«Света вышла выгулять собаку. Наталия с дочкой возвращались из церкви»: ракетный удар россии по Чернигову оборвал жизнь двух преподавателей
В результате ракетного удара рф по зданию драмтеатра в центре Чернигова погибли семь человек, пострадали, согласно уточненным данным медиков, 148. Российская баллистическая ракета ударила по центру города около половины двенадцатого утра — в тот момент, когда на улице было много людей: детей, прихожан православных храмов, которые в этот день отмечали праздник Преображения Господня и шли в церкви, и просто прохожих, которые солнечным субботним утром решили прогуляться. Позже стало известно, что в самом здании театра в то время проходила выставка дронов, которая, очевидно, и была главной целью врага.
Читайте также: Держимся вместе против российского зла: в МВД показали видео Одессы после обстрела
Спасательная операция длилась до вечера — спасатели вытаскивали людей из-под завалов, «скорые» и случайные прохожие развозили раненых по больницам. Тогда же появилась информация о жертвах. Стало известно, что среди погибших есть ребенок — шестилетняя девочка, приехавшая с мамой в Чернигов из Киева всего на один день. Среди погибших оказались и сразу две сотрудницы Национального университета «Черниговская политехника» — Светлана Кормильцина и Наталия Тория. Еще один погибший — студент этого же вуза Назар Ющенко. Все трое были в центре по своим делам и по трагическому стечению обстоятельств в момент ракетного удара оказались примерно в одном и том же месте.
«Никогда не забуду то, что мы там увидели: мертвые люди, кровь, крики»
Под сообщениями о гибели сотрудниц университета — сотни комментариев с соболезнованиями и воспоминаниями. Студенты «Черниговской политехники» вспоминают Светлану и Наталию как добрых отзывчивых женщин, настоящих профессионалов. Они работали на разных кафедрах — Светлана Кормильцина была старшим преподавателем кафедры иностранной филологии, а Наталия Тория — сотрудницей директората учебно-научного института архитектуры, дизайна и геодезии. У обеих остались дочери. Дочь Наталии Тории в момент трагедии была рядом, и она тоже пострадала — ее госпитализировали.
- Светлану Юрьевну Кормильцину я знаю давно — наверное, лет двадцать, — рассказала «ФАКТАМ» заведующая кафедры иностранной филологии «Черниговской политехники» Светлана Литвин. — Мы познакомились еще когда я работала в педагогическом университете, а Светлана там училась. Я учила Светину двоюродную сестру. А мама Светы, тоже педагог, была моей коллегой. Очень опытная, мудрая женщина, которая всегда была готова прийти на помощь. И Света была такой же… Позже, когда я пришла работать в «Политехнику», Света уже работала на кафедре. Поэтому мы действительно знаем друг друга целую вечность. Я знаю и ее дочку Аню. Я была Аниным преподавателем, когда она училась в магистратуре. Но когда сразу после трагедии я увидела Аню возле больницы, сначала ее не узнала…
Читайте также: «Эта песня будет напоследок»: в Запорожье погибли уличные музыканты, которые в момент ракетной атаки давали концерт в поддержку ВСУ
— Вы тоже были на месте трагедии?
- Я была неподалеку — святила яблоки в Казанской церкви, ведь это был большой церковный праздник. А мой сын был в самом эпицентре — он был на той самой выставке дронов в здании театра. Его контузило, но он, к счастью, остался жив. В момент «прилета» он вышел на улицу — стоял на крыльце или где-то возле него. Он и сам толком этого не помнит. Он был возле центрального входа в театр, а Света, как потом оказалось — с его тыльной стороны.
Когда мы услышали взрыв, я сразу начала звонить сыну. Дозвониться не смогла — у него было занято. Потом меня набрала невестка: «Саша ранен! Его там ранило!» «Где там?» — спрашиваю. «Прилетело» в драмтеатр, он был там", — ответила невестка. Мы с мужем сразу поехали туда.
Я никогда не забуду то, что мы там увидели. Мертвые люди, кровь, крики… Это было что-то страшное. Забрав сына, мы повезли его в одну из городских больниц. Пока ему оказывали помощь, я вышла на крыльцо и увидела, как «скорые», одна за другой, привозили раненых. Люди были в разном состоянии — практически все посечены осколками, некоторые очень тяжелые. Я услышала крик: «Мама! Где моя мама?!» Кричала девушка — она разыскивала среди раненых свою мать. Я попросила дать ей воды… А потом она сказала мне: «Вы, наверное, работаете вместе с моей мамой, Светланой Юрьевной». В тот момент я поняла, что передо мной Аня, дочка нашей Светы. Начала ее успокаивать…
Она не знала, где мама и надеялась на то, что она жива. Мы все надеялись. Мы вместе начали искать ее по всем больницам. Куда только не звонили. Думали, что, может, ее не могут опознать, может ей прямо сейчас оказывают помощь. Но не подумали о том, что нужно было обзванивать морги.
Читайте также: «В тот день у Димы должна была быть первая операция, и больницу обстреляли прямо перед ее началом»: в Херсоне погиб 25-летний врач
«Они пытались продолжать жить — несмотря на страх, на постоянную опасность»
- Позже узнали, что там, возле театра, люди нашли ее телефон, — продолжает Светлана Литвин. - Светы не было, а телефон остался. А потом, уже после обеда, я позвонила Светиной маме. И она заплакала в трубку: «Светы больше нет». У меня внутри все оборвалось: как это — нет?
Света оказалась там не случайно — она часто гуляла в том месте. Они с дочкой (с отцом Ани Света в разводе) жили неподалеку, и тем злополучным утром Света вышла выгулять собаку. Насколько я понимаю, где-либо спрятаться у нее не было шансов — ракетный удар случился сразу после того, как объявили тревогу. Может, это мне так запомнилось — но мне кажется, это произошло очень быстро, едва ли не в одночасье…
Света, кстати, очень боялась ракетных ударов и старалась быть осторожной. Люди относятся к происходящему по-разному, кто-то привык на сигнал воздушной тревоги не реагировать. Но Света как раз реагировала и, если была возможность, шла в укрытие. Ее точно нельзя упрекнуть в беспечности.
Начало полномасштабного вторжения Свету с ее семьей застало дома, в Чернигове. В первые недели большой войны они здесь пережили настоящий ужас, ведь Чернигов был в осаде. Мы переписывались в те дни, и Света писала, что они все время сидят в подвале, что она не знает, как выехать. В тот момент пробовать выезжать было еще рискованнее, чем оставаться. Когда возможность выехать все же появилась, Света с Аней уехали. Но Украину не покидали, были где-то в западных областях. Позже, когда здесь все более или менее успокоилось, вернулись, вышли на работу. Как и большинство людей в нашей стране, они пытались продолжать жить — несмотря на страх, на постоянную опасность… Мы работали онлайн, но вот совсем недавно, в июне, у нас было заседание кафедры, которое решили провести офлайн. Тогда мы и увиделись со Светой — как оказалось, в последний раз.
Когда стало известно, что Света погибла, я уговорила ее дочку дать номера карты для помощи их семье. Аня с бабушкой сейчас в шоке, они пока не думают о том, что, кроме всего прочего, их ждет организация похорон, большие расходы. Я очень благодарна всем, кто им сейчас помогает. Это меньшее, что мы можем для них сделать (помочь семье Светланы Кормильциной можно здесь: 4149 6293 5067 5120; 4441 1144 2820 9967 Плакса Анна (дочка).
У Наталии Тории тоже осталась дочь — Татьяна. Возле здания театра они были вместе — возвращались из церкви. Татьяна чудом осталась жива. Деньги на ее лечение можно перечислить здесь. Номер банковской карты: 5375 4112 0802 2199; 4731 2196 1427 6495 Тория Александр. Это уже сделали многие студенты «Черниговской политехники», которые хорошо знали и любили женщину.
- Наталия Владимировна не была преподавателем, она занималась бумажной работой и коммуникацией со студентами, — рассказала «ФАКТАМ» студентка «Черниговской политехники» Мария, закончившая вуз в 2022 году. — Настоящий профессионал своего дела. Когда студенты приходят на первый курс, они, как правило, не знают многих моментов и нюансов — и Наталия Владимировна всегда была рядом, чтобы помочь. На нашем факультете всегда была очень теплая атмосфера, хорошие отношения между студентами и преподавателями. Помню, как Наталия Владимировна всегда встречала нас в деканате с улыбкой, спрашивала, как дела. Мы знали, что всегда можем обратиться к ней за советом, и она найдет время для каждого студента несмотря на то, что у нее было много другой работы.
Читайте также: «Без Украины россия перестает быть империей. Вот они и боятся»: Руслан Шарипов о причинах ненависти россиян к украинцам
Последний раз мы с ней виделись на нашем выпускном. Это было в январе 2022 года, за месяц-полтора до полномасштабного вторжения. Это был очень радостный и знаковый день — и для нас, выпускников, и для всех, кто был с нами на протяжении всех лет учебы. Наталья Владимировна была очень за нас рада. Улыбалась, желала нам всего наилучшего. В тот момент никто даже не подозревал, что нас ждет. Казалось, что мы всегда сможем прийти в университет и даже через пять, десять лет Наталия Владимировна, как всегда, встретит нас там с улыбкой. Новости о ее гибели стала настоящим шоком, я до сих пор не могу в это поверить…
Также стало известно, что среди погибших в Чернигове — выпускник Черниговского колледжа Дмитрий Маглич и отец четырех детей Владимир Василенко, который в момент ракетного удара проезжал мимо театра на автомобиле. В машине также был его сын, который сейчас в больнице.
Ранее «ФАКТЫ» писали, что от российской ракеты погибла 6-летняя Софийка, которую вместе с мамой Ольгой в Чернигов пригласили в гости.
На фото в заголовке Светлана Кормильцина и Наталья Тория
2306Читайте нас в Facebook