«Вам повезло, если вы являетесь владельцем коростенского сервиза», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк
Тема тайн бабушкиных сервантов вызвала у читателей «ФАКТОВ» большой интерес, ведь она близка практически каждому. Во время войны люди стали еще больше ценить дом и все, что с ним связано. Ведь за каждой красивой чашечкой, вазочкой и статуэткой, возможно, кроется какая-то интересная семейная история.
Особое место в серванте обычно занимает семейный сервиз. Если вам такой достался от бабушки или родителей, стоит поинтересоваться, где и когда он был создан.
Сегодня собеседница «ФАКТОВ» — коллекционер, популяризатор и исследователь украинского фарфора, автор только что изданной книги-альбома «Украинский фарфор XX века Коростенского фарфорового завода» Людмила Карпинская-Романюк. Она рассказала читателям о знаменитых коростенских сервизах, которые сохранились и используются во многих семьях.
«В Коростене были созданы для художников лучшие в отрасли условия работы»
- В октябре состоится презентация книги-альбома «Украинский фарфор XX века Коростенского фарфорового завода», что является результатом издательского проекта, который осуществил владелец завода и уникальной коллекции ЗАО «АОЗТ «Коростенский фарфор», бизнесмен, меценат, благотворитель и общественный деятель, кандидат юридических наук Сергей Саранов. Мой текст и фото коллекции Сергея Саранова навеки фиксируют большую ценность золотой сокровищницы декоративно-прикладного искусства Украины. На каждой странице ощущается незримое присутствие талантливых скульпторов и художников разных поколений, которые долгое время работали в художественной лаборатории этого предприятия, создали на его ресурсной и технологической базе знаковые для украинского декоративно-прикладного искусства высокохудожественные произведения. В войну, несмотря на слезы, под обстрелами и воем сирен, перерывы в работе из-за отсутствия электроэнергии и связи, шла работа над этим изданием.
- В чем особенность коростенского фарфора?
- Секрет успеха Коростенского фарфорового завода в художественно продуманных, живописно оформленных изделиях, доступных практически каждой семье. Выпускались гарнитуры и сервизы на разное количество персон — столовые, чайные, кофейные; различные наборы, вазы, скульптуры, сувенирные и подарочные изделия, при этом как серийно, так и на заказ — для ресторанов, кафе, баров. Каждое новое поколение художников вносило свое видение в совершенство форм и красок. Как результат, изделия из окутанного легендами материала не имеют аналогов и до сих пор восхищают и завораживают с первого взгляда изяществом, совершенством исполнения и оригинальностью. Мастерам завода удалось вывести его в десятку лучших заводов Европы и удерживать пальму первенства в Украине в течение длительного периода, вплоть до закрытия предприятия в 2008 году.
В Коростене были созданы для художников лучшие в отрасли условия работы. Они имели индивидуальные мастерские, возможность работать в них в нерабочее время; ежегодно дополнительный месячный творческий отпуск (кроме профсоюзного, к тому же оплачиваемый); еженедельный творческий день, командировки для сбора материала и широкую палитру красок для декорирования.
— Чем особенные коростенские сервизы?
- Ассортимент продукции был такой, что просто глаза разбегались от нарядного товара, игравшего всеми цветами радуги. Только этот завод выпускал гарнитуры из сервизов столовых и чайных и для кофе. Украшению фарфора коростенскими художниками был чужд любой шаблон.
Их палитра вобрала все лучшее из народных традиций — от керамики до вышивки. Поражают богатство красок, отточенная техника и безупречный вкус форм и декора.
«Если есть возможность сервировать стол изысканной отечественной посудой, делайте это»
- Чай пьют и обедают по-разному: на ходу, спеша в офис, или в привокзальном буфете, ожидая поезда…— продолжает рассказ Людмила Карпинская-Романюк. — Пьют и едят везде. Из скучного стакана в казенном подстаканнике, из грубой тарелки… Но это не чаепитие и не обед. Это привычная процедура приема пищи, физиологического насыщения. Чаепитие или обед — это другое. Чаепитие — это дружеская беседа за столом. Обед — это встреча близких и родных людей. Важны старинные семейные обычаи, ритуалы, добрые и красивые традиции. Для настоящего обеда или чаепития нужен хороший сервиз.
— Какой же из сервизов Коростенского фарфорового завода сегодня наиболее ценный и почему?
— Ценны все коростенские сервизы. Раньше, когда они сходили с заводского конвейера, ими пользовались почти в каждой семье в Украине. Теперь приобрести их можно только через аукционную продажу, но обычно и не в полном комплекте. Один из наиболее известных коростенских сервизов для приемов, который украшает один из залов Мариинского дворца — «Мариинский». Его формы создал Николай Трегубов в 1987 году, а расписала замечательная художница Алла Хитько.
Настоящий шедевр украинского фарфора — кофейный сервиз «Золотой петушок». Утонченный и изысканный!
— Какой коростенский сервиз у вас любимый и почему?
- Когда я пишу о фарфоре (а это у меня четвертая книга о фарфоре и еще масса публикаций), то влюбляюсь в творчество и талант каждого художника. Среди художников и скульпторов Коростенского фарфорового завода, работы которых вызывают восхищение — Иван Ткаченко, Вера Яцевич, Валентина и Николай Трегубовы, Алла Хитько, Ангелина Жданова, Александр Шевченко, Николай и Нина Пилипчук, Раиса Дмитрук, Наталья Трегубова, Константин Олейник, Наталья Галушко-Аксененко, Галина Демчук, Виктория Юсипив. Украинским художникам, работавшим с фарфором, было подвластно все: рисунок цветов, темы материнства, любви, счастья, красоты и раскрывающие разноцветный мир искусств — балет, театр, танец, клоунады, мотивы украинского фольклора и сказки, а также жанровые сцены, увиденные в жизни. В фарфор они вложили свой талант, фантазию, труд. Более сорока лет его рассматриваю, у меня большое количество личных экземпляров ваз, тарелок, малой пластики, и любимые — все.
— Какие бы советы вы дали владельцам таких сервизов? Пользоваться ими или пусть стоят в сервантах для красоты?
- Здесь надо решать каждому самостоятельно. Вам повезло, если вы являетесь владельцем коростенского сервиза. Имеете возможность украшать жизнь работами отечественных мастеров, сервировать стол изысканной отечественной посудой, созерцать изделия разнообразной красоты, которые до сих пор вызывают неподдельное восхищение, делайте это.
Раніше «ФАКТИ» публікували поради експертки з фарфору Олени Корусь: «Окремі предмети з улюбленого сервізу можуть стати у сервіруванні цікавим акцентом».
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк
Фото в заголовке М. Трегубов, А. Жданова. Столовый набор «Лыбидь», Коростенский ФЗ. 1974
7051Читайте нас в Facebook