Двукратное подорожание газа для украины стало неизбежностью еще В середине прошлого года
Соглашение по поставкам газа в Украину, которое 4 января в Москве подписали украинские чиновники, по сути спровоцировало политический кризис в стране. По крайней мере, одним из главных аргументов в пользу отставки Кабинета министров во главе с Юрием Ехануровым ее инициаторы называли именно условия данного соглашения. Свою точку зрения на причины кризиса высказал руководитель Центра энергетических исследований Константина Бородина:
- Почему именно газовый рынок был избран в качестве направления для очередного наступления на общественное сознание, догадаться не трудно. Теоретическая опасность замерзнуть наиболее актуальна именно в зимний период. Но все равно непонятно, зачем было делать эту атаку такой жестокой. Страшно даже представить, что было бы и с украинско-российскими, и с украинско-европейскими отношениями, если бы наша страна прислушалась к призывам Юлии Тимошенко, озвученных ею на телеканале «Интер», разорвать заключенный договор и просто отбирать газ с транзитной трубы, а россияне, мол, пускай с нами судятся в Стокгольмском арбитражном суде
Желающим дестабилизировать ситуацию в нашей стране сыграло на руку хроническое отсутствие времени у двух президентов — России и Украины — для личной встречи и решения газового вопроса. Вместе с тем нельзя однозначно утверждать, что личная встреча глав государств Виктора Ющенко и Владимира Путина могла бы сильно повлиять на тот ажиотаж, который начали создавать вокруг газового вопроса некоторые политики.
Ведь последний месяц газ фактически стал главным инструментом борьбы за власть. Новую цену энергоносителя в 95 долларов за тысячу кубометров использовали как повод отправить правительство в отставку, при этом совершенно не задумываясь над тем, что будет со страной без хозяйственного руководства в течение последующих несколько месяцев, предшествующих к тому же парламентским выборам.
Однако поддержавшие отставку Юрия Еханурова и членов Кабинета министров предполагали, видимо, только одно — переход власти в руки нескольких глав парламентских фракций. Именно это предусматривает политреформа, вступившая в действие с 1 января нынешнего года. Как известно, принята она была в 2004 году в условиях чрезвычайной ситуации, в которой оказалась страна в ходе драматических президентских выборов и была одним из компромиссов, позволившим завершить избирательный процесс. Но следует ли напоминать, что сегодня не существует никакого механизма контроля ответственности депутатов за плохие законы и постановления — просчеты Верховной Рады тонут в традиционной безответственности коллегиального органа. И многим сегодня уже понятно, что произойдет, если с такими же подходами работать и в сфере исполнительной власти.
Но те законодатели, которые привыкли приходить в Верховную Раду с пачкой депутатских карточек для голосования, мыслят, видимо, по-другому. Они уже реально чувствуют власть, когда к ним, как в высшую инстанцию, на заседание фракции или на личную встречу будут идти министры. Однако для того чтобы подобное стало реальностью, нужна «мелочь» — расшатать и поломать то, что есть. Начали с правительства. И что интересно — когда весной на 30 процентов подорожал бензин, никто из нынешних членов парламента не потребовал отставки Кабмина. Все понимали, что рост цены на нефть — это объективный фактор развития мировой экономики.
Сейчас же многие политики как будто ослепли — осенний рекорд цены нефти в 70 долларов и стабилизация цены на уровне 60 долларов (вместо 40 условных единиц год назад) за баррель ясно дают понять: энергоносители значительно выросли в цене и дешеветь не будут. С точки же зрения энергетики и экономики, газ и нефть — почти одно и то же. Они могут становиться или электричеством, или топливом для транспорта. Следовательно, двукратное подорожание газа для Украины стало неизбежностью еще в середине прошлого года.
Безусловно, нагнетанию страстей способствовало и поведение российского «Газпрома», который вначале шокировал украинскую общественность ценой в 160 долларов за тысячу кубометров, а потом взвинтил ее до 230 долларов. Но стоит ли делать вид, что мы глупее, чем есть на самом деле? Ведь эти цифры не более чем торг и переговорная тактика. В итоге же российский газ Украина получила по 95 долларов за тысячу кубометров. И это справедливая цена — не может сегодня голубое топливо стоить 50 долларов, как и пять лет назад, когда и золото, и другие ресурсы стоили в два раза дешевле.
Что же касается декларируемой российским «Газпромом» цены отпуска газа в Украину на уровне 230 долларов за тысячу кубометров, то это не более чем спасение репутации руководства Российской Федерации, — считает К. Бородин. — «Газпром» действительно поставляет газ по 230 долларов, но не Украине, а компании «РосУкрЭнерго». Которая, в свою очередь, несколько лет назад создавалась Россией, Украиной и европейскими инвесторами как инструмент для расширения и модернизации газотранспортной системы всего СНГ. Но с созидательным процессом в силу политических перемен у «РосУкрЭнерго» не сложилось. Вместе с тем компания имеет серьезные доходы от продажи российского и туркменского газа странам Евросоюза.
Так или иначе, но в результате «Газпром» продает газ «РосУкрЭнерго» по 230 долларов, а эта компания поставляет его в Украину по 95 долларов за тысячу кубометров. Убыток от такой деятельности компания покрывает за счет собственной выручки. Таким образом, если перестать путаться в дочерних компаниях «Газпрома» и их схемах, то упрощенно можно сказать, что Украина покупает у России газ по 95 долларов. А 230 — это условный показатель для успокоения российских патриотов.
Но силы, пытающиеся дестабилизировать ситуацию в Украине, использовали и эту, исключительно коммерческую ситуацию для раздувания скандала. Хотя какие для того основания? При подорожавшем газе украинская промышленность не остановится. Ведь и азотные удобрения, и металл сегодня находятся на пике своих цен за последние 20 лет.
260
Читайте нас в Facebook