«Супница на столе лучше всего символизирует уют домашнего застолья», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк
![И. Скицюк, М. Тимченко. Суповая ваза. Барановский ФЗ. 1969. Национальный музей украинского декоративного искусства](http://fakty.ua/photos2/article/43/34/433451w540zc0.jpg?v=054549)
Супница — украшение стола, за которым собираются родные и друзья. В ожидании вкусного блюда гости любуются ее красотой. Супница в серванте — как нарядное платье в гардеробе.
Обычно суповую вазу «приглашают к столу» по особому случаю. А потом снова возвращают на почетное место, где она стоит обычно.
А есть ли супница в вашем доме? Знаете ли вы ее историю? Как часто используете?
В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследователь отечественного фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказала о лучших суповых вазах отечественного производства.
«Старинные вазы для супа являются предметами коллекционирования»
- Суповые вазы, которые называют в обиходе супницами, предназначены для подачи первого блюда (супа или бульона) для дальнейшей порционной раздачи, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Они появились во Франции на рубеже
![Миска с крышкой. Первая треть ХІХ века. Барановский фарфоровый завод. Фарфор, надполивная роспись.](/user_uploads_new/images/articles/2024/02/19/433451/22222265433344566.png)
Вазы для супа сохраняют тепло и удобны для подачи блюд. Как правило, супница — широкая и глубокая емкость овальной формы с крышкой, ручками, иногда — с ножками. Такая ваза может стоять на подставке. Старинные вазы для супа являются предметами коллекционирования. Супница на столе как нельзя лучше символизирует уют домашнего застолья. Скажу по секрету, кроме супа и борща, я подаю в суповой вазе и другие блюда, которые как можно дольше должны оставаться горячими — блины, вареники, мясо, картофель…
— Как долго не остывает блюдо в супнице?
— Из моей практики, вазы для супа могут сохранять тепло до часа. Время зависит от толщины стенок. Еда в супнице не обветривается и не запревает, длительное время остается свежей.
— Когда супницы начали производить в Украине?
- Очень давно. По качеству фарфора европейским образцам, например, не уступали сервизы завода в городке Корец на Ровенщине.
![Суповая ваза от чайно-столового сервиза. Начало ХІХ в. Корецкий фарфоровый завод. Фарфор, рельеф, надполивная роспись, золочение.](/user_uploads_new/images/articles/2024/02/19/433451/33333456787654.jpg)
Секрет небывалого качества продукции заключался в сырье лучшего сорта — каолиновой глине. Создание завода связано с деятельностью князя Юзефа Клеменса Чарторыйского (1740−1810) — человека высокообразованного, отличавшегося в кругу современников любовью к новаторству. Известно, что князь развернул широкую предпринимательскую деятельность в своих владениях на Волыни и Подолье. Под его руководством работали мануфактуры сукна, полотна и кожаных изделий. Много путешествуя, наблюдая за направлениями развития промышленности европейских стран, Чарторыйский особенно обращал внимание на деятельность фарфоровых мануфактур.
![Суповая ваза. Корецкий фарфоровый завод. 1784 г. Фарфор, рельеф, надполивная роспись, золочение](/user_uploads_new/images/articles/2024/02/19/433451/4444456789098765(1).png)
Решение об открытии собственного производства фарфора основывалось на хорошо обдуманных экономических расчетах. В организации любого керамического производства первоочередную роль играет наличие и близость месторождений сырья. Обнаруженные на берегах реки Корчик значительные залежи высококачественного каолина как нельзя лучше решали сырьевой вопрос. Налаживание производственного процесса было возложено на французских специалистов — братьев Франтишека и Михаила Мезеров, под руководством которых в 1790 году после длительных экспериментов были выпущены первые фарфоровые изделия. Наибольший расцвет фабрика приобрела в начале XIX века, когда ее руководителем был непосредственно сам князь Чарторыйский. К сожалению, преемникам не удалось удержать высокий уровень производства и в 1831 году предприятие прекратило свое существование.
![Людмила Карпинская-Романюк: «Подбирая посуду, стоит ориентироваться не только на эстетические предпочтения, но и на функциональность»](/user_uploads_new/images/articles/2024/02/19/433451/55555556789009876.jpg)
«Изделия Киево-Межигорской фаянсовой фабрики были украшением коллекции фарфора Михаила Грушевского»
- В отличие от фарфора, фаянс никогда не считался предметом роскоши, — продолжает рассказ Людмила Карпинская-Романюк. — Однако особое место в художественном наследии Украины занимают фаянсовые сервизы Киево-Межигорской фаянсовой фабрики Она просуществовала почти 80 лет — с 1798 по 1877 год.
Несмотря на то, что продукция предприятия изготавливалась под влиянием западноевропейских образцов, местным мастерам, благодаря своеобразному формообразованию и декорированию, удалось создать свой собственный неповторимый стиль.
В 1795 году в окрестностях Киева начались исследования для выявления залежей глины, пригодной для изготовления фаянса и фарфора. На холмах — в 20 километрах от Киева между Вышгородом и селом Ново-Петровцы — были найдены залежи каолина. Недаром с давних времен в Межигорье и окрестных селах крестьяне гончаровали, лепили посуду. Вскоре была построена фабрика. Целью новосозданного производства стало производство фаянса «английского типа», приближенного к веджвудскому (для чего использовались образцы английских изделий и книги с «этрусскими рисунками»). При этом продукция межигорцев была с национальным колоритом.
![Суповая ваза. 1830 г. Киево-Межигорская фаянсовая фабрика. Фаянс, полива; рельеф, печать. Национальный музей украинского декоративного искусства (НМУДИ)](/user_uploads_new/images/articles/2024/02/19/433451/666667890-09876(1).png)
Изделия фабрики хранятся в ведущих музеях Украины. В частности, очень большое собрание в Национальном музее украинского народного декоративного искусства. Изысканными изделиями Киево-Межигорской фаянсовой фабрики можно полюбоваться в Национальном музее истории Украины. Интересно, что в Британском музее коллекция межигорской керамики экспонируется в отдельном зале. Кстати, изделия Киево-Межигорской фаянсовой фабрики были украшением коллекции фарфора Михаила Грушевского.
— Интересно.
- Очень красивые суповые вазы Барановского завода. Когда-то на берегу реки Случь местные крестьяне случайно нашли немалые залежи белой глины — каолина. Именно из него в древнем Китае, а затем и в Европе изготавливали тончайший и прочнейший фарфор. В 1802 году предприимчивые землевладельцы — братья Франциск и Михаил Мезеры — приобрели в Барановке у магнатов Любомирских-Валевских небольшой кусок земли со зданиями и построили там фабрику. Впоследствии изделия украинских мастеров украшали также дворцы европейских вельмож и не уступали по качеству материала и декору работам саксонцев.
![Из коллекции НМУДИ. Суповая ваза. I трет. ХІХ в. Барановка](/user_uploads_new/images/articles/2024/02/19/433451/777777890--09876.png)
История мануфактуры была непростой. Менялись владельцы, менялось производство… Однако важно то, что барановский фарфор стал узнаваемым не только в Украине, но и за рубежом — в Европе, США, Канаде. В 1910 году продукция завода получила золотые медали на выставке в Венеции. По качеству барановский фарфор не уступал мировым образцам. И в двадцатом веке изделия барановских фарфористов были необыкновенными (фото в заголовке — Авт.).
— Красота!
— А вот супница создана фарфористами коростенского завода Николаем Трегубовым и Ангелиной Ждановой. Колокольчик — украшение лесов и лугов — стал лейтмотивом в росписи одноименного сервиза.
![М. Трегубов — форма, А. Жданова — роспись. Столовый сервиз «Дзвіночки». Коростенский ФЗ. 1973](/user_uploads_new/images/articles/2024/02/19/433451/99999998765456789(1).png)
Интересна супница в форме капусты Коростенского фарфорового от столового сервиза «Зелений» с тарелками в форме капустных листьев.
![Д. Назаров. Суповая ваза от столового сервиза «Зелений». Коростенский ФЗ. 2001](/user_uploads_new/images/articles/2024/02/19/433451/12121212124567890(1).jpg)
Очень красив и столовый сервиз «Вечірня зіронька», созданный на Будянском фарфоровом заводе.
![И. Сень, Б. Пянида. Суповая ваза от столового сервиза «Вечірня зіронька». 1975. НМУДИ](/user_uploads_new/images/articles/2024/02/19/433451/232323234567890.png)
— Кто из украинских фарфористов, по вашему мнению, создал особенные суповые вазы?
- Киевская художница Вера Павленко. Каждая ее суповая ваза — со своим колоритом. Ее произведения стали украшением многих выставок народного искусства в Украине и за ее пределами: в Париже, Брюсселе, Кабуле, Лейпциге, Токио, Нью-Йорке.
![В. Павленко. Суповая ваза. Киевский ЭКХЗ. 1947. НМУДМ](/user_uploads_new/images/articles/2024/02/19/433451/343434343434567890-(1).png)
![В. Павленко. Суповая ваза. Киевский ЭКХЗ. 1960. НМУДМ](/user_uploads_new/images/articles/2024/02/19/433451/4545454545567890-.png)
— Стоит ли покупать винтажную супницу без сервиза?
- Конечно, стоит, если нравится. Прекрасные формы и орнаменты вазы для супа украсят дом и сделают сервировку стола необычной. Супницу можно достаточно легко совместить с тарелками из другого сервиза.
— Как выбрать супницу?
- Стоит при выборе ориентироваться на несколько критериев. Немаловажно наличие ручек. Они позволяют удобно переносить посуду при необходимости. Ножки и специальные подставки уберегут стол от перегрева. Крышка является необходимым элементом супницы, ведь защищает блюдо от остывания, сохраняет аромат. Подбирая посуду, стоит ориентироваться не только на эстетические предпочтения, но и на функциональность, устойчивость к повреждениям.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали советы эксперта по фарфору Елены Корусь: «Отдельные предметы из любимого сервиза могут стать в сервировке интересным акцентом».
Фото в заголовке И. Скицюк, М. Тимченко. Суповая ваза. Барановский ФЗ. 1969. Национальный музей украинского декоративного искусства
Фото из альбома Людмилы Карпинской- Романюк
632Читайте нас в Facebook