ПОИСК
Политика

Выяснение отношений между кланами и отдельными лицами гражданам преподносится как «высокая политика», а личные интересы власть имущих облекаются в идеологическую обертку

0:00 10 марта 2006
Кость БОНДАРЕНКО Киевский институт проблем управления им. Горшенина
Популярная программа Савика Шустера «Свобода слова» на телеканале ICTV ярко продемонстрировала несостоятельность нынешней политической элиты, которая на словах призывает: «Вперед, к победе! К торжеству идей!» А на самом деле их призывы означают: «За дело Порошенко — Ющенко — Януковича — Луценко — Коломойского — Тимошенко (ненужное — вычеркнуть)»

Когда-то Петр I издал указ, гласивший: «Всем боярам говорить не по писану, дабы дурь каждого была явственна». Указ давно вошел во все хрестоматии и общеизвестен. Но наши политики за века, прошедшие со времен Великого Петра, не устали демонстрировать свою дурь — даже говоря «не по писану», а витийствуя перед большими аудиториями…

Как все-таки справедлив одесский анекдот: «Как вы думаете, кто хуже: Ющенко или Янукович?» — «Обое хуже!»

Эта параллель припомнилась в связи с последней программой Савика Шустера «Свобода слова» на канале ICTV. Авторский коллектив программы, ставшей в последнее время едва ли не самым популярным телевизионным ток-шоу в Украине, пытался собрать в одной студии представителей разных политических сил и поговорить о том, насколько честно и прозрачно могут пройти предстоящие парламентские выборы. Но результат оказался неожиданным. Савик Шустер сумел сделать одной программой (хоть и продолжительностью в четыре часа) то, что не удавалось многим — показать всю глубину настоящего политического кризиса в Украине. Кризиса, который пока еще не проявился во всей своей красе, но у которого уже есть несколько отличительных характеристик.

Во-первых, мы являемся свидетелями кризиса элит, не понимающих, что революцию в стране пора давно завершить и перейти к нормальной, конструктивной работе, способствующей развитию Украины. Эти люди, претендующие на роль национальных лидеров, национальной элиты, уже давно заигрались в революции-контрреволюции, превратились в таких себе политических «казаков-разбойников» (периодически меняясь местами и путаясь, кто из них казак, а кто — разбойник). Во-вторых, народ устал от постоянных распрей в политических верхах и требует определенности, а также внимания к своим повседневным заботам, а не выяснения того, как говорят в Одессе, «кто кому Рабинович». В-третьих, наши политики слишком оторвались от народа и слишком уж непонятны народу — хотя узурпировали право говорить от его имени.

В-четвертых, по мнению многих избирателей, нет никакой разницы (по большому-то счету!) между «оранжевыми» и «бело-синими»: при всей их внешней «разности» они более чем одинаковы — в том числе и в плане политической культуры. «Разницы нет никакой между Правдой и Ложью, если, конечно, и ту, и другую раздеть», — пел Владимир Высоцкий. Савик Шустер провел сеанс политического раздевания участников программы, обнажая самые нелицеприятные стороны бытия. Как все-таки справедлив одесский анекдот: «Как вы думаете, кто хуже: Ющенко или Янукович?» — «Обое хуже!» Программа показала, что тех, кто хуже, намного больше — к этой категории можно отнести и соратников Юлии Тимошенко, и «правую руку» Александра Мороза, трижды на протяжении программы отрекшегося от своего недавнего благодетеля, и представителей НСНУ, пытавшихся действовать по принципу «око за око», вспоминая события прошлогодней президентской кампании, и представителей Партии регионов, стремившихся доказать, что, дескать, не они виноваты в расколе страны, а Кучма и Медведчук…

РЕКЛАМА

Специалисты, постоянно производящие замеры рейтингов тех или иных телепрограмм, говорят, что программа Савика Шустера — несмотря на ее продолжительность — в прошлую пятницу побила все рекорды «смотрибельности». Наши доверчивые граждане решили посмотреть на своих кумиров, на звезд украинской политики — Червоненко, Кушнарева, Чорновола, Стецькива, Луценко. Они ждали откровений и сенсаций. Они ожидали боев политических гладиаторов. А получились бои без правил или же бои в бассейне с грязью, где побеждает тот, кто первым сорвет с соперника грязное белье и продемонстрирует его публике.

Было тяжело смотреть на Тараса Чорновола, которого многие уважают и ценят как человека. Но нельзя же настолько искренне верить в легенды, доказывая, что Янукович упал не от внезапно разбитого у него на груди куриного яйца, а от удара сзади по голове! Кстати, по меньшей мере наивными выглядели и утверждения Евгения Червоненко о том, что новая власть принесла с собой только положительные изменения. Поразила перепалка между Евгением Кушнаревым и Евгением Червоненко — с одной стороны, вроде бы люди не чужие и не враги вовсе. Вроде бы и дружили раньше. А сейчас — такое впечатление, что заигрались не в свои игры, слишком вошли в роли и не просто оппонируют один другому, а, по сути, грубо ссорятся, не желая слышать аргументы друг друга.

РЕКЛАМА

Фраза генералиссимуса Франко, которая сейчас отчасти применима и к Украине: «Для друзей — все, для врагов — закон»

Но более всех потряс Юрий Луценко. Немало людей с симпатией относились к Луценко — в его бытность полевым командиром оппозиции и одним из лидеров конструктивного крыла в Социалистической партии. Сейчас те же люди с негодованием относятся к министру внутренних дел Украины Юрию Виталиевичу Луценко — по мнению многих профессионалов, наиболее слабому министру внутренних дел за всю историю украинской независимости. Вот что значит человек не на своем месте! Как-то известный российский историк и публицист Леонид Млечин сказал: «Феликс Дзержинский, как творец нэпа и разработчик первых советских экономических программ, заслуживает благодарной памяти потомков, но Феликс Дзержинский, как человек, возглавлявший ЧК и погубивший сотни тысяч невинных жертв, — заслуживает презрения и самых жестких оценок со стороны историков». Едва ли не то же самое можно сказать и о Луценко. Юрий Луценко — человек, на удивление тесно сочетающий качества Феликса Дзержинского и Льва Троцкого. Юрий Луценко в его бытность руководителем управления экономики Ривненской облгосадминистрации или Юрий Луценко в бытность заместителем министра (Семиноженко), советником премьер-министра (Пустовойтенко) — это одна фигура. Но стоило Юрию Луценко стать Юрием Виталиевичем, облечь себя министерскими полномочиями, превратиться в «карающую десницу революции» — и он уже совсем в иной ипостаси, чаще всего отнюдь не в положительной, если судить по реакции людей.

Поведение министра Луценко в программе «Свобода слова» поражало! Он перебивал оппонентов, грубил им, выходил за рамки элементарного приличия. Он демонстративно-пренебрежительно относился к людям, находящимся в противоположном политическом лагере. Он попирал принцип презумпции невиновности и представлял себя истиной в последней инстанции. Конечно, Юрий Виталиевич понимает: сегодня он очень близок к Президенту. Президент ему доверяет — поскольку в его окружении практически уже не осталось тех, кому можно было бы всецело доверять. Но нельзя же быть столь откровенно политизированным! Нельзя быть живой иллюстрацией к тезису генералиссимуса Франко, так характеризующего суть неототалитарных обществ (что сейчас отчасти применимо и к Украине): «Для друзей — все, для врагов — закон». Господин министр в ходе своего пламенного спича так и не понял того, о чем сейчас говорят практически все: если он хочет быть объективным, то должен в равной мере выставлять на суд общественности и действия Кушнарева, Ахметова, Януковича, и деятельность многочисленных кумовьев нынешнего гаранта Конституции. Интересно, кто больше вреда принес государству: Кушнарев, использовавший для строительства харьковского метрополитена деньги без проведения предварительного тендера, или Ивченко с Плачковым (точнее, более крупные фигуры, стоящие за их спинами), поставившие Украину на грань экономического кризиса?

РЕКЛАМА

Юрий Виталиевич, очевидно, периодически забывает, что он — не на баррикадах в свитере. Он — силовой министр, в его подчинении — десятки тысяч вооруженных людей. И он просто обязан перестать быть политиком. Но политика (точнее, политиканство), знаете ли, не отпускает, она засасывает…

Политики так и не сумели осознать главного урока Майдана: народ — не быдло

Интересной была реакция зрительской аудитории. Во-первых, сколько ни старались противоборствующие стороны — а народ остался при своем мнении. И вначале, и в конце программы число тех, кто не верит в честность предстоящих выборов, осталось неизменным — 68 процентов. Это уже едва ли не приговор нынешним политическим элитам и нынешним властям! Вспомните: Виктор Ющенко обещал, что новая власть будет честной. Аудитория — подобранная без тенденциозности, отражающая мнения представителей разных регионов Украины и различных слоев населения — позволила себе опровергнуть утверждения Президента.

Во-вторых, простые люди, выступавшие у микрофона, были практически единодушны во мнении: политики вверху заигрались, оторвались от народа, думают о деньгах и собственной выгоде, но не думают о нуждах отдельного гражданина страны. Конфликты между «оранжевыми» и «бело-синими» могут интересовать сегодня только далекого от проблем украинского общества люмпена, но здравомыслящий человек уже не может жить категориями «Ющенко лучше, чем Янукович» — «Чем лучше?» — «Чем Янукович!» В большинстве своем народ желает мира, согласия, завершения революционных потрясений. Люди изо дня в день на собственной, извините, шкуре ощущают, что ни Ющенко, ни Янукович, ни Тимошенко, ни Мороз не дают им уверенности в том, что революция (или контрреволюция) завтра завершится. Отсюда — раздражение, отсюда — недовольство, отсюда — резкие оценки в адрес и власти, и оппозиции.

Савик Шустер одной программой сделал больше, чем десятки политиков. Он продемонстрировал несостоятельность нынешнего украинского политикума, невозможность далее терпеть откровенное издевательство над народом — когда выяснение отношений между кланами и отдельными лицами преподносится как «высокая политика», а личные интересы облекаются в идеологическую обертку. «Вперед, на баррикады! К победе! К торжеству идей!» — на словах. «За дело Порошенко — Ющенко — Третьякова — Януковича — Луценко — Рудьковского — Коломойского — Тимошенко (ненужное — вычеркнуть)» — на самом деле.

И последнее: наши политики так и не сумели осознать главного урока Майдана, неоднократно повторявшегося в виде заклинания год назад: наш народ — не быдло. Он все понимает. «Наш народ — не тетеря, чтобы кормить его с ложечки», как писал Андрей Вознесенский. И программа господина Шустера еще раз это продемонстрировала.

 

281

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров