ПОИСК
Происшествия

Чтобы спасти одну из древнейших церквей киева — кирилловскую, — уровень земли вокруг нее понизили на метр, а в стены вмонтировали систему просушки

0:00 11 января 2006
Чтобы спасти одну из древнейших церквей киева — кирилловскую, — уровень земли вокруг нее понизили на метр, а в стены вмонтировали систему просушки
Возведенному в XII веке храму и его бесценным фрескам угрожает переувлажнение С 2004 года по утрам и вечерам в Кирилловской церкви проводятся богослужения, а днем храм, являющийся одним из исторических памятников мирового значения, работает как музей. Но в последние полгода экскурсантов здесь не принимают и службы не проводят. Ничего не поделаешь: идет ремонт. Церковь, бывшую некогда усыпальницей князей Киевской Руси (в ней, в частности, похоронен князь Святослав Всеволодович, один из персонажей знаменитого «Слова о полку Игоревом»), спасают от разрушительной сырости.

«Фрески XII века замазали штукатуркой, а затем и вовсе о них забыли»

- Войдя в Кирилловскую церковь, посетители сразу начинают рассматривать роскошную роспись стен и сводов, но я попрошу вас вначале посмотреть вниз: на уровне ног отчетливо видны разрушительные последствия переувлажнения, — сказала корреспондентам «ФАКТОВ» научный сотрудник Национального заповедника «София Киевская» Алла Коваль, когда мы зашли вместе с ней в храм.  — Влага от дождей и таяния снега пропитывает кладку и буквально выдавливает куски штукатурки, создает в храме неблагоприятный для живописи микроклимат.

Церковь благополучно простояла почти 900 лет, почему же теперь стены начали переувлажняться? С таким вопросом мы обратились к заместителю генерального директора Национального заповедника «София Киевская» кандидату исторических наук Ирине Марголиной.

- Эта история началась в 1950-1960-е годы, когда в Кирилловской церкви проводились тщательнейшие исследовательские и реставрационные работы, — рассказывает Ирина Евгеньевна.  — Ученые тогда установили, что на на момент постройки храма — в середине XII века — уровень его пола был сантиметров на 60-70 ниже, чем в XX веке. Вот и решили вернуть его к изначальной отметке, но снаружи ничего не поменяли. Пол оказался ниже уровня земли, поэтому атмосферные осадки, просачиваясь в грунт, постепенно начали насыщать сыростью стены. Чтобы исправить ситуацию, нужно было понизить уровень грунта снаружи, сделать вдоль стен гидроизоляцию. Лет двадцать мы добивались выделения средств на проведение этих работ, но полученных денег хватило лишь на оплату проекта.

РЕКЛАМА

В минувшем году произошло чудесное событие: одна известная строительная компания захотела выступить меценатом. Дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки.

- Грунт вокруг храма сняли примерно на метр, — рассказывает Алла Коваль.  — Уложили слой песка, щебня, затем настелили водонепроницаемую пленку, которую покрыли щебенкой и плитами из песчаника. А чтобы удалить уже накопившуюся в стенах храма влагу, одна немецкая фирма установила непосредственно в стены специальную систему осушения. Она проработает несколько лет до полного удаления сырости.

РЕКЛАМА

- В какой мере от переувлажненного воздуха пострадали фрески? — спрашиваю Ирину Марголину.

- Летом мы планируем поставить внутри храма строительные леса, чтобы скрупулезно исследовать состояние фресок XII века, а также масляной живописи XIX столетия (значительная часть последней принадлежит кисти знаменитого художника Михаила Врубеля), — отвечает Ирина Евгеньевна.  — Исследования под центральными сводами храма не проводились уже лет тридцать. Впрочем, и так видно, что из-за сырости на живописи появились трещины и выселы (белый соляной налет).

РЕКЛАМА

Кстати, испытания фресок XII века «на живучесть» начались с нашествия хана Батыя на Русь. Свинцовую кровлю храма захватчики тогда разобрали для военных нужд. Без крыши церковь простояла несколько столетий! Фрески мокли под дождями и снегом, выгорали на солнце. Храм восстановили только в конце XVII-начале XVIII века. Тогда фасад полностью переделали в стиле украинского барокко, изменили конструкцию свода: из однокупольного храм стал пятикупольным. Но, к счастью, внутри церковь не перестроили, так что интерьер сохранился до наших дней в первозданном виде. К сожалению, при том масштабном ремонте фрески XII века полностью замазали штукатуркой, а затем о них и вовсе забыли.

«Снимая с древней живописи поздние наслоения краски, реставраторы вдыхали опасные пары дихлорэтана. Трое заболели раком легких»

11s07 043736.jpg (20170 bytes)- Когда в XIX веке затеяли крупный ремонт, древние росписи как бы открыли вновь: стали сбивать слой штукатурки и наткнулись на старинные фрески, — продолжает Ирина Марголина.  — Тогда хотели расписать храм заново, но, к счастью, настоятель Кирилловского прихода Петр Орловский был человеком образованным, понимал ценность древней живописи. Он не побоялся вступить в дискуссию со своим начальством. В результате в Киев из Петербурга приехала комиссия во главе с профессором-искусствоведом Адрианом Викторовичем Праховым. Под его руководством и была проведена реставрация росписей. Штукатурку XVIII века сняли полностью, но оказалось, что сохранились далеко не все фрески. Многие можно было увидеть только по так называемым графье — процарапанным мастерами Киевской Руси контурам фигур и предметов.

Денег профессору Прахову выделили мало, поэтому он привлек к работам студентов-художников из Киева и четверокурсника Санкт-Петербургской Академии художеств Михаила Врубеля. Тот был еще не известным широкой публике и сделал себе имя, как раз расписывая Кирилловскую церковь. Врубеля пригласили написать образа для нового иконостаса в этом храме, но Прахов, оценив мастерство художника, предложил ему расписать участки стен и сводов, на которых ничего не сохранилось. Самой известной из созданных им тогда работ стала композиция «Сошествие Святого Духа». На ней изображен момент, когда на 50-й день после распятия Христа сошел Святой Дух, после чего 12 апостолов познали неведомые им языки и отправились проповедовать по миру христианство. Кстати, Богородицу для иконостаса Кирилловской церкви Врубель писал с супруги профессора Прахова Эмилии, а младенца Христа на коленях Матери — с дочери Прахова Оли.

- Получается, при Прахове древние фрески Кирилловской церкви «освежили» масляными красками, но ныне-то они от них очищены…

- Частично. Лет 40 назад ученые стали добиваться того, чтобы фрески XII века открыли из-под поздних наслоений. Эта работа заняла долгие годы: древнюю живопись открывали буквально по сантиметру. Ныне освобожден от наслоений весь сохранившийся красочный слой XII века. Некоторые реставраторы заплатили за это жизнью. Дело в том, что им приходилось использовать очень вредный для здоровья дихлорэтан — им размачивали слой масляной краски. Пары дихлорэтана, как считается, стали причиной рака легких у трех реставраторов.

- В 2005 году параллельно с понижением уровня земли вокруг храма проводились археологические раскопки?

- Да, они позволили обнаружить фундаменты пристройки к Кирилловской церкви, существовавшей в XII веке. О том, что она была, знали. Теперь уточнили ее размеры, а также обнаружили несколько монашеских могил XVII века.

- Почему на этой церкви нет колоколов?

- Во времена Киевской Руси их на храмах не устанавливали — звонницу обустраивали отдельно. В XVIII веке рядом с Кирилловской церковью по проекту знаменитого архитектора Григоровича-Барского возвели колокольню, которая стала одной из лучших его работ. В 1936 году колокольню уничтожили. Ее пытался спасти ученый Александров: он обивал пороги советских учреждений, засыпал их письмами с просьбой не трогать памятник истории — не помогло. Власти заявили, что кирпич с колокольни пойдет на строительство корпусов расположенной рядом с церковью психиатрической больницы. Тогда Александров вместе с семьей закрылся в колокольне. Но и это ее спасло лишь на время. Разобрать колокольню, кстати, не удалось — уж очень хорошо она была построена, и ее попросту взорвали. На фундаменте поставили аляповатый памятник известному ученому Павлову. Киевсовет принял решение о восстановлении колокольни, но неизвестно, когда на это выделят деньги.

- Говорят, что возле Кирилловской церкви есть древние монашеские пещеры.

- Сохранились свидетельства людей, которые посещали пещеры в начале XX века. Сразу после Великой Отечественной войны в алтаре храма образовалась огромная трещина. Ее причиной стали расположенные под церковью пустоты. Чтобы спасти храм, пещеру забутовали камнями и залили бетоном. Но должны быть и другие ходы. Для их поисков в 1980-е годы даже приглашали специалистов по биолокации, затем геофизиков. Они подготовили отчеты о своих исследованиях, но для проверки этих сведений у нас пока недостает средств.

- Почему в храме перестали проводить концерты камерной музыки?

- Сильные звуковые колебания пагубно влияют на фрески. Мы приглашали физиков-акустиков, они установили на микротрещинах живописного слоя приборы, которые фиксировали, как трещины реагируют на звуковые колебания.

519

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров