«Украинский фарфор экспортировался во многие страны мира», — эксперт по фарфору Елена Корусь
Украинский фарфор известен в разных странах мира. Он — одна из художественных «визитных карточек», которая может рассказать немало интересного о нашей истории и культуре.
О том, какие фарфоровые композиции экспортировались за границу и экспонировались на международных выставках, «ФАКТАМ» рассказала эксперт по фарфору, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Национального музея «Киевская картинная галерея», сотрудница фондов Музея фарфора и Музея декоративно-прикладного искусства в Дрездене Елена Корусь, которая недавно рассказывала о собственной новогодне-рождественской коллекции фарфора.
«Запрещалось отгружать экспонаты в картонных коробках и фанерных ящиках»
— Елена, какие отечественные фарфоровые статуэтки экспортировались и в какие именно страны?
- Презентации отечественной фарфоровой пластики на мировом уровне и экспорта за границу предшествовала длительная подготовка. Она включала в себя создание художниками работ по заказам Главного управления фарфоро-фаянсовой промышленности и утверждение на самом высоком уровне. Отправляли специально разработанные уникальные произведения и лучшие образцы изделий серийного производства. Для выполнения работ привлекали лучших мастеров, использовали сырье самого высокого качества. Продукцию отгружали с заводов по железной дороге, затем направляли в порты Марселя, Чикаго, Торонто, а уже оттуда доставляли к месту назначения. Интересно читать размещенные в наряд-заказах рекомендации: «особое внимание обратить на тщательность упаковки, поскольку в предыдущих отгрузках был зафиксирован большой процент боя», «экспонаты должны отгружаться в прочных ящиках разборного типа из сухой древесины хвойной породы, соединение их стенок и покрышек должно осуществляться на болтах»… Запрещалось отгружать экспонаты в картонных коробках и фанерных ящиках.
Читайте также: «Вам повезло, если вы являетесь владельцем коростенского сервиза», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк
— Фарфор — хрупкая красота…
- Да. Именно поэтому внутри ящики прокладывали водонепроницаемой бумагой, между экспонатами клали специальные распорки, чтобы фарфоровые предметы не разбивались, крышки ящиков покрывали рубероидом. Содержимое каждого ящика описывали в упаковочном листе, который клали внутрь. Ящик перетягивали контрольными железными лентами с замками. Информацию об изделиях для экспорта публиковали в специальных каталогах, где на иностранных языках отмечали названия произведений, их размеры и артикулы.
Скульптуры имели специальную маркировку: на дне изделий рядом с логотипом торговой марки завода ставили выполненные на английском языке сведения о стране-производителе. На международных выставках заводы рекламировали свою продукцию потенциальным, заинтересованным в реализации партнерам и заключали с ними торговые соглашения. Согласно им затем осуществлялся и сам экспорт. Международные выставки способствовали презентации украинского фарфора в мире и знакомству представителей отечественных предприятий с иностранным опытом. В истории украинского фарфора важным стало участие в таких всемирно известных художественно-промышленных выставках, как «ЭКСПО-58» в Брюсселе, «ЭКСПО-67» в Монреале (Канада), «ЭКСПО-70» в Осаке (Япония), а также — в выставках-ярмарках во многих странах мира.
«Парные скульптуры „Баба Параска“ и „Баба Палажка“ стали знаковыми в истории украинского фарфора»
— Интересно.
- Среди крупнейших международных мероприятий следует упомянуть и выставку украинского декоративного искусства в Болгарии (1958), где отечественный фарфор представляли Барановский и Коростенский фарфоровые заводы, Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (КЭКХЗ). Для участия в ней было отобрано 43 наименования изделий, и среди них — 14 скульптур. Это и пара «Гуцули» Людмилы Ивковской, и «Таджик» Валентины Трегубовой, и «Танок узбецької дівчини» Ольги Рапай. Как правило, тематика произведений, которые отсылались за границу, знакомила посетителей с достижениями в науке, спорте, культуре и искусстве.
— Фарфоровые произведения каких авторов были особенно востребованы для участия в международных выставках и на экспорт?
- Работы скульптора КЭКХЗ Ольги Рапай — «Солоха», «Переможець», «Перед грою», «На старт», «Діти, що танцюють», «Гуцули, що танцюють», «Коломийка», «Баба Параска» та «Баба Палажка» — участвовали в международных выставках в Познани, Марселе, Оттаве, Нью-Йорке, Аддис-Абебе.
Парные скульптуры «Баба Параска» и «Баба Палажка», созданные по мотивам произведения Ивана Нечуя-Левицкого «Кайдашева сім’я», стали знаковыми в истории украинского фарфора. Их демонстрировали также на важных республиканских и всесоюзных выставках, репродуцировали в альбомах, о них восторженно писали искусствоведы. Особенно выдающиеся произведения после выставок, как правило, поступали в музейные собрания. Повышенным спросом за рубежом пользовались национально окрашенные фигурки и миниатюрные сувениры. Персонажи оригинальных фарфоровых скульптур пропагандировали по всему миру нашу литературу, музыку, знакомили с традициями и фольклором. Например, лирическая скульптура «Травнева ніч» Оксаны Жникруп — с произведением Николая Гоголя, а парные фигуры «Одарка и Карась» Владислава Щербины — с первой украинской оперой — «Запорожець за Дунаєм». КЭКХЗ экспортировал свою продукцию во Францию, Англию, Италию, Канаду, Ливан, Иорданию и другие страны.
— Какие фарфоровые фигурки имеют интересную историю?
— Одним из самых часто экспортируемых сувениров был «Танцюючі українці» Ольги Рапай. Его имели и, видимо, имеют до сих пор в своих домах немало людей. Этот сувенир популярен и среди коллекционеров. В образах детей в украинских костюмах автор воспроизвела черты своей дочери Кати (ныне талантливой художницы-сценографа, мастера театрального костюма и художественной вышивки) и маленького Сергея Якутовича, который стал известным художником.
Читайте также: «Отдельные предметы из любимого сервиза могут стать в сервировке интересным акцентом»: советы эксперта по фарфору Елены Корусь
Немалая коллекция была создана Коростенским фарфоровым заводом к большой промышленной выставке в честь 100-летия со дня смерти Тараса Шевченко, которая состоялась в США. Завод получил заказ изготовить специально к ней 1610 сувениров по мотивам литературных произведений поэта. Главная художница завода Валентина Трегубова создала скульптуры «Наймичка» и «Ой, надіну я сережки». Яркое и колоритное творчество мастерицы вызвало большой интерес на международных выставках-ярмарках. После экспонирования многие ее работы — «Пісня», «На полонині», «Наймичка», «Лебідонька» — утверждались к выпуску на экспорт. Известно, что Коростенский фарфоровый завод экспортировал «Наймичку» в Канаду, парную композицию «Куди їдеш, Явтуше?» — в Англию.
— Имели ли вышеупомянутые фигурки популярность в Украине?
— Да, конечно, они и сейчас пользуются повышенным спросом.
— Какие советы дадите относительно того, как вписать сегодня фарфоровые статуэтки прошлого в интерьер? Ведь многие люди порой не знают, что с ними делать, и прячут далеко в шкафы.
— Обычно такие работы небольшого размера (преимущественно от 10 до 20 см) и рассчитаны на восприятие с близкого расстояния. Поэтому самые любимые статуэтки можно ставить на рабочем столе, на полочках в кабинете или располагать среди сервизных предметов в серванте. Если же у вас достаточно большая коллекция, стоит выставить ее в отдельной стеклянной витрине в гостиной. Она всегда будет «магнитом» внимания ваших гостей.
Читайте также: Почему стоит посетить музей фарфора в Киеве
— Как считаете, уместно ли сегодня дарить родным и друзьям статуэтки прошлого?
— Да, но при условии, что они действительно разделяют ваше увлечение такими произведениями искусства.
— Какая фарфоровая фигурка ваша любимая и почему?
— Мне нравятся произведения Оксаны Жникруп: «Кармен», «Індуска, що танцює», «Ранок», «Іспанський танець», которые являются предметом моего научного исследования. Любимые, прежде всего потому, что женские образы именно этой украинской фарфористки обозначены утонченностью, изысканностью и грациозностью, воспроизведением душевного состояния волшебной самоуглубленности.
— Чем особенное искусство фарфора для вас лично?
- Для меня каждое изделие — это история: фарфора как материала и его дипломатично-культурной миссии в мире, развития фарфоровой промышленности в целом и определенных производств, это рассказ о жизни художников и осознание ценности того или иного изделия в их творческом наследии.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с исследовательницей истории стекла Еленой Тахтай: «Посуда из бабушкиных сервантов экологически чистая. Сервируйте ею стол не только для красоты, но и ради здоровья».
Фото в заголовке: работа «Іспанський танець» Оксаны Жникруп изысканная и утонченная
Фото из альбома Елены Корусь
2439Читайте нас в Facebook