Традиция желанного «первого полазника», освящение воды пламенем и девичьи гадания: обряды и обычаи Третьей Пречистой
В нынешнем ноябре еще относительно тепло и не верится, что мы стоим на пороге зимы. Как считали в древности, именно с 21 числа постепенно зима и набирает силу. А христианский мир в этот день празднует Введение во Храм Пресвятой Богородицы — один из числа двенадцати великих праздников. Он посвящен определенному событию: родители Девы Марии привели девочку в Иерусалимский храм, где она посвятила свою жизнь Богу. Праздник зародился еще в V в., с IX в., его поддержала восточная церковь, в конце XIV в. — западная, а в XV в. он распространился в Европе.
В старину в украинском быту возникли традиции, которые поддерживались годами, определенные обычаи передавались от поколения к поколению и держались на определенной жизненной мудрости людей. В народе Введение назвали еще Третьей Пречистой. Какими обрядами интересен этот праздник, какие верования с ним связаны, чего опасались, рассказала «ФАКТАМ» Нина Главацкая, этнограф, старший научный сотрудник научного отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (в Пирогово).
История праздника Третьей Пречистой
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — третий из годового цикла Богородичных праздников, посвященных чествованию Девы Марии, — объясняет Нина Главацкая. — Праздник связан с событием, о котором рассказывает апокрифическое Протоевангелие от Иакова: родители Богородицы, святой Иаким и святая Анна, выполняя обет посвятить своего ребенка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм. Там она находилась до 12 лет — до своего обручения с праведным Иосифом.
В народе этот праздник называют Третьей Пречистой. С переходом ПЦУ на новоюлианский календарь он приходится на 21 ноября. Введение называли «воротами, що ведуть у зиму», поэтому приговаривали: «Третя Пречиста землю снігом укриває». Хлеборобский год уже завершился: до Введения все работы, связанные с обработкой земли, должны были быть завершены. Для земледельцев начиналось время относительного отдыха. Поэтому говорили: «Введення прийде, свят наведе». Введением завершается осенний сезон праздников и начинается зимний.
Этот праздник еще называют «ВИдение». Как и в случае с другими большими годовыми праздниками, Введение связывалось с культом умерших. М. Грушевский писал об этом так: «На цей день Бог відпускає праведні душі подивитися на своє тіло, тому свято називається Видінням (за народною етимологією, „Введіння“ — „видіння“: душа дивиться на своє тіло» (М. Грушевский, «Ист. Укр. Литер.», І, 145). Поэтому на Пречистую остерегались копать землю, бить прачкой белье, мять лен или коноплю, чтобы не подавить душу. Кто это делал, «тим під час жнив гроза влучить в копи».
Традиции празднования в Украине
Для украинцев этот день богат интересными древними обычаями и обрядами, главной целью которых было призвать благосостояние и богатство на будущий земледельческий год. Поэтому и возникли различные верования, которые становились традицией.
Так, с праздником связывалась традиция «полазников». Тот, кто в этот день первым зайдет в дом, тот и был «полазником» на новый хозяйственный год — человеком, который приносит добро или беду. Желанным гостем считался молодой парень, а вот визит женщины предвещал проблемы. И. Франко так писал об этом веровании: «Коли ввійде (першим) молодий, гарний, здоровий чоловік, а до того ж зі грошима, то це добра ворожба: весь рік у хаті будуть усі здорові і будуть гроші вестися. Коли ж увійде стара, немічна, бідна людина, а особливо літня жінка — добра не жди, це злий знак».
Недобрым признаком также было приходить за ссудой. Поэтому хозяйки старались не впускать в дом нежелательного гостя, перед ним закрывали дверь.
Аналогичная традиция «полазников» существовала на Рождество и Новый год. Но в отличие от рождественско-новогодних праздников, с которыми связаны традиции колядования и засевания, относительно Введения этнографы не приводят упоминаний о специальных визитах парней и молодых мужчин. На самом деле многие люди вообще остерегались в этот день ходить в другие дома, чтобы в случае чего их не обвинили, что беду принесли.
А хозяин двора тоже пытался себя подстраховать, поэтому вставал раньше, обходил усадьбу и заходил в дом, чтобы таким образом стать «первым гостем». Заходя, произносил пожелания: «Дай, Боже, добрий день, щоби худібонька здорова була, і я з тобою, моєю жоною і діточками». Кроме хозяина, на роль желаемого «полазника» подходил и кто-то другой, но мужского пола. На него возлагали особые надежды: По народным представлениям, желаемый «полазник» приносил счастье, здоровье семье, богатство на весь год, щедрость нивы, счастливый брак, удачные роды, приплод в хозяйстве и тому подобное. Поэтому к первым посетителям относились с почтением.
Обряды Третьей Пречистой
- В народном быту существовало много обрядов, — продолжает Нина Главацкая. — Так, в восточных регионах Украины на Введение освящали воду, веря, что через нее на людей сойдет благословение от Пресвятой Девы. Воду набирали только в определенном месте (там, где сходятся воедино три источника). Затем ее освящали пламенем — «пропускали» воду через огонь — и употребляли против болезней, от порчи, использовали для скота, любовных приворотов, гаданий. В некоторых регионах воду освящали еще с вечера.
В этот день хозяйки проводили обряды для увеличения надоев молока и защиты скота от болезней. На Лемковщине, например, утром хозяйки выводили из хлева первыми или телочку, или бычка, давали им воду и хлеб, посыпали льняным семенем: «щоб добре велася худоба». Вымя намазывали маслом: «щоб давало багато жирного молока». Еще варили специальный кисель, чтобы это молоко было вкусное. За коровами очень следили, потому что считалось, что в этот день ведьмы садились на кочергу и летели отбирать молоко.
Если в этот день был снег, то девушки обязательно умывали им лицо, а потом вытирали полотенцем красного цвета. Верили, что тогда кожа будет белой, чистой, с румянцем.
В этом году уже начался Филипповский, или Рождественский пост (у христиан восточного обряда с 15 ноября и продлится 40 дней). Во время поста верующие готовят себя к Рождеству Христову духовными усилиями и ограничивая потребление определенной пищи. Ограничение не распространяется на беременных женщин, людей, которые тяжело работают, больных. Празднование Третьей Пречистой обычно семья начинала с посещения церкви. Верующие молились и просили Божьего благословения для детей, бездетные пары просили о даровании потомства и счастливой судьбе для ребенка, незамужние девушки обращались к Богоматери с просьбой о хорошем браке. После литургии вся семья отправлялась домой к праздничному столу. Во время поста на столе обычно были постные блюда. Праздничные послабления позволяли рыбу, растительное масло, сладкие и соленые пироги.
Погодные приметы
Обязательно на Введение люди присматривались к погодным приметам, ведь земледельцам важно было, на какие природные условия надеяться в будущем земледельческом году.
- Если на Введение морозно, то и все зимние праздники с морозом, как тепло — все праздники с теплом.
- В народе говорили, что с Введения зима на ноги становится, это ворота зимы, введенские морозы варежки на мужчину надевают, стужу устанавливают, зиму на разум наставляют.
- Иней на деревьях в этот день обещал богатый урожай овса.
- Если воробей на Введение воды «напьется», то на Юрия (23 апреля по новому стилю) вол напасется. То есть сколько воды на Третью Пречистую, столько весной будет травы.
- Если на Введение вода, то летом — молоко.
- Если Введение мостит мосты, а Николай забивает гвозди, то лютая зима будет.
- Если на Введение ляжет глубокая зима, то готовь для урожая глубокие закрома.
- Считалось, если на Введение ветрено, то зима будет с метелями, а на жатву будет дождь и хорошо уродится просо.
Девичьи гадания
Если хозяева свои желания связывали с будущим урожаем, который обусловливал благосостояние семьи, то незамужние девушки мечтали о замужестве. На Введение они гадали на жениха, проводили ритуалы, чтобы увидеть во сне суженого или место, в которое они попадут после свадьбы. Ложась спать, говорили: «Введення, введи мене у той дім, де я буду вік доживати». В восточной Украине девушки давали выпить воду, освященную в канун Введения, понравившимся юношам. Они верили, что с водой сойдет благословение святой — сама Богородица благословит пару и в будущем году они станут мужем и женой.
Запреты на Третью Пречистую
На Третью Пречистую действовал ряд запретов. Нельзя готовить скоромные блюда — из мяса, молочных продуктов и яиц (сокращенное меню во время Рождественского поста действует до 24 декабря).
- Люди старались ничего не занимать и не давать в долг, потому что свято верили: добра из этого не будет. Таким образом можно навлечь бедность на себя.
- На Введение и после него (вплоть до Благовещения, которое наступит 25 марта) нельзя трогать (копать или иным образом нарушать) землю, «бо вона спочиває і на літо сили набирається».
- От Введения до девятого четверга после Рождества не годится бить белье на воде колотушкой, потому что это навредит ниве, а летом навлечет бурю на поля.
- По этим же мотивам надо и коноплю успеть потереть до Введения. Пожилые люди предостерегали: «Коноплі треба терти до Введення, бо той, хто це робить по Введенні, накликає бурю на поля, а на себе від людей зневагу».
- Нельзя выполнять домашнюю женскую работу — шить, убирать, стирать.
- Нельзя обижаться, ссориться, осуждать кого-то.
- На Третью Пречистую старались не ходить в гости, чтобы в случае чего не подумали, что вы беду принесли.
Напомним о Дне святого Николая и традициях праздника, связанных с самым популярным в народе универсальным святым-заступником.
353Читайте нас в Facebook