«Выставка „Фарфоровая песня“ — это ода украинскому фарфору», — коллекционер Людмила Карпинская-Романюк
Несмотря на войну, украинские художники продолжают творить красоту. 20 июня в Киеве, в Доме митрополита на территории Национального заповедника «София Киевская», откроется выставка «Фарфоровая песня». В экспозиции можно увидеть работы современных фарфористов, созданные в 2023—2024 годах. Выставка продлится до 28 июня.
В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница истории украинского фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказала о работах, которые можно будет увидеть на выставке.
«В экспозиции представлены произведения трех известных современных художников»
— Выставка «Фарфоровая песня» — это ода украинскому фарфору, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — В экспозиции представлены произведения трех известных современных художников, которые не прекращают работу, несмотря на войну. Посетители выставки смогут полюбоваться росписями Александра Опария, Елены Нестеровой и Георгия Антоненко. Организатор выставки — музыкант, коллекционер фарфора Виталий Чикиров.
— В чем, по вашему мнению, особенность современного фарфорового искусства?
— Художники сейчас могут воплощать свои идеи так, как хотят, не подчиняясь требованиям производства.
— К сожалению, из-за войны не все ценители красоты смогут лично посетить выставку. Итак, предлагаю для них провести небольшую виртуальную экскурсию. Какая главная работа выставки?
— Сервиз с вазой «Киев навсегда», расписанный художницей Еленой Нестеровой. Эта работа поражает изысканностью и монументальностью. Киев был, есть и будет — таков ее основной месседж. Город с историей более полутора тысяч лет и сегодня, в сверхсложное время, поражает своим величием и красотой. Елена Нестерова расписала декоративную вазу формы коростенского скульптора Константина Олейника.
— Любуясь росписями, будто оказываешься в любимых киевских местах — возле Софийского и Михайловского соборов…
— Да. Это произведение является главным неслучайно, ведь выставка открылась в Доме митрополита на территории Национального комплекса «София Киевская». Художница — иконописец Елена Нестерова — родилась в семье священнослужителя. В 2003 году окончила духовную семинарию, где училась на иконописном отделении. С 1999 года занимается иконописью и росписью храмов. Вдохновляется византийским искусством. В 2018 году прошла обучение по росписи фарфора в Италии.
Участвовала во многих выставках в Украине, Европе и США. С 2019 года является соучредителем и арт-директором фарфоровой живописной артели BabichPorcelain.
— Обратила внимание, что одна из работ в экспозиции — чайник «Инопланетяне» — выполнена в соавторстве Георгием Антоненко и Еленой Нестеровой (фото в заголовке).
— Это действительно очень интересная, необычная работа. Творчество обоих художников самобытно. А сотрудничество дало очень интересный результат. Чайник «Инопланетяне» — фантазия на тему космоса. Дополняющие роспись люстр и золото создают особое чувство энергий Вселенной. Художник прикладного искусства Георгий Антоненко с 1977 года работал на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе. Имея опыт росписи керамическими красками, художник создает рисунки в стилистике декоративного модернизма и абстракции. Работы Георгия Антоненко хранятся в музеях и частных коллекциях. В экспозиции выставки представлены декоративные панно и чайники-куманцы в росписи Георгия Антоненко. Автором формы чайников-куманцов является известная украинская скульптор Оксана Жникруп. Несколько из них расписаны по мотивам драмы-феерии Леси Украинки «Лесная песня».
Украинская литература — неисчерпаемый источник вдохновения художников. Чрезвычайно широкий диапазон стилевых и композиционных решений — особенность произведений Георгия Антоненко.
«Птицы — символ свободы и утонченности. Они вдохновляют художников во всем мире»
— Очень изысканная ваза с жизнеутверждающим названием «Золотое утро» художника Александра Опария.
— Да. Графическую роспись художник выполнил сверхглазурно пером красками на вазе Барановского фарфорового завода. Работа создана по мотивам украинского народного искусства. Самый распространенный из мотивов — птицы на цветочном дереве. Фантазийный рисунок детализирован. Сочетание черного и золотого цветов в росписи выглядит стильно и дорого. Птицы — символ свободы и утонченности. Они вдохновляют многих художников по всему миру. Художник декоративного искусства Александр Опарий — лауреат премии имени Екатерины Билокур. Окончил Миргородский керамический техникум и Львовскую академию искусств, где он преподает. Его творчество очень многогранно. Особое место в нем занимает роспись фарфора.
В своем творчестве художник использует традиции народной орнаменталистики, придавая ей современное звучание. Художник удачно адаптировал технику петриковской росписи на бумаге к сложному надполивному процессу полихромного декорирования округлой фарфоровой пусуды. Замечательным подарком для ценителей изящества и красоты природы представлена в экспозиции коллекция декоративных тарелок, украшенных петриковской росписью. Они не только ее украшение, но и напоминание о важности эстетики и гармонии в жизни. Александр Опарий — участник ведущих художественных выставок в Украине. Его персональные выставки проходили в Киеве, Харькове, Сумах, Миргороде и других городах. Творческое кредо художника — творить каждый день, воспевая жизнь.
— Как объясните, что, несмотря на войну, украинские фарфористы создают такую красоту?
— Важно жить, несмотря на войну: строить планы, верить, что они сбудутся, воспитывать детей, любоваться внуками… Любить. Учиться. Работать. Улыбаться. Мечтать. Заниматься обычными делами и просто жить. И главное — не откладывать ничего на потом.
— Почему важно проводить художественные выставки сейчас, в столь сложное время?
— В социальной сети есть страница об украинском фарфоре, которая собрала большое количество ценителей изделий отечественных заводов фарфорово-фаянсовой отрасли. Они пишут, что хотят видеть больше красоты. Вижу и слышу многочисленные отзывы и на первый в Украине самый масштабный проект, посвященный украинскому фарфору, в «ФАКТАХ». Он начался почти год назад, и за это время в его рамках вышло около 50 интервью, которые, надеюсь, будут способствовать сохранению истории отечественного фарфора. Фарфоровое культурное наследие Украины и творчество современных фарфористов заслуживают особого внимания. Эта серия интервью — отличный подарок ценителям отечественного фарфора, как и открытие во время войны первого в Украине Музея фарфоровых фигур. Это же могу сказать и о выставке «Фарфоровая песня». Исцеление красотой душ соотечественников, ныне живущих в страшных реалиях войны, и поддержка творческих талантов Украины — цель мероприятия, которая объединила музейщиков Национального заповедника «София Киевская» и общественную организацию «Ассоциация исследователей фарфора и фаянса».
Ранее исследовательница истории фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказала «ФАКТАМ» о сервизах с фруктовым декором, которые коллекционирует немало всемирно известных людей.
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк
На фото в заголовке: Г. Антоненко, Е. Нестерова. Чайник «Инопланетяне». Киев, Лубны. 2024. Фарфор, надглазурные керамические краски с люстром и позолочением после обжига
2819Читайте нас в Facebook