«наследники «оранжевой» революции расплачиваются за свои ошибки. Избиратель не простил им раздоров и расколов»
Парламентские выборы вызвали двойственную реакцию на Западе. С одной стороны, Европа и США признали демократичность украинских выборов, с другой — их результаты спровоцировали волну недоумения от того, что победитель «оранжевой» революции — «Наша Украина» — стала аутсайдером в тройке лидеров нынешних выборов в парламент. А политические силы, проигравшие в 2004 году президентские выборы, сейчас стали фаворитами избирательной кампании.
Так, британское издание «The Financial Times» считает третье место, доставшееся в предвыборной гонке «Нашей Украине», «унизительным для Виктора Ющенко результатом, который сильно ослабил политическое влияние украинского Президента». Издание отмечает, что «господин Ющенко рассчитывал на то, что его блок «Наша Украина» придет к финишу вторым и возглавит «оранжевую» коалицию, однако Юлия Тимошенко оттеснила «Нашу Украину» на третью позицию».
«The Financial Times» предполагает, что результаты выборов сильно не повлияют на европейский вектор развития Украины, однако прогнозирует, что «в условиях, когда ни одна партия не получила большинства в парламенте, за выборами почти наверняка последует долгий период неопределенности, в ходе которого лидеры политических партий попытаются сформировать коалиционное правительство».
А вот вопрос о том, смогут ли «оранжевые» силы договориться в новом парламенте, британское издание оставляет открытым. «Неясно, однако, смогут ли лидеры «оранжевых» преодолеть личные и политические разногласия. Неожиданно высокий результат, которого добился блок г-жи Тимошенко, позволяет ей требовать львиной доли министерских портфелей, а самой претендовать на пост премьера. Если г-н Ющенко сочтет ее требования чрезмерными, некоторые из его помощников, несомненно, выступят за соглашение с г-ном Януковичем», — пишет «The Financial Times».
Другое британское издание — газета «The Times» — также обращает внимание на «раздоры по ключевым политическим вопросам, разлад с Юлией Тимошенко, неспособность представить ясную долгосрочную экономическую стратегию, продолжающийся процесс вмешательства государства в работу определенных отраслей, отсутствие внятной политики приватизации, обвинения ближайших соратников Президента в коррупции и напряженность в отношениях с Россией».
Расценивает результат выборов как поражение «Нашей Украины» и американская газета «The Washington Post». По мнению аналитиков издания, теперь предстоят долгие торги по поводу состава нового коалиционного правительства.
Эксперты другого влиятельного американского издания — «The Wall Street Journal» — также согласны с тем, что «избиратели наказали Виктора Ющенко за безрезультатный первый год пребывания у власти, который был отмечен резким замедлением экономического роста и внутренней борьбой в правительстве».
Такого же мнения придерживается и французская газета «Le Figaro», которая пишет: «Наследники «оранжевой» революции расплачиваются за свои ошибки. Избиратель не простил им раздоров и расколов. Наказаны они и за нерешительность в проведении давно назревших экономических реформ. Они ошибочно полагали, что все проблемы Украины решатся сами собой — стоит лишь сделать ставку на Евросоюз и отмежеваться от России». А «голосование показало, что многие избиратели разочарованы тем, что удалось сделать Президенту и правительству с тех пор, как страна сбросила прежний посткоммунистический режим».
Германское издание «Die Welt» приводит слова экс-президента Чехии Вацлава Гавела, который высказал свое мнение по поводу результатов украинских выборов. По словам бывшего чешского лидера, за эйфорией после любой революции идет отрезвление. «Люди, находясь в атмосфере солидарности и самопожертвования, склонны думать, будто после их победы на Земле наступит рай. Разумеется, этого никогда не происходит, и охватывает разочарование», — напомнил Вацлав Гавел. «Судя по всему, это наблюдается в настоящее время в Украине: новые условия столкнули людей с новыми проблемами. Раньше все решало государство. И многие люди, особенно среднего и старшего поколений, начинали считать свободу бременем, поскольку она постоянно требовала самостоятельных решений», — заявил экс-президент Чехии.
219Читайте нас в Facebook