ПОИСК
Общество и люди

«Сегодня раритетная фарфоровая модница „Лиса-агроном“ стоит фантастически дорого», — коллекционер Людмила Карпинская-Романюк

20:50 9 сентября 2024
украинский фарфор
Одежда, созданная талантливыми украинскими дизайнерами, вызвала и вызывает восхищение. Когда в 1991 году Киевский дом моделей посетил легендарный модельер Пьер Карден, он сразу же предложил создать в тандеме молодежную коллекцию. В разные годы Киев посещали Пако Рабан, Кензо Такада и другие всемирно известные дизайнеры.

И сейчас, несмотря на войну, украинские дизайнеры создают одежду, которой восхищается мир. А отечественные модели выходят на мировые подиумы в самых красивых нарядах, созданных талантливыми модельерами.

Сегодня речь пойдет о теме моды в украинском фарфоре.

В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница истории украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала о самых колоритных статуэтках на тему моды.

«Волка-стилягу» известный скульптор Владислав Щербина считал своим автопортретом"

— Мода влияет на нашу жизнь, каждый раз предлагая нам что-то новое и необычное, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Так было во все времена. Украинские фарфористы не остались в стороне от этой темы. Ведь то, что мы надеваем, определяет наше самочувствие и то, как нас воспринимают окружающие.

— Кто из украинских художников-фарфористов особенно интересовался темой моды?

— Фарфоровых модниц создавали и Владислав Щербина, и Оксана Жникруп, и Ольга Рапай, и Валентина Трегубова. Колоритные работы отразили феномен стиляжничества. Модники и модницы следовали зарубежной моде и носили брюки-дудочки, яркие блузы с цветочным принтом, туфли с удлиненным носом. Вид стиляги подвергался ожесточенной критике. Но это не останавливало модников и модниц в желании выглядеть эффектно.

РЕКЛАМА

Одна из самых колоритных фарфоровых модниц — «Лиса-агрономша» Владислава Щербины. Эта статуэтка (на фото в заголовке) из скульптурной группы художника «На злобу дня». Очевидно, что лиса-модница после окончания вуза получила направление на работу в колхоз, несмотря на то, что ее мечта — остаться жить в столице. Наряженная, как новогодняя елка, она одета в яркое декольтированное платье с широким поясом, на шее — бусы, в руке — сумочка. Сегодня эта статуэтка раритетная и стоит фантастически дорого.

Кстати, себя Владислав Щербина воссоздал в статуэтке «Волк-стиляга». Об этом рассказывал мне в интервью. Называл эту статуэтку своим автопортретом. «Когда я был молодой, одевался ярко, экстравагантно, — рассказывал Владислав Щербина. — Носил модные туфли на толстой подошве, которые привозились из-за границы, узкие брюки желтого цвета в клетку, голубой пиджак. Прическа сумасшедшая! За мной бежали пацаны и кричали: „Стиляга! Стиляга!“… Я был без комплексов, раскованный, жил, как мне нравилось. Кстати, свободным я чувствовал себя всегда, несмотря на то, что судьба меня не баловала».

РЕКЛАМА

В серии были и «Лиса-агрономша», и «Медведь-бюрократ», и «Заяц-болтун»… Но судьба ее оказалась печальной. Как рассказывал автор, некая дама подарила Медведя (в макинтоше и с портфелем) мужу — чиновнику, занимавшему большой пост. Тот, видимо, узнал в этом образе себя и очень разозлился. А вскоре серию сняли с производства.

В. Щербина. «Волк-стиляга» из скульптурной группы "На злобу дня". Киевский ЭКХЗ. 1957

РЕКЛАМА

«Особый шарм фарфоровым модницам придает прическа „бабетта“, которая снова на пике популярности»

— А в чем особенность модниц, созданных Ольгой Рапай?

— Их внешность изысканная и элегантная. Платье в сочетании с перчатками, аккуратной высокой прической и маленькой сумочкой — такой наряд не выглядит вызывающим. Однако сам факт увлечения модой тогда в обществе не одобрялся. Некоторые считали, что оно отвлекает от серьезных дел и даже может навредить учебе или работе.

О. Рапай. "Модницы". Киевский ЭКХЗ. 1961

А вот «Модница», «Грация» и «Стиляга» Валентины Трегубовой. Каждую фигурку любопытно рассматривать до деталей.

В. Трегубова. "Грация", "Модница", "Стиляга". Коростенский ФЗ. 1992

— Особый шарм фарфоровым модницам придает прическа «бабетта», — рассказывает коллекционер.

— Кстати, она снова очень популярна. Как рассказывала мне недавно всемирно известный стилист причесок Кристина Керестеш, прически в стиле кинозвезд Брижит Бардо, Мерлин Монро, Софи Лорен являются источником вдохновения для современных стилистов и модниц. Тренды правят миром…

— Стоит отметить, что Оксана Жникруп и Ольга Рапай имели безупречный вкус, одевались красиво и стильно, так что тема моды в их творчестве неслучайна. Сегодня только старшее поколение помнит, что новый наряд был событием, поскольку купить модную одежду в обычных магазинах было нелегко. Импортные вещи получали по блату. Также их можно было приобрести у спекулянтов. Многие женщины шили наряды у портних или в ателье, выбирая фасоны в модных зарубежных журналах, которые тоже были дефицитом. Да и найти в продаже модную ткань было задачей не из легких. Так что часто наряды перешивали и даже перелицовывали.

«Статуэтки украинских фарфористов — это история моды в фарфоре»

— Сегодня, когда в магазинах нет дефицита, это сложно представить.

— Да, но так было. Статуэтки украинских фарфористов — это история моды в фарфоре. Скажем, в 1975 году Оксана Жникруп создала скульптуру «В кафе».

О. Жникруп. «В кафе». КЭКХЗ. 1975.

Ее сюжет таков. Встретились две подруги в кафе за чашечкой чая. Интересно рассматривать наряды каждой из подруг. На обеих — туфельки на танкетках, которые в этот период были на пике моды. На шатенке — модные джинсы. Блондинка — в белом платье в горошек. Поверх платья удлиненный жилет голубого цвета. Большой воротничок с уголками, тщательно выправленными поверх жилета, является украшением наряда. Геометрические прически отличаются ровными срезами и точными линиями. Именно так одевались в далекие 1970-е. Кстати, мода возвращается. И сегодня наблюдается большой интерес к моде этого периода.

— Какие из этих фигурок есть в вашей коллекции?

— «Модницы» Ольги Рапай. Их я приобрела в период написания книги «Фарфор Ольги Рапай». Эти статуэтки мне очень нравятся. Все они сейчас раритетные и являются украшением моей коллекции украинского фарфора.

Ранее коллекционер и исследователь истории отечественного фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала о различных породах собак, воспроизведенных в фарфоре украинскими художниками.

Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!

Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк

На фото в заглавии: В. Щербина. «Лиса-агрономша» из скульптурной группы «На злобу дня». Киевский ЭКХЗ. 1957

13334

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров