Игра в «Калиту», девичьи приемы гадания на судьбу и озорство молодежи: как в древности проходили посиделки на Андрея
В связи с переходом православной церкви Украины на новоюлианский календарь святого Андрея Первозванного, который стал первым из апостолов Иисуса, теперь почитают 30 ноября (раньше праздник приходился на 13 декабря).
В быту украинцев издавна сохраняются обычаи и обряды празднования Андреева дня. О каких народных традициях идет речь, какие обряды известны этнографам, рассказала «ФАКТАМ» Нина Главацкая, этнограф, старший научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины в Пирогово.
В народе Андреев день еще называют «Калитой»
- О религиозном празднике известно, что он связан с учеником Христа, который с юношеских лет решил посвятить жизнь служению Богу, — начинает рассказ Нина Главацкая. — Иисус позвал Андрея первым из числа 12 апостолов, поэтому Андрея и назвали Первозванным, а потом он привел и своего брата — святого апостола Петра. По библейским преданиям, Андрей Первозванный стал последователем Христа, проповедуя веру на востоке Римской империи, был миссионером в Скифии, слово Божье нес в восточные страны, среди разных народов. Преодолевая берега Черного Моря, Причерноморья, Крым, поднялся по течению Днепра к месту, где впоследствии возник Киев. Как говорит летопись XIII века, Андрей благословил киевские склоны и предсказал перед учениками, что именно здесь будет большой центр христианства: «На цих горах засяє ласка Божа, буде велике місто».
После славянских поселений Андрей вернулся в Рим и во Фракию. Последним посетил Патры, где его за проповеди об Иисусе распяли на Х-образном кресте. Мощи Андрея перенесли в 357 году из Патры в Константинополь, а в ХІІІ веке — в итальянский город Амальфи. На месте распятия возник крупнейший в Греции храм Андрея Первозванного.
В память об Андрее в народе традиционно поздравляют с именинами Андреев и Андреевичей. Поскольку все религиозные праздники перекликаются с языческими, то день Андрея пришелся на дохристианский праздник Калиты, или Коляды, который связан с культом Солнца. Развлечения, игры во время посиделок в ночь с 29 на 30 ноября как раз и касаются традиций чествования бога Солнца. В народе Андреев день (или просто «Андрея») еще называют «Калитой». И в народных традициях сохранились еще дохристианские обряды угадывания будущей судьбы, заклинания, гадания. В украинских традициях праздник самый яркий среди других и очень популярен особенно в молодежных кругах благодаря забавам и обрядам.
На Екатерину (празднуют сейчас 24 ноября, а раньше — 7 декабря) девушки не всегда могли собираться с парнями, а уже на Андрея обязательно сходились вместе, потому что все очень ждали этих гуляний. Андреев день считали мальчишеским праздником, потому что ребятам ночью разрешалось озоровать, делать убытки. А девушки гадали на судьбу.
Главные действа связаны с играми «кусание Калиты». Еще на рассвете накануне девушки собирались в одной из светлиц на толоку, сносили продукты и замешивали тесто на калиту. Должен был получиться круглый корж, символизирующий солнце. Тесто месили по очереди — от самой старшей до младшей девушки. Корж выпекался сладким (с медом), украшался изюмом, калиной, маком, вишнями, орехами, и запекался в виде твердого круга с дыркой посередине. С древности люди прибегали к символам миротворчества — пекли корж-круг, украшали его маком (как будто это звезды), знаками «бесконечниками» из теста и так пытались напомнить о солнечном цикле, по которому жили. Поэтому говорили в народе: «Від Різдва до Різдва котиться колесо Свароже».
Чтобы провести Андреевский обряд «кусания Калиты», лепешку через отверстие нанизывали на ленту и подвешивали к балке хаты. Посиделки молодежи сопровождались шутками и разнообразными выходками. Группа собиралась в арендованном у вдовы доме. Девушки готовили блюда к столу. Сначала не пускали ребят, даже перематывали веревкой тропу, но впоследствии приглашали их к гостеприимному столу. После ужина продолжались веселые игры и забавы.
С обрядовым блюдом «Калитой» устраивали развлечения. Круг привязывали как можно выше под потолком, а ребята с завязанными глазами должны были допрыгнуть и откусить кусок. Выбирали шутливого парня — «Пана Калитинского», который становился возле «Калиты» (держал свободный конец ленты и регулировал ее длину) и с квачем в руках приглашал парней к игре — «Калиту кусать». Он был готов мазать сажей каждого после неудачной попытки дотянуться до Калиты.
В народе жило поверье: кто укусит «Калиту», тому целый год будет везти во всем. После игры в «Калиту», лепешку снимали с ленты и делили между присутствующими, причем парни платили «на ленты» девушкам за то, что калиту месили. На ужин подавали вареники с капустой, блюда из овощей, фруктов. А ребята складывались на магарыч — за то, что калита сладкая была.
Издавна считали, что Андреева ночь поможет девушке узнать судьбу
— «Калита, Калита, солодка була. Тепер ми її з’їли, за женихами полетіли», — говорили девушки и ближе к полуночи переходили к гаданию, — продолжает Нина Главацкая. — Издавна девушки искренне верили, что Андреева ночь поможет узнать судьбу: произойдет ли замужество, кто же будет суженым. Вот и говорили в народе: «На Андрія робиться дівчатам надія». Способов гадания на жениха существовало много и в основном веселые. Проводили как групповое, так индивидуальное гадание. Уже во время ужина девушка наливала в блюдце вина или водки, может и просто разведенного водой меда, клала туда кольцо и предлагала жениху достать его. Если достанет губами и нос не намочит, то жизнь супружеская сложится.
Гадали на балабушках (пампушках), которые выпекала каждая девушка, обозначая свой хлебец яркой нитью. Воду на балабушки носили ртом от самого колодца. Готовую выпечку раскладывали на скамеечку в доме и запускали голодного песика. Чью балабушку он схватит первой, та и замуж пойдет скорее всех, а если укусит и бросит — плохой знак (к неустойчивой супружеской жизни), занесет куда-то — то девушка переедет далеко из дома.
А еще девушки практиковали «подслушивание»: они ходили под чужими окнами и прислушивались к разговорам в доме. Если там покрикивали на детей, давали указания и команды типа «сядь», «сходи корову покорми», «принеси воды», то в первом случае девушка понимала, что сидеть ей в девках, а в других — состоится сватовство. Бывало, что под окнами просиживали без пользы. Тогда девушки сами бросали реплики к хозяину: «Дядьку, де ваші ключі?» А он разгневанный мог буркнуть: «У вівсі, щоб посивіли ви всі». А девушкам хотелось услышать обнадеживающее: «Ключі наші у пшениці, щоб усі ви були молодиці»…
На Подолье использовали обряды, связанные с сеянием конопли, а на Полесье — льна. Девушки в полночь обходили трижды дом, разбрасывали мелкие семена по снегу и волочили по нему подолом юбки, собирая туда семена со словами: «Андрію, Андрію, конопельку сію, спідницею волочу, заміж вийти хочу. Дай знати, з ким весілля грати». Если удалось получить четное количество семян, то пара скоро найдется, а если нечетное число — то ждать следующего гадания.
Часто девушки перед сном загадывали имя суженого. Как приснится, то мечта осуществится.
Еще был вариант с курицей и петухом, которых связывали хвостами, чтобы узнать о главе семьи. Если перетянет петух, то в семье будет верховодить муж, если курица — то жена.
Читайте также: Андреев день: что категорически запрещено делать, чтобы не навлечь беду
На Черниговщине утром девушки подвязывались пояском и целый день молились, не ели, а вечером перед сном поясок складывали накрест под подушку, приговаривая: «Живу у Києві, кладу хрест у головах, з ким вінчатися, з ким заручатися, з тим і за руки держатися». Считалось, что ночью приснится судьба. А еще перед сном часто девушки ставили под кровать миску с водой, а на нее дощечку — как кладку через реку, и просили с прибаутками, чтобы суженый приснился. В Одесской области (и во многих регионах) девушки узнавали о суженом, записывая на бумажных клочках знакомые имена. Накануне Андрея вечером клали все подписанные бумажки под подушку, а утром вытаскивали одну из них.
Гадали еще на двух свечах, которые делали из пакли, поджигали и просили: «Андріє, добродію, допоможи мені долі відшукати». Примечали: горят свечи ровно и приклоняются друг к другу — к счастливому браку, если отклонятся свечи — то это не предвещало добра.
Для гадания использовали в том числе и обувь. Ее девушки снимали с левой ноги, чтобы измерить расстояние от стола до порога: та, которая сделает это быстрее, первой и выйдет замуж. Также брали сапог и переставляя в направлении порога, приговаривали: «молодець», «удовець», «буду дівувати». И на каком из этих слов сапог «выйдет» из дома, такая судьба и будет ждать девушку. А перебрасывая сапог через дом, девушки смотрели, какое направление покажет носок обуви, оттуда ее жених и позовет. На Буковине еще приговаривали: «Не чобіт кидаю, а судженого зазиваю — нехай моєму серцю скаже, в який бік ступить моя нога». Также верили, что можно о судьбе узнать, если выйти вечером на улицу и спросить имя первого встречного, тезкой которого и будет жених.
На Андрея запрещали любую интеллектуальную работу, потому что можно потерять разум
- Из Андреевских обрядов сохранились не только девичьи гадания, но и так называемое «мальчишеское озорство», — рассказывает Нина Главацкая. — На Андрея парням разрешалось безобразничать после посиделок. Если родители не пускали какую-то девушку на гуляния, то парни могли разобрать им забор, или ворота бросить в реку, вытащить на крышу дома сани или телегу, также замазать сажей окна. Правда, родители взрослых дочерей могли караулить во дворе, спускать собак, но знали: «Хлопців, як чортів, не встережеш» (позже, на зимних праздниках, родители ставили безобразникам магарыч, чтобы те вернули назад спрятанное добро). Бывало, если ребят не приглашали на «Калиту», то они тоже могли отреагировать и начудить.
Считали, что в Андреев день грех что-то делать без уважительной причины. Поэтому женщины категорически не шили и не пряли, не пекли хлеб. В этот день издавна запрещали любую интеллектуальную работу, потому что можно потерять разум. Праздник приходится на Рождественский пост, поэтому не употребляли мясной и молочной пищи, яиц — праздничный стол был постным и блюда готовили из круп, овощей, фруктов и сухофруктов, орехов и бобовых.
Утром в день Андрея верующие ходили в церковь, а незамужние девушки ставили святому свечу и проговаривали: «Не свіча горить, а моя душа. Як я до тебе, так ти до мене». В молитвах просили святого о порядочном муже и счастливой семейной жизни.
Читайте также: Почему святого Николая считали вторым после Бога: история и традиции зимнего праздника
День Андрея Первозванного заканчивал осенний цикл праздников. И издавна люди пытались предсказать погоду на зиму. Говорили: «На Андрія треба кожуха-добродія». В народе, в частности, верили: если вода на реках тихая, то следует ждать спокойной зимы, если бурлит и шумит, то неизбежны метели. Если днем выпадет снег, то на следующей неделе завьюжит. До праздника не выпал снег — ожидается теплая зима. Как появился снег на праздник — к холодной и долгой зиме. Говорили в народе: «На Андрія треба кожуха-добродія», «На Андрія вложи руку в засув у хліві». Если красный огонь в печи в праздничный вечер — на стужу, белый — на оттепель. На праздник холодно, но солнечно, то быть хорошему урожаю, а день без осадков и светит солнце — к коротким холодам и можно ждать богатого урожая.
Ранее публиковались красивые открытки и добрые поздравления на день ангела Андрея.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Нины Главацкой, собранные в командировках в довоенные годы
667Читайте нас в Facebook