«Отдельные предметы из любимого сервиза могут стать в сервировке интересным акцентом»: советы эксперта по фарфору Елены Корусь
Во многих семьях остались сервизы прошлого века из сервантов родителей и бабушек. Многие спешат избавиться от немодной ныне посуды, заменить ее современной. Но есть немало тех, кто пользуется всем этим с большим удовольствием, ведь такой сервиз — семейная история.
Ценны ли такие семейные сервизы сегодня? Достойны ли внимания отдельные предметы, оставшиеся от всего комплекта? И как их лучше вписать в современный интерьер? Об этом «ФАКТЫ» расспросили кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника Национального музея «Киевская картинная галерея», сотрудника фондов Музея фарфора и Музея декоративно-прикладного искусства в Дрездене Елену Корусь.
«Кобальт — дорогая золотосодержащая краска, нанесение которой на поверхность изделия требует незаурядного мастерства»
— Если говорить о семейных сервизах, то это преимущественно фаянсовые и фарфоровые изделия украинских фабрик периода 1950−1990 годов, — говорит Елена Корусь. — Отличить фарфоровые вещи от фаянсовых можно по прозрачности и белому цвету черепка, а также по звонкости. Ценны ли вышеупомянутые сервизы сегодня? Этот вопрос относительный. Часто их хранят в семьях из эмоционально-памятных соображений. Если же говорить о рыночной ценности отечественных сервизов 50-летней давности, можно с удивлением обнаружить, что многие из комплектов, которые в прошлом для среднестатистического потребителя были почти недостижимой мечтой (потому что стоили полторы зарплаты), обесценились. Зарубежные сервизы всегда были еще дороже. До 90-х их можно было приобрести только в комиссионных магазинах.
— Многие любят рассматривать семейные раритеты и размышлять о том, сколько они могут стоить сейчас. Верно ли, что посуда с клеймом имеет особую ценность?
— Наличие марки прежде всего помогает определить место и дату производства изделия. Говорить о ценности можно, если это прославленная фабрика с давними традициями. Но обычно семьи пользовались сервизами так называемого массового спроса.
— Какие же сервизы украинских производителей были достойны особого внимания?
— Сервизы первых украинских мануфактур конца XVIII — XIX веков в Корце, Городнице, Барановке, Волокитине интересны, даже если сохранились фрагментарно. Это артефакты, имеющие безусловную историческую и культурную ценность. Особенно интересны предметы сервиза с сюжетными мотивами, например с изображением дворца или замка, или, скажем, родового герба. Если в вашей семье сохранилась такая вещь, вам действительно повезло. Также интересны тематические сервизы 1920-х — 1950-х годов. Обычно они изготовлены в единичных экземплярах, полностью украшены вручную и являются уникальными авторскими разработками. Можно вспомнить сервизы «Флотский» П. Мусиенко (1930-е, Довбыш), сервизы к юбилею Т. Шевченко (О. Ярош, конец 1930-х, Довбыш), по случаю восстановления Киева после Второй мировой войны — «Киев» (1947), Л. Митяева, КЭКХЗ), на тему гоголевских произведений «Ревизор» (И. Щербицкая, К. Гапонюк) и «Мертвые души» (М. Осипова, П. Иванченко, оба — 1952, Полонное). Уникальные сервизы экспонировались на выставках, приобретались для музейных коллекций, использовались в качестве представительских подарков.
Из сервизов, бытовавших в семьях, безусловно, интересны сохраненные в полном комплекте, украшенные вручную с ярко выраженными стилистическими чертами определенных периодов. Конечно, более ценными их делают качество отделки — детализированная ручная роспись, использование дорогих красителей, содержащих золото, пурпур или кобальт. Среди стильных по форме и изысканных по декору сервизов стоит упомянуть «Подснежник» (Н. и М. Пилипчук, 1976, Коростень), «Пегас» В. Ермоленко (1976, Сумы, получил награду на выставке декоративного искусства), «Ландыш» (Ермоленко, 1981, Сумы), «Донбасс» (В. Ковальчука, Дружковка), «Б-55» (В. Кузнецова, М. Хруль, В. Музыченко, 1955, Барановка), «Елена» (В. Спица, Барановка), «Конус» (М. Назаренко, Барановка).
— Создавались ли на украинских заводах лимитированные сервизы?
— Очень редко, поскольку фарфоровая промышленность того периода была ориентирована прежде всего на массового потребителя. Как правило, лимитированные сервизы производились только по особым заказам. Например, сервиз «Мариинский» — для дипломатических приемов в Мариинском дворце в Киеве (автор М. Трегубов, 1987, Коростенский фарфоровый завод). Можно также вспомнить украшенный золотом и пурпуром гарнитур из 68 предметов «Мрия» (Барановский фарфоровый завод), включавший чайный, кофейный и столовый сервизы, выпускаемый только по заказам министерств и партийной элиты.
На Республиканской постоянно действующей выставке фарфора-фаянса, которая размещалась на Крещатике, 34, был представлен ассортимент сервизов, которые можно было заказать. Изготовления одного такого комплекта нужно было ждать не меньше месяца. Лимитированные сервизы отличались большей сложностью формы и отделки, что не способствовало их тиражированию. Поэтому их выпуск утверждали неохотно. Так было и с кофейным сервизом «Невеста» Полонского фарфорового завода (автор М. Козак). На художественном совете Главного управления фарфорово-фаянсовой промышленности председатель собрания так и заявил художнику, что не утвердит, потому что рисунок слишком сложен для копирования. И тогда директор завода предложил, чтобы художник сам контролировал его выпуск на всех этапах производства, а ручной рисунок заменили на деколь. Деколь — технология переноса изображения, выполненного на специальной бумаге, на предметы по принципу переводной картинки.
— Во многих семьях осталась посуда «кобальт» того периода. Она ценна?
— Да. Во-первых, кобальт — дорогостоящая золотосодержащая краска, нанесение которой ровным, плотным, непрозрачным слоем на поверхность изделия требует незаурядного мастерства. Во-вторых, он всегда сопровождается украшением золотосодержащим цветом и, собственно, золотом, которое делает посуду еще более дорогой. Особых успехов в разработке этой технологии достиг в 1950-е Довбышевский фарфоровый завод, славившийся своими кобальтовыми сервизами.
«Знаю людей, которые за чаепитием любят подавать каждому гостю разные по декору и форме чашки с блюдечками»
— Продавались ли в нынешнем столетии украинские сервизы на мировых аукционах и по какой цене?
— Дорогостоящие украинские фарфоровые изделия на мировых аукционах очень редки. Не так давно шесть столовых тарелок Барановской фарфоровой мануфактуры первой трети XIX века были проданы за 1 375 долларов на аукционе Doyle в Нью-Йорке. На интернет-аукционах типа ebay или etsy можно встретить сервизы массового производства Барановского, Довбышевского, Городницкого, Дружковского фарфоровых заводов 1960—1980 годов. Они обычно продаются за 50−300 евро, иногда, как в случае с кобальтовым сервизом Довбышевского завода, цена может достигать 1000 евро.
— Если от сервиза осталось всего несколько предметов, стоят ли они внимания? Как их совместить с предметами современной сервировки?
— Конечно, с коммерческой точки зрения неполный набор ценится меньше. Иногда может случиться, что у вас есть предмет посуды, которого не хватает для комплектации набора у другого человека, и он охотно купил бы его. Так я когда-то приобрела кофейник из сервиза «Конус» Барановского фарфорового завода, потому что мне очень понравился дизайн, и я даже не мечтала, что соберу весь сервиз. Но когда увидела на аукционе сет того же дизайна без кофейника, да еще и за символическую цену 120 гривен, сразу же нажала кнопку «купить».
Некоторые коллекционеры собирают отдельные предметы — только чайники, молочники или чайные пары. И такие коллекции интересны с учетом представленной вариации форм. Если у вас остались отдельные предметы из любимого сервиза — тарелки, супницы, соусники или блюда, они могут стать в сервировке интересным акцентом, например в сочетании с посудой нейтрального фасона. Это будет также хорошим поводом вспомнить былые времена и поговорить об эстетических предпочтениях гостей. Я знаю людей, которые за чаепитием любят подавать каждому гостю разные по декору и форме чашки с блюдечками, и определять, какая чайная пара больше подходит его характеру. Это всегда разряжает обстановку.
— Стоит ли хранить посуду со сколами, с немного вытертым рисунком? И нужно ли ее реставрировать?
— Здесь каждый решает для себя сам. Особенно хорошую и дорогую сердцу посуду можно реставрировать, однако есть из нее не советую. Ее можно использовать как шкатулку для декорирования интерьера и хранения безделушек или посадить в ней цветок.
— Как относятся к семейным сервизам в разных странах мира?
— Думаю, так, как и у нас: кто-то хранит и пользуется, а кто-то выставляет на продажу дом вместе со всем имуществом. Я советую пользоваться семейной посудой и радоваться ее красоте, ведь белоснежный фарфор на скатерти всегда делает трапезу изысканной и создает соответствующее настроение.
Недавно собеседницей «ФАКТОВ» была харьковчанка Александра Добарская, которая создает из полимерной глины сказочно красивый декор для чашек и ложечек. В интервью мастер рассказала о своем творчестве, которое имеет ценителей не только в Украине, но и за рубежом.
Читайте также: Новые тренды в интерьере для экономных от тренд-редактора Ольги Сметанской
Фото из альбома Елены Корусь
7087Читайте нас в Facebook