«каждый год бутылка коллекционного вина дорожает на 15-20 процентов. А то и на все 50!.. »
Мир коллекционеров вин не менее загадочен и закрыт, чем мир антикваров. Здесь тоже «крутятся» большие деньги — вкладывать их в хорошее вино считается не менее выгодно, чем инвестировать в раритетную живопись. Бутылки хранятся в погребах роскошных особняков их владельцев, как ценные бумаги в сейфе. Их «курс» определяют аукционные торги.
«Вино в год расцвета своего вкуса продается по максимальной цене»
- В среднем бутылка дорожает на 15-20 процентов в год. А то и на все 50! — рассказывает известный киевский крутье (эксперт по винам. — Авт. ) Сергей Шевырев. — И если учесть, что перспективная стоимость некоторых вин измеряется десятками и сотнями тысяч долларов, то понятно, что коллекционирование — дело выгодное.
Среди украинских коллекционеров известные футболисты Андрей Гусин и Александр Шовковский, практически весь политический и деловой бомонд. У чиновников, их имена называть не стану, наличие коллекции нередко расценивается как подтверждение социального статуса. Загородный дом сегодня немыслим без двух вещей — бассейна и винного погреба.
Некоторые политики действительно тонкие ценители вин, собирают их со знанием дела. В иных же домах коллекции составлены «из подаренного». Алкоголь, заметьте, никогда не воспринимался как взятка. Порою тот, кому дарят бутылку водки за тысячу долларов (такая нынче появилась в продаже в Москве и пользуется огромным спросом) или вино за десять тысяч (оно продается и у нас в Украине), может даже не догадываться, какова реальная стоимость дареного напитка.
- Недавно журнал «Форбс» опубликовал винные рекорды аукционных продаж. Самая дорогая бутылка «Шато Лафит» 1787 года была продана в 1985 году на аукционе Кристис в Лондоне за 160 тысяч долларов! А «Херес де ля Фронтера» 1775 года из погребов Массандры на лондонском Сотбис в 2001 году ушло за 43 500 долларов!
- Вина, как и люди, могут быть перспективными и нет. Коллекционирование их — целая наука! В мире ежегодно выпускаются тысячестраничные справочники, из которых по региону и году выпуска вы можете узнать прошлое и будущее коллекционного напитка. Составители таких справочников — крутье с мировыми именами — с математической точностью рассчитывают год созревания вина (в зависимости от сорта винограда, климата, почвы) по дате сбора урожая. Есть правило: вино продается по максимальной цене в год расцвета своего вкуса.
- Но я слышала, вина имеют срок годности. Когда он заканчивается, вино тут же обесценивается?
- Коллекционеры говорят не о сроке годности вина, а о периоде его жизни. Оно, как человек, проходит периоды младенчества, отрочества, зрелости, старости и наконец умирает. Употребить вино, не дождавшись расцвета его вкуса, по понятиям людей, знающих в вине толк, — «убить Моцарта в младенческом возрасте». Красные вина хранятся гораздо дольше, чем белые — до 70 лет. Белые — в среднем от 15 до 25.
Правильнее всего, конечно, созревшее вино употребить и насладиться его вкусом. Перезревшее обычно теряет вкусовые качества и снимается с аукционов. Хотя бывают и исключения. Я слышал, недавно в каталогах аукционного дома Сотбис появились легендарные массандровские вина из коллекции русского царя Николая II, самые старые из образцов датируются первой половиной XIX века.
По слухам, коллекция имеет шансы уйти с молотка не меньше чем за миллион долларов! Цена одной бутылки с печатью императорского двора — что-то около восьми тысяч долларов. Эксперты утверждают: почтенный возраст — больше 150 лет — пошел только на пользу вкусовым качествам вина.
- Кстати, о хранении. Правда, что правильно хранить бутылки не в вертикальном, а в горизонтальном положении?
- Так поступают, если вино закупорено корковой пробкой — чтобы пробка не пересыхала. Однако современные технологии ломают устоявшиеся стереотипы. В Новом Свете — США, Новой Зеландии, Австралии — все чаще используются пробки винтовые, как в водке, или полиуретановые. Тогда положение бутылки при их хранении не имеет значения.
«Бутылки, открытые и забракованные Сильвестром Сталлоне, владелец ресторана продал за баснословные деньги»
- А что в таком случае важно?
- В погребе должно быть специальное оборудование, так называемый климат-контроль. Вино ведь требует определенной температуры и влажности. При несоблюдении правил хранения оно может утратить вкусовые качества, а от этого очень потерять в цене. Нежелательны перепады температуры и вибрации. Не случайно вино оценивается дороже, если оно не «путешествовало» дальше 50 километров от места происхождения. Тем более если не участвовало в дальних перелетах — через океан!
- Что еще может повлиять на удорожание вина? Если напиток любим кем-то из президентов или звезд Голливуда, это тоже учитывается? Слышала, есть коллекционеры, которые целенаправленно собирают именно любимые напитки своих кумиров — Федерико Феллини, например, или Софи Лорен
- Это коллекционирование уже другого рода. На первый план в нем выходит интерес не столько к вину, как к звезде. Хотя Вы правы. Нередко пристрастие звезды таки может взвинтить цены. Мне рассказывали, как Сильвестр Сталлоне в одном из нью-йоркских ресторанов, дегустируя, отбраковал восемь(!) бутылок дорогого вина. Попробует, и это — не то, и то — не то Хозяин же ресторана не стал долго печалиться. Все восемь бутылок — откупоренных! — он продал по бешеным ценам, объявив аукцион у себя в заведении. «Это вино пробовал сам Сталлоне!» — каждый раз, объявляя лот, напоминал ресторатор потенциальным покупателям.
- В Украине винные аукционы часто проводятся?
- Увы, пока таковых у нас нет вовсе.
- А на мировых вы бывали? Сотбис, Кристис Наверное, попасть туда не так просто
- В 2002 году я был на аукционе Сотбис в Лондоне. Билет, виза, наличие банковского счета и регистрация по Интернету — вот и все, что нужно. Я не участвовал в торгах, лишь наблюдал их. 60 лотов, 120 коллекционеров. Если честно, ожидал более динамичного зрелища. А вот что поразило в Лондоне, так это самый большой музей вина в мире и огромное количество винных бутиков — поболее, чем в Париже. К слову, самыми элитными в мире считаются французские вина, но англичане разбираются в них куда лучше самих французов!
- Сергей, скажите, если вдруг я захочу коллекционировать вина, как правильно вложить деньги? Наверняка не всякое вино дорожает со временем?..
- Дорожает только так называемое коллекционное вино, процесс производства которого до того момента, как оно попало в магазин, занял не менее пяти лет. Эти сведения можно прочитать на этикетках украинских вин. Ценность представляют и вина с маркировкой «контролируемое наименование по происхождению». Это значит, что границы виноградника четко очерчены. У французов, кстати, таких вин 40 процентов от общего количества производимых.
- Грузинские и молдавские вина котируются выше крымских?
- Нужно сравнивать конкретные марки. В Грузии и Молдове, как и у нас, есть вина разного качества. Однако в мире они далеко не так известны, как крымские.
«Популярно нынче вкладывать деньги во французские вина, которые еще не бутилированы»
- Скажите, а правда, что богатые украинцы нынче вкладывают деньги уже не только в коллекции, а даже покупают целые виноградники во Франции?
- Купить замок и виноградник во Франции не так сложно. Все зависит от количества денег на вашем банковском счету. В менее престижных регионах Франции гектар земли стоит пять- шесть тысяч евро, а в Бургундии, скажем, — миллионы.
Не менее популярно нынче вкладывать деньги во французские вина, которые еще не бутилированы. У меня есть знакомые, которые приобрели таким образом вина урожая 2004 года. Вина еще в бочках, и только в апреле нынешнего года будут разлиты по бутылкам. Вложения серьезные — десятки тысяч долларов! Кстати, покупателю такого масштаба некоторые производители предлагают абсолютно бесплатную услугу — присвоить вину его имя. Это называется брэндирование.
- У вас самого большая коллекция?
- Около полутысячи бутылок. Есть очень редкие вина, раритетные.
- А себе вы позволяете хоть иногда дегустировать вина из своей собственной коллекции?
- Да, с близкими и друзьями делаю это с удовольствием.
- Какое самое старое вино вам приходилось пробовать?
- Портвейн 1897 года. Перед приездом Папы Римского Павла Иоанна II во Львов в Патриарших палатах при соборе Святого Юры случайно было обнаружено около 60 бутылок вина середины и конца XIX века. Часть вина рабочие, нашедшие его, тут же выпили. Часть была отправлена на экспертизу. Так я, собственно, и продегустировал этот портвейн. Вкус оказался непревзойденным! Правда, восстановить винный «паспорт» до конца и не удалось: рабочие, чтобы очистить бутылки от пыли, помыли их, уничтожив практически все этикетки. Знай же они в винах толк, могли бы стать миллионерами!
2741Читайте нас в Facebook