людям (воплотился) на Благовещение, и на Благовещение в 33 года воскрес. Пасха и Благовещение выпадают в один день очень редко. В XI веке такое было только три раза: в 1011-м, 1022-м и 1095-м годах. Согласно церковному преданию, Второе Пришествие Христа произойдет именно на господственную Пасху. Иисус будет судить живых и мертвых. Вот почему надпись заканчивается призывом: «Про'сти». Это церковное возглашение означает: «Будьте бдительны». Вокруг множество надписей «Господи помози». Люди с душевным трепетом ожидали Кириопасхи.
- Давайте вернемся к Ярославу Мудрому. На чем основывается версия, что именно он организовал убийство своих родных братьев Бориса и Глеба?
- Их убили варяги. Они сложили об этом сагу, которая получила название Эймундовой — по имени предводителя отряда скандинавов, совершивших преступление. В Эймундовой саге с предельной ясностью и откровенностью описано, как Ярослав, стремясь удержать киевский престол, нанял варягов, чтобы убили Бориса, когда тот со своими союзниками, печенегами, шел отвоевывать у Ярослава Киев. Вечером дружинники Бориса напились, варяги смогли пробраться в лагерь и умертвить князя. Его голову они привезли Ярославу. В саге описано, как тот покраснел, увидев голову брата, и, видимо, со свойственным ему двоедушием проговорил, как бы укоряя: «Быстро же вы справились». Но когда Ярослав окончательно завоевал киевский престол, вину за убийство переложил на другого брата — Святополка. Его, кстати, тогда на Руси не было: сразу после смерти Владимира он бежал к тестю в Польшу.
«Враги дразнили Ярослава Хромцом»
- К слову, в Софийском соборе есть надпись, которая относится к Святополку Окаянному, — продолжает исследовательница. — В ней сообщается, что текст нацарапан по заказу «Святополчей матери, русской княгини». То есть речь идет о правившей в Киеве княгине-матери. Такая ситуация могла возникнуть тогда, когда ее мужа и сына не было в живых. Судя по всему, надпись сделали для матери Святополка в 1019 году, вскоре после его смерти. Граффити подтверждают версию о том, что Софийский собор построен в 1018-м.
- В надписи указана дата?
- Нет. Зато доподлинно известно, что летом 1018 года Святополк с помощью своего тестя, польского князя Болеслава Храброго, занял киевский престол. Их, как сообщает немецкий хронист Титмар Мерзебургский, в «монастыре Святой Софии встретил сам митрополит с мощами святых». Но княжил Святополк недолго. В следующем году Ярослав, как говорит летопись, разбил Святополка, и тот, спасаясь бегством, погиб при невыясненных обстоятельствах. Мы с Вячеславом Корниенко считаем, что в Киеве регентшей при малолетнем сыне князя Михаиле стала мать Святополка, названная в граффити русской княгиней Олисавой. Это просторечное имя, вообще-то, ее звали Елизавета. По заказу Олисавы сделали надпись, в которой княгиня просит Бога о помощи. Здесь же помещены просьбы к Богу ее внуков. Вскоре Ярослав захватил Киев. Так что Олисава могла заказать граффити только в те несколько месяцев 1019 года, когда Святополка уже не было на престоле, а Ярослав его еще не занял.
Следует сказать, что эта надпись была известна науке. До нас ее относили к другому Святополку, жившему в конце XI века, поскольку никто не допускал и мысли о столь раннем существовании Софии. В граффити идет речь о детях Святополка, незаслуженно прозванного Окаянным. А ведь он не был братоубийцей и единственный из наследников Владимира изображен на своих монетах в короне. Значит, был даже коронован.
- Если современники князя Ярослава не называли его Мудрым, то, возможно, дали ему какое-то иное прозвище?
- Русские летописи обычно называют его просто Ярославом. Но в Новгородской летописи в описании битвы на Днепре у Любеча в 1016 году киевский воевода по кличке Волчий Хвост ездил по берегу реки и кричал новгородцам: «Зачем пришли с хромцом этим (Ярославом. — Авт. ), вы, плотники? Вот мы поставим вас хоромы рубить!» Эта традиционная словесная перебранка противников донесла до нас кличку Ярослава, подтверждаемую зарубежными источниками. Он действительно хромал, это установила экспертиза его останков, которые покоятся в Софийском соборе в мраморном саркофаге. Оказывается, у Ярослава был врожденный подвывих правого тазобедренного сустава. Также обнаружено, что он перенес ранение в колено и голову.
542Читайте нас в Facebook