Украина открыла новый фронт ударами беспилотников, — Atlantic Council
На фоне обострения дефицита боеприпасов и беспокойства по поводу западной военной помощи украинская армия в последние месяцы перешла к активной обороне. В то же время, Украина надеется ослабить российскую военную машину и создать ряд дилемм для кремля, нацелившись на экономически важный энергетический сектор путина, пишет Atlantic Council.
Недавние удары беспилотников по объектам энергетического сектора в глубине россии не абсолютно беспрецедентны. Действительно, в 2023 году Украине удалось осуществить ряд успешных ударов по российским военным объектам. Но, в отличие от предыдущих атак, главной особенностью последней украинской кампании по использованию беспилотников является акцент на российских объектах по переработке, хранению и экспорту нефти и газа.
С начала 2024 года Украина разбомбила ряд объектов, расположенных в сотнях километров от границы — от Волгограда на юге до Санкт-Петербурга и Балтийского моря на севере. Эти украинские атаки наносят удар в самое сердце экономического двигателя, питающего военную машину путина.
Экспорт нефти и газа остается основным источником российского ВВП и пока оказался удивительно устойчивым к западным санкциям, причем появляются новые клиенты, компенсирующие потерю европейских потребителей. Украина решила ввести свои собственные неформальные и гораздо более прямые санкции против российского энергетического сектора. Украинское командование считает, что их новая кампания дальних ударов с беспилотников может в конечном счете нанести серьезный ущерб российской экономике, что превратится в рычаг влияния на кремль. Пока масштабы ударов БПЛА остаются ограниченными.
Одним из ключевых помех является размер украинских систем доставки. Хотя Украина постоянно модернизирует свой парк беспилотников, имеющиеся в стране БПЛА дальнего радиуса действия не способны нести боеголовки весом более 50 килограммов. Это означает, что большинство повреждений, причиненных российским энергетическим объектам, относительно легко локализовать и нейтрализовать. Украина также сталкивается со значительными трудностями при прохождении традиционных российских систем противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы.
Несмотря на эти ограничения, уже есть признаки того, что украинская кампания дальних авиаударов оказывает влияние. В сообщении агентства Bloomberg от 5 февраля отмечается, что недельные объемы переработки нефти в россии упали до самого низкого уровня почти за два месяца после того, как два крупных нефтеперерабатывающих завода были вынуждены остановить работу после ударов украинских беспилотников.
Подавляющее большинство средств противовоздушной обороны россии сосредоточено вдоль линии фронта. Эти системы играют решающую роль в обеспечении защиты от украинских ВВС и все более смертоносных украинских беспилотников. Поскольку Украина усиливает атаки на российский энергетический сектор, кремлевским руководителям придется выбирать, держать ли ограниченные системы ПВО своей страны вблизи поля боя в Украине или перераспределить их для защиты нефтяных и газовых объектов в самой россии.
Оба сценария могут привести к серьезным рискам. Если россия не сможет защитить критически важную нефтегазовую инфраструктуру, всегда существует опасность того, что большое количество украинских атак может нанести серьезный ущерб российской экономике и поставить под угрозу способность кремля вести войну. В то же время попытки усилить оборону российских энергетических объектов оставили бы путинскую армию в Украине беззащитной и уязвимой.
Ситуация еще больше усугубляется зависимостью российской энергетической отрасли от западных технологий. Хотя Украина пока не может нанести серьезный ущерб из-за относительно скромных возможностей воздушных ударов, санкционные ограничения, вероятно, усложнят для россии замену любого западного оборудования, поврежденного или уничтоженного украинскими беспилотными летательными аппаратами.
Эти украинские атаки, безусловно, способны причинить экономическую боль, а также усилить давление на российское командование, чтобы оно уменьшило противовоздушную защиту своей армии в Украине. Атакуя российский энергетический сектор, украинское командование пытается открыть новый фронт в войне и перекроить поле боя в самой Украине. Недавний шквал воздушных ударов по нефтегазовой отрасли Путина подчеркивает стремление Украины вернуть войну домой, в россию, даже несмотря на принятие стратегии активной обороны вдоль линии фронта на востоке и юге Украины.
Ранее военные аналитики отмечали, что Украина потопила пятую часть Черноморского флота рф.
Об актульной ситуации на фронте читайте здесь.
1574Читайте нас в Facebook