Ожоги были до костей, осколки застряли в черепе: о мальчике, чудом выжившем во время ракетного удара рф по Виннице, снимают в Англии фильм
Маленький Рома выжил чудом. Затем были несколько месяцев комы, больше тридцати операций и реабилитация, которая продолжается до сих пор. Чтобы в будущем иметь возможность восстановить полностью обгоревшее лицо, Ромчик вот уже больше года носит специальную маску. При этом ничто из вышеперечисленного не мешает Роме заниматься танцами, участвовать в международных соревнованиях, играть на баяне, плавать. Историю Ромы уже знают во многих европейских странах, а совсем скоро в Великобритании об истории мальчика выйдет художественный фильм.
«Рома пытался помочь маме. Он подошел, гладил ее волосы, но она не реагировала…»
Накануне второй годовщины винницкой трагедии Рома Олексив впервые после случившегося побывал на месте, где едва не погиб и где погибла его мама.
— Рома давно хотел туда прийти, — рассказал «ФАКТАМ» папа мальчика Ярослав Олексив. — Но с того момента, как все это случилось, сын не был в Виннице. Мы долгое время были на лечении в Германии, а затем вернулись домой, во Львов. Перед тем как поехать в Винницу, мы с Ромой не раз об этом говорили, он морально готовился. Ромчик купил маме цветы, положил их у памятника погибшим. Мы с сыном походили по тем местам, где Рому выносили из разрушенного ракетой здания (этот момент есть на видео в сети), а затем поехали в больницу, где сын первое время лежал в реанимации. Больницу Ромчик совсем не помнит: он был в коме. Ему было интересно узнать, как все происходило, как его спасали. Врачи даже завели его в палату, где он тогда лежал…
Рома не помнит, что было после ракетного удара, но хорошо помнит все, что было до. Как утром 14 июля они с мамой пришли в частную клинику «Нейромед» на полчаса раньше, чем им был назначен прием, поэтому сидели в холле. Помнит, как после первого взрыва мама легла на пол и сказала ему сделать то же самое. Но Рома не успел — случился второй взрыв и его силой удара отбросило в другую сторону.
— Рома видел маму, которую завалило камнями, — говорит Ярослав Олексив. - Сын рассказывал, что, когда он поднял голову, вокруг все горело. Рома пытался помочь маме. Он подошел, гладил ее волосы, но она не реагировала… Тогда Рома понял, что нужно выбираться. Сын шел на свет, но постоянно падал, потому что камни и обломки бетона, по которым он шел, были очень горячими. Он лежал на этих раскаленных камнях, затем собирался силами, вставал и шел дальше. Поэтому так сильно и обгорел… На выходе его подхватил на руки случайный прохожий — именно этот момент и попал на появившиеся в сети видео.
В тот момент Ярослав Олексив, узнав о ракетном ударе, тщетно пытался дозвониться жене. Ярослав был во Львове — именно там они жили с женой и сыном. В Винницу Галина приехала в гости к родителям. Когда Ярослав, узнав, что произошло, немедленно приехал, Ромчик уже был в больнице. Он получил черепно-мозговую травму, открытый перелом плеча. Пострадали и внутренние органы. Обгорели лицо, спина, руки, ноги. После того как Рома пережил первые несколько суток (именно их врачи называли решающими), его перевезли во Львов. В Первом медицинском объединении Львова говорили, что ожоги Ромы были настолько глубокими, что местами достигали костей. А несколько осколков от снаряда застряли в черепе.
Затем Рому перевези в Германию. В тот момент его состояние все еще оставалось критическим — из-за присоединившихся инфекций. Ни на минуту не отходя от сына, Ярослав делал все возможное, чтобы Рома пришел в себя.
— Никто не мог сказать, слышал ли меня Рома, но я все время с ним разговаривал. И я думаю, что сын меня слышал, потому что он реагировал, — вспоминает Ярослав. — Например, когда я включал ему любимую классическую музыку, Рома дергал ручкой и ножкой. Из-за инфекций состояние Ромы долго не удавалось стабилизировать. Ему делали по три операции в неделю. Пересаживали кожу. Пытались ее наращивать, но она не приживалась. Параллельно была медикаментозная терапия с антибиотиками, многие из которых не действовали. И только в сентябре 2022 года состояние сына начало стабилизироваться. А в октябре он начал вставать на ноги.
В общей сложности Ромчик перенес уже 32 операции, каждая из них — под общим наркозом. У сына сильно обгорело сухожилие, и пальцы не разгибались. Сейчас пальцы выровняли. Но, кстати, Рома даже до этой операции приспособился играть на баяне. И это не просто возможность отвлечься, но и в его случае хорошая терапия. Врачи-реабилитологи разминают ему пальцы, однако для восстановления этого недостаточно. А игра на баяне очень хорошо помогает.
«Несмотря на необходимость все время носить маску, Рома старается жить полноценной жизнью: учится, готовится к конкурсам и соревнованиям»
— Маску, которую Рома сейчас носит на лице, нельзя снимать ни днем, ни ночью, — рассказывает Ярослав Олексив. - Она сдерживает рубцы — так они не увеличиваются и не грубеют. От этого во многом зависит результат пластических операций, которые нам еще предстоят в будущем. Маску нужно носить не менее двух лет. Это очень непросто, но сын понимает, для чего это, и делает все так, как сказали врачи.
Осенью 2023 года Рома с отцом вернулись в Украину. Ярослав говорит, сделали это потому, что сын очень скучал по дому. Рома был очень рад вернуться не только в школу, но и к своим любимым танцам. Очень скоро он уже вышел на паркет как участник танцевальных соревнований — и с тех пор принимал участие не только в украинских, но и в международных конкурсах.
Недавно Ромчик приезжал на танцевальные соревнования в Англию, где о нем сейчас снимают фильм. Автор и продюсер фильма — магистр Лондонского университета Голдсмит Константин Бидненко.
— Это будет короткометражный художественный фильм, основанный на реальных событиях, — рассказывает Ярослав Олексив. — Актеры будут играть Рому и других участников истории. В фильме будет показана жизнь Ромы после трагедии — как сын, несмотря на сложный процесс реабилитации и необходимость все время ходить в маске, старается жить полноценной жизнью: учится, готовится к конкурсам и соревнованиям.
Мне кажется, Ромина история вдохновит многих людей продолжать жить и никогда не сдаваться, что бы ни произошло. Международный танцевальный конкурс, в котором Рома принимал участие, проходил в Ливерпуле. После этого мы поехали в Лондон, где встретились с Константином Бидненко. Рома рассказывал свою историю. Заодно смог немного посмотреть Лондон — ему было очень интересно.
— Ромчик проходит лечение и реабилитацию исключительно в Украине?
— Нет, и в Германии тоже. Мы сейчас фактически живем на две страны. Реабилитацию Рома в большей степени проходит в Украине, а в Германию приезжаем на операции. Например, сейчас мы опять приехали в Дрезден, где должны назначить дату операции по пересадке волос. После этой операции Роме предстоит пластика. И в какой стране мы будем ее делать, пока не известно. Совсем недавно Ромчик был в реабилитационном лагере в Луцке. В Украине прекрасные реабилитологи, мы очень довольны результатами. Сейчас, кроме танцев и игры на баяне (для сына это терапия во всех смыслах этого слова), в жизни сына появилась еще одна радость — бассейн. Рома давно хотел научиться плавать, и вот мы к этому пришли. Плаванье тоже очень важно для скорейшего восстановления. К тому же, мне кажется, само пребывание в Украине — это уже для Ромы реабилитация. Ему очень хорошо дома. Здесь друзья, одноклассники, хобби — вся его жизнь. Честно говоря, я переживал, как он воспримет поездку в Винницу. Там он последний раз видел маму живой и потом видел, как она погибла.
— Фото Ромы с мамой, которое публиковали едва ли не все СМИ, было сделано в день трагедии?
— Да, это их последнее фото вместе. В тот день жена с сыном планировали посетить нескольких врачей. Первый прием был рано, около восьми часов утра. Рома с Галей сидели в клинике, сделали селфи — и сразу же прислали мне это фото. После этого они поехали в клинику «Нейромед» — и Галя уже не выходила на связь…
Несмотря на эти болезненные воспоминания, Ромчик был очень рад приехать в село под Винницей к бабушке с дедушкой. Он очень ждал встречи со своим любимым лабрадором Ларсом. Переживал, что пес за почти два года его забыл. Не забыл. И Рома так этому радовался… Я и сам учусь у сына его удивительной способности любить и ценить жизнь, несмотря ни на что. Поэтому мне и хочется, чтобы о Роме узнавали люди. Возможно, его пример поможет кому-то не сдаться в сложной ситуации.
— История мальчика, который выжил…
— Да. Единственный из всех, кто был тем утром в здании клиники. Вопреки всему, Рома остался жив. Значит, у него есть здесь своя особенная миссия.
Напомним, в тот день россияне варварским ракетным ударом по Виннице убили также 35-летнюю женщину-стоматолога и ее маленького сына.
3375Читайте нас в Facebook