«Расписанные мной сервизы на две персоны я назвала сервизами для влюбленных», — художница Елена Жернова
Елена Жернова — известная одесская художница-фарфористка. Расписывает изделия по готовой основе. Ее — статуэтки, сервизы, арт-миниатюра — поражают красотой и изысканностью. Среди произведений искусства художницы — статуэтки, сервизы, тарелки … Работы Елены Жерновой не раз участвовали в масштабных отечественных музейных выставках. В 2018 году были представлены в масштабном проекте Ассоциации исследователей фарфора «Фарфоровый ренессанс Украины», который проходил в течение года в пяти музеях — в Киеве, Харькове, Черноморске (Одесская область), Виннице, Ивано-Франковске. В 2019 году Елена Жернова получила специальный приз в международном Биеннале в Музее гончарства, где были представлены ее сервизы, созданные по мотивам творчества Леси Украинки.
В интервью «ФАКТАМ» Елена Жернова рассказала о невероятно красивых расписанных ею сервизах.
«Сервиз „Квіти для коханої, котрі ніколи не зів’януть“ включает также 12 наперстков-оберегов»
- Идея создания тематических сервизов на две персоны (их называю «для влюбленных») возникла у меня органично: в 2014 году я приобрела муфельную печь и с того момента почувствовала себя абсолютно свободным художником, — рассказывает Елена Жернова. — К тому времени закрылся Довбышский завод, с которым я сотрудничала с 2011-го года, и это подтолкнуло меня к активности. Первым сервизом «для влюбленных» стал набор «Барвінок». Я представила его как эксклюзивный подарочный сет, который может стать знаковым для влюбленной пары или подарком на свадьбу.
— Что входит в состав ваших сервизов для влюбленных?
— Состав чайных и кофейных сервизов почти одинаковый: чайник или кофейник, две чашки, два блюдечка, сахарница и большое блюдо или поднос — всего семь предметов.
— Каждый из ваших сервизов имеет поэтическое название. А какова история их создания?
— «Барвінок» был создан по мотивам народной песни: «стелися, барвінку, буду поливати, вернися Іванку — буду шанувати». Знаковым стал сервиз «Квіти для коханої, котрі ніколи не зів’януть». Он был выполнен по мотивам волокитинского фарфора и включал кроме вышеперечисленных семи предметов еще 12 наперстков-оберегов с изображением цветов, таких, как на основном блюде. Каждый цветок символизирует определенное чувство, послание, передаваемое от сердца к сердцу. Этот сервиз сегодня принадлежит известному одесскому предпринимателю и коллекционеру Сергею Воронову, который был автором идеи создания современного коллекционного наперстка как фарфоровой миниатюры. Я сотрудничала с ним и его творческой группой более десяти лет, результатом сотрудничества стало немало творческих достижений. Сервиз существует в единственном экземпляре и был выполнен в 2018 году специально для презентации в Музее народного и декоративно-прикладного искусства Украины проекта Сергея Воронова «Первая украинская фарфоровая арт-миниатюра».
Читайте также: «Многие фарфоровые туалетные наборы стали раритетами», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк
«Покупаю букетик пролесок и делаю пару набросков с натуры, пока подберу нужный ракурс…»
— Не думали ли вы выпустить этот сервиз определенным тиражом?
— Тиражирование художественного фарфора является делом не таким простым, как может показаться. Во-первых, оно возможно лишь в условиях приличного фабричного производства, с привлечением специалистов одновременно нескольких направлений и главное — тщательных расчетов (как технических, так и экономических). Мои сервизы потому и уникальны, что сделаны в переходный постиндустриальный период, и в основе создания содержат идею посуды как художественной вещи, а не предмета массового потребления. Художественная посуда превращает обыденность в праздник, а обычное чаепитие — в церемонию, ценность которой важна не только в трапезе, но и в общении. Такие сервизы призваны быть созвучны не только личности автора, но и владельца посуды.
— А какова история создания ваших сервизов «Блакитна троянда» и «Пролісок»?
— Сервиз «Блакитна троянда» создан по мотивам одноименного произведения Леси Украинки. Голубая роза — это цветок, которого не существует в природе — цветок-чудо, цветок-мечта… А сервиз «Пролісок» (фото в заголовке) — иллюстрация к стихотворению Леси Украинки «В магазині квітів».
— Очень красивые сервизы!
— Сервиз «Росла в гаю конвалія» — это также иллюстрация к стихотворению Леси Украинки. Все сервизы выполнены по готовой посуде, в технике классической росписи красками «высокого огня» и золотом. Они абсолютно соответствуют санитарно-гигиеническим и эргономическим требованиям использования в обычном быту, неся при этом эстетическое послание.
— Что представляют собой краски «высокого огня»?
— Это такие красители, которые выдерживают температуру обжига от 800 градусов до 1000. Эти краски вплавляются в стеклянную поверхность фарфоровых предметов и становятся фактически вечными. Конечно, это связано с технологическим знанием приготовления и использования этих красок, но это все уже наше гончарское дело. Гончары — волшебники горна. К тому же упомянутые технологии делают фарфор самым гигиеничным из всех материалов, поэтому уникальность посуды еще и усиливается удобством и надежностью ее использования. Фарфор не выдерживает только механического уничтожения — недаром есть пословица «разбитую чашку не склеишь». Это очень точно подмечено.
Читайте также: «Даря шкатулку, не пренебрегайте народными приметами», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк
— Вы писали цветы с натуры? Как вам удалось достичь такой реалистичности в изображении подснежников?
— Реалистичное рисование было основой обучения в то время, когда я начала осваивать художественное ремесло. Это так, как для балерины ходить на пуантах — не такая уж большая сложность, но определенного мастерства все же требует. Покупаю букетик пролесок и делаю пару набросков с натуры, пока подберу нужный ракурс…
«Некоторые инструменты и материалы со мной с моих 15 лет»
— Как возникла серия «Заварник»?
- Так же органично, как все, что рождается из повседневной жизни. Я ожидала поезд из Киева на Одессу и в уютном маленьком кафе возле вокзала мне подали ароматный травяной чай со вкусностями. И так это выглядело привлекательно и церемониально, так как-то бережно, что напомнило о тех неторопливых временах детства, когда пили чай на даче… В конце концов, мы есть то, что мы помним. Итак, заварник — тот символ, который перемещает нас во времени.
Читайте также: «Чтобы выбрать идеальную вазу для цветов, надо знать один секрет», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк
— Как родилась роспись каждого из заварников?
- Заварник «Намалюй мені ніч» — это посвящение сюжету украинского искусства, которому отдает дань каждое поколение украинских художников. Это обожание украинской ночи как магического времени единения с Космосом… Название перекликается с песней-шедевром из моего детства, созданной Мирославом Скориком и Николаем Петренко… На том чайнике я отобразила одну из картин Григория Светлицкого — художника, который украинскую ночь выбрал темой своего творчества.
Заварник «Липень» — сочетание реалистического изображения с декоративно-орнаментальным. В этом чайнике основное изображение — это реплика со старинной фотографии, на которой изображено растянутое на траве между домом и прудом домотканое полотно. В народе июль называли «білень», потому что в это время очень сильное солнце. И то полотно, которое наткали во время зимы, стирали в чистых после весеннего наводнения реках и отбеливали на солнце, а вокруг изобиловали цветы и липы душистым благоуханием наполняли весь мир. Зимой заварник с июльским чаем напоминает нам о тех летних райских днях.
— Елена, какое ваше творческое кредо?
— «Старайся!»
— Как выглядит ваша мастерская в Одессе?
- Все очень компактно: стол, полки с рабочими рисунками, чертежами, файлами, несколько десятков кисточек в десятках стаканов, стеклянные палитры, ящичек с красками. Некоторые инструменты и материалы со мной с моих 15 лет. Часто кисточки или шпатели связаны с личными воспоминаниями о тех, от кого перешли ко мне, с воспоминаниями о тех людях, с кем меня сводил фарфор на разных этапах жизни — тех особенных людей из разных поколений, из разных городов и городков. Они все со мной, и я с ними мысленно, сквозь толщу лет и испытаний «общаюсь» и сейчас… Также в моей мастерской немало фотографий. Мне здесь очень комфортно, но во время работы должна быть наедине, даже не отвечаю на звонки.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с профессором Сергеем Козаченко: «Коллекция фарфора в ShvetsMuseum произвела на меня фантастическое впечатление».
На фото в заголовке сервиз Елены Жерновой «Пролісок»
Фото из альбома Елены Жерновой
1065Читайте нас в Facebook