Вячеслав чорновил: «если бы пришлось начинать все сначала, я выбрал бы ту жизнь, которую и прожил»
Вячеслав Чорновил трагически погиб в 1999 году в автокатастрофе на трассе Борисполь-Золотоноша. Вскоре после смерти 61-летнего основателя национально-демократического движения Народный рух Украины раскололся и ни одна из многочисленных попыток возродить единую партию успехом не увенчалась. Вячеславу Максимовичу посмертно было присвоено звание Героя Украины, а в Каневе, Львове, Ивано-Франковске и Киеве установлены его памятники. В 2003 году в честь Вячеслава Чорновола была выпущена памятная монета номиналом в две гривни, которая сегодня уже стала редкой и, соответственно, ценной. В селе Вильхивец Городищенского района Черкасской области, где в школьные годы жил Вячеслав Чорновил, открыт его дом-музей. К концу уходящего года во исполнение указа Президента Виктора Ющенко планировалось окончательно навести порядок в усадьбе, где жила семья Чорноволов. Однако «не так сталося, як гадалося» Но об этом чуть ниже.
Елена ШЕРЕМЕТА
«ФАКТЫ»
За отказ свидетельствовать против братьев Горыней на закрытом суде Чорновола осудили к трем месяцам принудительных работ
Если верить документам, то будущий диссидент родился не 24 декабря 1937 года, а 1 января 1938 года в селе Ерки Звенигородского района Черкасской области в семье сельских учителей. Его мать, Килина Харитоновна, работала учительницей начальных классов, а отец, Максим Иосифович, был преподавателем украинского языка и литературы. Еще в раннем детстве Вячеслав впитал любовь к родному языку и идее независимости любимой Украины. Вячеслав Максимович знал о том, что его семья в начале 1937 года подверглась преследованиям: тогда был арестован родной брат отца Петр, который так и не вернулся из заключения.
В 1955 году будущий основатель Народного руха закончил Вильхивецкую среднюю школу с золотой медалью и в тот же год поступил в Киевский госуниверситет им. Т. Шевченко на филологический факультет. Но чуть позже Вячеслав Максимович, по-видимому, понял, что его призвание — журналистика, и перевелся на факультет журналистики. В 1960 году с отличием закончил университет. Причем дипломная работа Чорновола называлась «Публицистика Бориса Гринченко», запрещенного в то время писателя. Через четыре года, в 1964-м, после сдачи кандидатского минимума Вячеслава Чорновола принимают по конкурсу в аспирантуру Киевского педагогического института. Однако он не был допущен к обучению из-за своих политических взглядов. В то время Вячеслав Максимович с головой уходит в работу Клуба творческой молодежи (КТМ), который был центром неофициальной культурной и общественной жизни Киева, где собирались будущие диссиденты. В клубе он и познакомился с такими деятелями национально-освободительного движения, как Иван Свитлычный, Иван Дзюба, Евген Сверстюк, Микола Плахотнюк, Василь Стус, Лесь Танюк и многими другими.
Одной из акций молодых бунтарей стало публичное выступление Вячеслава Чорновола, Ивана Дзюбы и Василя Стуса 4 сентября 1965 года в кинотеатре «Украина» на премьере фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Основные тезисы этого заранее тщательно спланированного выступления касались протеста против арестов украинской интеллигенции, к тому времени как раз участившихся. Власти не простили Вячеславу Максимовичу и его товарищам по борьбе с тоталитаризмом столь дерзкий и публичный «демарш» — вскоре последовали обыски и допросы. И, конечно же, увольнение с работы. После выступления в кинотеатре Вячеслав Чорновил лишился работы в газете «Молода гвардiя» и с большим трудом позже устроился литературным редактором в газету «Друг читача».
За отказ давать показания против братьев Горыней на закрытом суде Вячеслава Максимовича осудили к трем месяцам принудительных работ. Это, по сути, был первый случай, когда, кроме допросов и обысков, репрессивная советская система предприняла судебные меры воздействия на диссидента, который впоследствии проведет в лагерях и ссылках 15 лет! Но репрессии, как это ни парадоксально звучит, только усиливали в Чорноволе стремление к протесту, он с удвоенной энергией садился за написание своих политико-публицистических работ. Следующий приговор, в ноябре 1967 года, был более жестким: Чорновил получил три года заключения в лагерях строгого режима за написание и опубликование за рубежом документального сборника «Горе от ума». Это были своего рода политические портреты двадцати «преступников», то есть арестованных в 1965 году «шестидесятников». После того как книга вышла за границей, брежневский режим вынужден был отпустить на свободу некоторых из этих «преступников».
Когда в 1969 году Вячеслава Чорновола освободили, он с большим трудом нашел работу в качестве наблюдателя на метеостанции в Закарпатье. Но и там не прекращал своей правозащитной деятельности, тайно в помещении метеостанции встречался с друзьями по антисоветскому подполью. Как-то в интервью «ФАКТАМ» руховец с многолетним стажем Ярослав Кендзьор рассказывал, как в страшную метель шел на встречу с Вячеславом Чорноволом на этой самой метеостанции, но никак не мог ее найти из-за снежного бурана. Вячеслав Максимович догадался, что старый подпольщик и друг не может найти станцию, включил на полную мощность огромный фонарь и подавал световые сигналы Ярославу Кендзьору. Уволившись с метеостанции, Вячеслав Чорновил работал землекопом на археологической экспедиции на Одесщине, затем — грузчиком на станции Скнилов во Львовской области.
«Из Нюрбы шли пешком через тайгу, и Вячеслав нарвал мне целый букет иван-чая — мой свадебный букет»
Личная жизнь Вячеслава Максимовича была как бы продолжением его политической борьбы. Он не представлял рядом с собой женщину, которая бы не разделяла его национально-освободительных взглядов. Видимо, именно поэтому не сложился его брак с первой женой. Вторая же супруга Чорновола известная украинская поэтесса Атена Пашко посвятила свою жизнь Вячеславу Максимовичу и воплощению в жизнь его идей. В интервью «ФАКТАМ» она как-то рассказала, что познакомилась с Чорноволом в 1968 году в доме у Ивана Свитлычного. «На тот момент у нас обоих были семьи. Через год Вячеслава арестовали. Но я не могу сказать, что я его ждала, поскольку у нас еще были не настолько близкие отношения. Хотя я сразу же при знакомстве поняла, что Вячеслав — незаурядная личность. Сама я выросла в семье, для которой независимость Украины была главным смыслом и целью жизни», — рассказывала тогда нашей газете Атена Пашко.
«Когда мы начали встречаться, он читал мне стихи, стал посвящать в свои дела — он тогда как раз начал подпольно выпускать журнал «Укращнський вiсник». Я знала, где он прячет запрещенную литературу, где стоит его печатная машинка, ведь тогда очень часто у него были обыски. Но весь ужас был в том, что к моменту очередного ареста Чорновола мы не успели оформить наши отношения официально. На то были свои причины: и я к тому времени не успела развестись, и он. Были и бытовые проблемы. Когда он уже сидел в очередной раз, то постоянно писал заявления на имя кагэбэшного начальства, чтобы нам разрешили расписаться. Но кагэбэшники, как назло, разрешения не давали», — вспоминала Атена Васильевна.
Их свадьба состоялась в Якутии, когда Вячеслав отбывал там ссылку. «Я приехала проведать его в поселение. У нас уже было разрешение на официальный брак, расписались мы в районном центре Нюрба. Но вы же понимаете: какая может быть свадьба в таких условиях! Мы мысленно представляли, что все наши друзья с нами. Из Нюрбы шли пешком через тайгу, и Вячеслав нарвал мне целый букет иван-чая — это такие северные цветы. Было очень трогательно, ведь мы ждали этого события целых шесть лет. Раньше были лишь тюрьмы, передачи, металлические заборы и короткие свидания. Никакого свадебного платья у меня не было — я оделась в обыкновенную юбку и вышитую украинскую сорочку», — рассказывала «ФАКТАМ» Атена Пашко.
В 1988 году власти пытались выслать Вячеслава Максимовича из СССР
А в 1970 году Вячеслав Максимович начинает выпуск подпольного журнала «Укращнський вiсник», в котором он одновременно и организатор, и редактор, и издатель. Журнал публикует материалы самиздата, хронику украинского национального сопротивления. Но во время очередной тоталитарной «зачистки» в 1972 году его опять арестовывают. Снова суд и приговор — шесть лет лагерей и три года ссылки. Вот тогда и начался для Вячеслава Чорновола этап под условным названием «Мордовия-Якутия- Чаппанда». Отбывая срок в лагерях для политзаключенных в Мордовии, большую часть времени он просидел в штрафном изоляторе и камере. Но это не сломило Чорновола, а еще больше закалило характер: он был организатором многочисленных акций протеста, голодовок, постоянно боролся за специальный статус политзаключенного. Вместе с диссидентом Борисом Пенсоном во время заключения Вячеслав Чорновил написал книгу «Хроника лагерных будней», которая была нелегально передана за границу и издана там в 1976 году. Кроме этой книги, у Вячеслава Максимовича вышло за рубежом еще несколько работ. А в 1978 году его приняли в международный Пен-клуб.
22 мая 1979 года Чорновил стал членом Украинской хельсинкской группы. Но все это отнюдь не облегчило его участь, поскольку в апреле 1980 года он вновь был арестован по сфабрикованному обвинению.
Осенью 1988 года Вячеслав Чорновил вместе с Михаилом Горынем дал интервью иностранной журналистке Марте Коломиец, в связи с чем власти развернули кампанию по выдворению их из СССР. Но правозащитники и диссиденты обратились к правительствам всех государств мира с просьбой, чтобы их не принимала ни одна страна. А вскоре практически вся страна превратилась в лагерь диссидентов. В сентябре 1989 года создается Народный рух Украины (НРУ), в марте 1992-го Чорновил стал сопредседателем НРУ, а в декабре того же года — его главой.
«Я просто очень убежденный человек »
В своих книгах и многочисленных интервью Вячеслав Чорновил говорил: «Идея создания Руха возникла спонтанно, она шла снизу. Пришло время «развала империи», так называемой перестройки. В конце 1988 года, заняв национально-патриотическую позицию, нашу идею поддержало большинство членов Союза писателей Украины. Благодаря этому нам легче было защищаться от своеволия власти».
«Если бы меня спросили, жалею ли я о том, как сложилась моя жизнь, о 15 годах, проведенных в заключении, я бы ответил: нисколечко И если бы пришлось начинать все сначала и выбирать, я выбрал бы жизнь, которую и прожил. Веришь в свою дорогу? Иди и не сворачивай!»
«Я страшно себя загружаю, выкладываюсь. Я просто очень убежденный человек, человек какой-то идеи, которую я стремился реализовывать, но не имел возможности этого делать. А когда появилась возможность реализации, я оказался абсолютно готовым. Я четко знал, как оно должно быть и чего я хочу, и поэтому я всеми силами иду этой линией. Однако я не стремлюсь к какой-то большой власти, я являюсь самодостаточным человеком. Если бы я не был главой Руха, возможно, я какой-то газетно-журнальный синдикат создал бы, потому что это то, что я люблю, или работал бы где-то в исполнительной власти, чтобы реализовывать свои идеи».
Возвращаясь к проблеме восстановления усадьбы семьи Чорноволов в селе Вильхивец в Черкасской области до конца 2007 года, что было предусмотрено президентским указом, то ситуация с этим восстановлением не совсем радужная. Как сообщили «ФАКТАМ» в Международном благотворительном фонде Вячеслава Чорновола, на месте старой, совершенно развалившейся хаты, у которой даже крыша завалилась, действительно воссоздали новую — точную копию той, в которой жили родители Вячеслава Чорновола. Но прошлой зимой помещение полностью отсырело, причем до такой степени, что местами отвалилась штукатурка и покрылись плесенью вышитые рушники, принадлежавшие матери Вячеслава Максимовича. Ведь хотя бы маленьких форточек, чтобы проветривать помещение, строители почему-то не сделали. Кроме того, если это усадьба-музей, то должно быть предусмотрено и помещение для персонала, а его тоже нет. Одним словом, сотрудники фонда надеются, что власти проконтролируют устранение многочисленных недостатков в строительстве
1077Читайте нас в Facebook