ПОИСК
Стиль жизни

«Цветочная посуда создает в доме особенно уютную атмосферу», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк

20:30 14 ноября 2023
Чайный сервиз «Ромашка»

«Спокойствие, камин, книги, тишина… Раньше в этом видели одно мещанство. Теперь это мечты о потерянном рае», — писал известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в романе «Триумфальная арка». Эти слова созвучны сегодняшнему дню. Дом — место, где человек является настоящим. А каждая вещь в доме (мебель, посуда, ковры, картины…) — это семейная история.

«ФАКТЫ» продолжают серию интервью об отечественном фарфоре, который есть во многих семьях. Сегодня речь пойдет о сервизах Сумского фарфорового завода. О них «ФАКТАМ» рассказала коллекционер и исследователь украинского фарфора, автор книг о нем Людмила Карпинская-Романюк.

«Сумы — город роз. Эти цветы можно увидеть в росписи многих изделий Сумского фарфорового завода»

- Сумской фарфоровый завод (СФЗ) существовал полвека — с 1963 по 2013 год. Его специализацией был выпуск столового и чайно-кофейного ассортимента, предметов сервировки, подарочных наборов, кружек, декоративных ваз и сувениров. Творчество ведущих художников Виталия, Людмилы и Владимира Шевченко, Василия и Александры Ермоленко, Веры Сиробабы-Климко, Петра Гордиенко, Елены Смирновой, Татьяны Дрозд вошло в золотой фонд декоративно-прикладного искусства двадцатого века. В мае 1965 года увидела свет первая продукция фарфоровых изделий предприятия, которое стало одной из визитных карточек города. Кстати, несколько сервизов посвящены именно ему. Это изящные сувенирные сервизы «Сумы» и «Собор», которые являются так называемыми репрезентативными предметами — они не предназначены для продажи или декорирования обычных интерьеров. Это выставочные образцы фарфора. Немало работ сумских фарфористов хранятся в Сумском краеведческом музее и Сумском художественном музее. Сумчане любят свой город, и местный завод посвятил своему родному городу немало изделий -- это и чайники, и чайные и кофейные сервизы, и вазы, и бокалы.

В. Шевченко. Чайный сервиз «Собор». Сумской фарфоровый завод. 2000.

РЕКЛАМА

А еще Сумы — город роз. Эти цветы можно увидеть в росписи многих изделий, в частности — набора чайников «Розы».

В. и Л. Шевченко. Набор чайников «Розы». Сумской фарфоровый завод. 1974

РЕКЛАМА

— Красота.

- Цветочная посуда создает в доме особенно теплую и уютную атмосферу. Удивительно нежные чайные и кофейные пары с букетами радуют глаз и делают чайную церемонию особенной. Каждый лепесток и листочек нарисованы с любовью. Кстати, в древности волшебные и элегантные розы могли расти только в дворцовых садах. Цветы — язык природы. Невероятно красивый и чайный сервиз «Анюта». Это работа заслуженного художника Украины Веры Сиробабы-Климко, которая прошла через лабиринты творческих испытаний. Ее работы, в которых передана энергия души художницы, уникальны.

РЕКЛАМА
В. Сиробаба-Климко. Чайный сервиз «Анюта». Сумской ФЗ. 2002

Одна из изысканных ее работ — чайная композиция «Ромашка» (фото в заголовке), мастерски расписана кобальтом. Нежные ромашки являются олицетворением чистоты и женственности. А еще эти цветы ассоциируются с солнечным днем, легкостью и непринужденностью.

Поражает красотой и чайный набор «Лилии», в котором есть даже фарфоровые ложечки.

В. и Л. Шевченко. Чайный сервиз «Лилии». Сумской ФЗ. 1988

«На предприятии работали целые творческие династии»

— Какие еще цветы были популярны в декоре сервизов завода?

- Идеально белый цветок ландыша как будто подсказал Виталию Шевченко идею декора сервиза для кофе. Им можно любоваться бесконечно! Кстати, этот сервиз мой любимый. Именно его выбрала бы к утреннему кофе.

В. и Л. Шевченко. Сервиз для кофе «Ландыши». Сумской фарфоровый завод. 1988

Также художники любили изображать на сервизах мальвы, астры, цвет яблони….

В. Шевченко. Набор чайников «Мальвы». Сумской ФЗ. 1980

В. Сиробаба-Климко. Чайный сервиз «Цвет яблони». Сумской ФЗ. 1986

— Правда ли, что на предприятии работали целые творческие династии?

- Да. Одной из них была семья Шевченко. Непревзойденный мастер фарфора и керамики Виталий Федорович Шевченко начал работать на заводе практически с момента его открытия и некоторое время был главным художником завода. Созданные по его эскизам изделия выпускались десятки лет и пользовались постоянным спросом. Вместе с женой Людмилой Васильевной (тоже художницей) приехали в Сумы в конце 1960-х, как только в городе появился фарфоровый завод. Почти две трети экспонатов заводского музея и изделий серийного производства — это разработки супругов Шевченко. Некоторые экземпляры хранятся в Сумском художественном музее. Есть в семье и достойные наследники традиций: сын Владимир и невестка Елена тоже художники и работали с фарфором. Среди владельцев эксклюзивных работ семьи много знаменитостей.

— Интересно.

В. и О. Ермоленко. Сервиз для кофе «Пегас». Сумской ФЗ. 1976

— Другой мастер, работы которого ценятся коллекционерами до сих пор, также работал на заводе вместе с женой — это Василий Филиппович Ермоленко. Они создавали работы в национальном стиле, их отличала особая точность пропорций, использование орнаментов и природных мотивов. Творческий путь супругов Василия и Александры Ермоленко начался еще на Барановском фарфоровом заводе (1967−1969). Но это была своеобразная прелюдия к полному расцвету, который состоялся в сумской период творчества художников. Постоянное стремление к поиску новых форм, инновационные идеи, желание экспериментировать с различными материалами, создавая прекрасные образцы декоративного искусства — все эти качества присущи творцам. Они были новаторами в искусстве фарфора. Сервизы Ермоленко отмечены особым авторским стилем, который легко узнается по характерным признакам. Теперь изделия Сумского фарфорового завода можно считать настоящим раритетом, они пользуются большим спросом среди коллекционеров благодаря оригинальности и высокому качеству.

Читайте также: «Хрусталь из бабушкиного серванта прекрасно сочетается с современной посудой», — дизайнер интерьера Татьяна Денисенко

«Мне нравятся слова Бенджамина Франклина: «Стекло, фарфор и репутация легко дают трещину и никогда полностью не восстанавливаются»

— Прочитала, что в 1990 — 1991 гг. завод выпускал около 16 миллионов изделий в год. Это впечатляет.

- Действительно. Еще в дореволюционные годы на этих территориях активно развивался гончарный промысел. Этому способствовали богатые залежи каолиновых глин, свободный доступ к воде и большие леса. Здесь были как частные мастерские, так и мануфактуры. Изделия, сохранившиеся до наших дней, отличаются высоким качеством и практичностью. Поэтому во второй половине прошлого века и был поднят вопрос о строительстве завода именно на этой территории.

Людмила Карпинская-Романюк с увлечением рассказывает о фарфоре, который коллекционирует

— Есть ли у вас любимые афоризмы знаменитостей о фарфоре и сервизах?

- Мне нравятся слова Бенджамина Франклина: «Стекло, фарфор и репутация легко дают трещину и никогда полностью не восстанавливаются». А еще замечательное высказывание французского мыслителя Антельма Брийя-Саварена: «Стол — единственное место, где люди не скучают с первой же минуты». Именно поэтому так важно его сервировать хорошей посудой.

Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с исследовательницей истории предметов быта Еленой Тахтай: «Оригинальное богемское стекло издает приятный мелодичный звон».

Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк

Фото в заголовке В. и Л. Шевченко, В. Сиробаба-Климко. Чайный сервиз «Ромашка». Сумской ФЗ. 1980

1801

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров