«Мы готовы взять деток, родителей которых забрала война»: семья Степанюк с Волыни воспитывает 17 детей
«Муж заявил, что ВИЧ — не помеха, нельзя разлучать братика и сестричку»
— Вот мы сейчас с вами общаемся, а младшие дети раз десять подбегали и просили обнять. Они очень нуждаются в этом, и я стараюсь каждому уделить внимание, потому что быть мамой — это профессия круглосуточная. Это наша жизнь, мы очень счастливы с мужем, — рассказала «ФАКТАМ» многодетная мама Надежда Степанюк. — Что интересно, я и мой муж Саша выросли в семьях, где было по двое детей. Мне действительно хотелось большую семью. И когда однажды к нам с мамой пришел мальчик просить подаяние, то я попросила забрать его к нам. Стало так жалко. Но в ответ услышала, что тяжелые времена, средств нет… Однако еще тогда у меня возникла мысль, что когда стану взрослой, возьму ребенка и подарю материнское тепло. Потом я перебаловала всю соседскую детвору. А когда мне было 10 лет, родился мой братик, от которого я просто не отходила, обожала водить на прогулки.
— Как вы познакомились с мужем?
— О, это интересная история. Александр оказался в местах лишения свободы и очень сожалел об этой ошибке. Решил написать письмо своей бабушке, где признался, что ему очень жаль, просил за все прощения. Что попал туда, куда не хотел. Я до сих пор не знаю, как так случилось, но письмо принесли мне. Вероятно, почтальон ошиблась. Признаюсь, что любопытство взяло верх и я открыла конверт. Все было написано так искренне и честно, что захотелось ему ответить. Потом это письмо я передала уже на церковной службе бабушке Александра. Через полгода впервые поехала к нему. Три года прождала любимого. После освобождения он принял крещение, и в 2008 году мы поженились.
— Вскоре я забеременела, однако на ранних сроках произошел выкидыш, — продолжает Надежда.
— Трудно представить, что тогда вы чувствовали…
— Да. Боль, отчаяние. Мне очень хотелось ребенка, муж поддержал. Мы были уверены, что даже когда родим своих деток, будем любить всех одинаково. И через полгода мы собрали документы и подали на усыновление. Честно говоря, было немного сложно, потому что статья, инкриминированная когда-то Саше, хоть и не относилась к тяжким преступлениям, но все же это была судимость. Однако в родной Волыни нам поверили, мы получили положительную характеристику от всех инстанций. И через год после женитьбы усыновили двухлетнего Вадима из детского дома в Луцке. У него были проблемы со здоровьем, но мы так сыночку радовались, каждому его слову и достижению.
Но однажды моя мама пришла с газетой, где была опубликована статья о страшном убийстве — женщину зарезал ее любимый. Нас удивило, что фамилия у жертвы такая же, как и у нашего сына. И село то же самое, откуда мальчик. Решила обратиться в службу по делам детей. Они сообщили, что это мама Вадима и в семье осталась трехмесячная сестренка Диана. Однако был нюанс — поскольку у матери был ВИЧ, то и у ребенка могла быть эта болезнь. Однако мой муж заявил, что это не помеха, нельзя разлучать братика и сестричку. И вскоре мы воспитывали уже двоих детей. Диагноз у девочки не подтвердился.
Со временем стало известно, что по линии матери у детей есть еще 14-летняя сестра Надежда и 10-летний брат Виталий. Мы стали их опекунами. Конечно, места не хватало, поэтому пошли жить в арендованный дом. И однажды вечером по телевизору увидела сюжет, поразивший до слез. В Херсоне мать ради кавалера покинула дочерей — 4-летнюю Анастасию и на три года младшую Александру. И мы их усыновили.
«Варим 10-литровую кастрюлю борща или супа»
— Знаю, что для вас с Александром было важно стать именно родителями, а не создать детский дом семейного типа…
— Нам не нужны были средства от государства, мы не хотели быть приемной семьей. Знала, что когда я зайду в больницу и скажу, что я мама, а вот у моего ребенка температура или кашель, не буду раздумывать, как представиться. Да, воспитывать малышей сложно финансово, но мы понимали с любимым, на что шли. Оба работали, чтобы дать все необходимое деткам. Да и помогают неравнодушные. К примеру, в 2018 году благодаря благотворительному фонду мы приобрели большой дом в селе Дигтив. Переехав, снова подали документы на усыновление. Взяли в семью родных между собой детей — 4-летнего Максима, 2-летнего Матвея и 5-месячную Злату. Они были после интерната замкнутыми, молчаливыми. Ныне ж разговорчивые, очень открытые и хорошо учатся.
В 2021 году мы с дочерью Надеждой прошли соответствующее обучение на патронат — это когда временно берешь детей из неблагополучных семей. И взяли таких семеро. Не поверите, но двух девочек, которые были у меня под патронатом, забрал в приемную семью мой родной брат, у которого есть еще своя дочка.
Читайте также: Сетки для терробороны плела даже шестилетняя Вика: как приемная мама с 14 детьми пряталась от войны на Днепропетровщине
— Интересно, сколько борща нужно на один раз для такой большой семьи?
— Варим 10-литровую кастрюлю борща или супа. Гречки — килограмм, а макаронов — два. Если варим кашу, то на раз должна быть кастрюля на 6−7 литров. А если пельмени или вареники — 5−6 килограммов. Пирогов готовим много, а если это торт — должен быть большой. Покупаем пиццу — нужно сразу 5 штук, чтобы на всех хватило. У нас есть даже отдельная столовая, чтобы все поместились. Шумно, как на рынке. Но ведь весело! У каждого свои обязанности, дети с радостью помогают как готовить, так и убирать. Любим традицию: каждый год фотографироваться в дресс-коде. Сейчас очень переживаем за сына Виталия, потому что он защищает страну. Младшие говорят, что хотят быть похожими на него, гордятся, называют нашим героем. Потому что так и есть.
— Но ведь случается, что устаете быть многодетной мамой?
— Всякое бывает, но дети меня вдохновляют и даже помогают справляться с малышами. На каждый день рождения они готовят стихи, песни, записывают клипы, дарят цветы. Вместе любим отдыхать на природе. У каждого свои обязанности, ведь дисциплина должна быть. Но я мама не строгая, а любящая. А еще мы очень любим помогать другим. После 24 февраля 2022 года бесплатно приняли в своем доме 10 переселенцев с Киевщины. Детям мы объяснили, что в стране война, должны проявить милосердие. И они поняли нас и с радостью приняли гостей.
Также мы возили свою выпечку переселенцам в нашем районе. Узнав о подрыве Каховской ГЭС, дети предложили перебрать все их вещи и отправить нуждающимся. И уже на следующий день в Херсон отправили 12 коробок. Постоянно подчеркиваем, что готовы взять на воспитание детей, потерявших родителей из-за войны. В прошлом году я получила звание «Мать-героиня». По-моему, если бы не Божья любовь, то нашей семьи не было бы. Мудрость, любовь и терпение для воспитания наших детей дает именно он. Благодарны за счастье быть родителями.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, как мужество педагога и 16-летней девочки спасло детей из херсонского приюта от отправки в россию.
992Читайте также: «Будет моей дочерью»: известный телеведущий намерен удочерить девочку, которую спас из-под обстрелов на фронте
Читайте нас в Facebook